Получи документы

Опыт работы по познавательному развитию «Ознакомление с меркой»

Людмила Макарова
Опыт работы по познавательному развитию «Ознакомление с меркой»

Развивающая среда.

Измерительные приборы и инструменты: Ленты, линейка, кусочки веревки, палочки, тесьма, картонная полоска, гибкий метр, деревянный метр, рулетка, циркуль.

Весы аптечные с разновесами, безмен.

Песочные часы, часы со стрелками и электронным циферблатом, наручные, с секундомером.

Сосуды широкие и узкие, высокие и низкие, пробирки, флаконы, баночки, бутылочки, мерная ложка.

Цель: Ознакомление детей с меркой.

Задачи.

Публикация «Опыт работы по познавательному развитию „Ознакомление с меркой“» размещена в разделах

Формировать умения, сравнивать и измерять величины предметов с помощью условной мерки-посредника.

Использовать мерку в экспериментальной самостоятельной деятельности.

Выделять объект измерения и мерку.

Закрепить правила измерения линейных предметов.

Закрепить правила измерения жидких и сыпучих тел.

Подвести к пониманию обратной зависимости: чем больше мерка, тем меньше результат. Чем меньше мерка, тем больше результат.

Составлять и решать математические задачи, а также логические задачи, используя содержание знакомых сказок, детских литературных произведений, пословиц.

Ознакомление детей с меркой начинаю в старшем возрасте, так как уровень поисковой активной деятельности выше, детям предоставлена возможность самостоятельно свободно действовать, мыслить системно с пониманием происходящих процессов, а также формируются умения нестандартно мыслить. Дети придумывают творческие решения проблем, возникшие в ситуации, умело используют приемы и методы, развивается изобретательность и смекалка. Словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства, конкретные характеристики величин: длиннее, короче, еще короче, самое короткое, одинаковые по длине. Высокое, ниже, еще ниже, самое низкое, одинаковое по высоте. (Широкая, толстая). Побуждаю называют определения: одинаково, столько же, так же, равное количество. Слова выражающие сравнительную степень: выше-ниже, шире-уже. Дифференцирование длинный-короткий, высокий-низкий.

Площадь, емкость, длина, вес, температура - все это величины В старшем возрасте дети переходят от непосредственной оценки величин к их более

точной количественной характеристики, которую получают путем измерения.

Измерение - это форма сравнения. Она состоит в том, чтобы определить сколько раз какое-нибудь количество содержится в другом. Когда мы говорим детям что высота новогодней елки 2 метра то имеем ввиду длину - высоту елочки составляющую 2 раза по метру. Для получения этой информации следует сравнить высоту новогодней елочки с длиной метра. Этот вид сравнения называется измерением. В процессе измерения мерка как бы дробит измерительную величину на части каждая из которых ей равна. Число, полученное в результате измерения, выражает отношение целого к части. Измерение дает возможность понять детям относительность числа его зависимость от избранной метки. Когда мы выполняем измерение необходимо сначала определить его вид. Например, прежде чем определить следует уточнить, какая величина нас интересует: емкость, объём, высота, вес потому, что каждый из этих величин измеряется различными единицами: литр, метр, килограмм. Аналогично для измерения каждой величины используем различные инструменты: рулетки для длины, деревянный метр для высоты, весы для массы или веса, часы или хронометр для времени, термометр для температуры, спидометр для скорости, метроном для музыкального ритма. Измерение сложная деятельность, поэтому в обучении детей нужна определённая последовательность. Необходимо обучать сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки: длина, ширина, высота.

Знакомлю с понятием: условная мерка.

Условная мерка - предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае. Мерка бывает разная по размеру.

Мерка от слова мерить.

Использование условной мерки делает измерение доступным.

Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого предмета

Созданная в группе предметно-развивающая среда предоставляет возможность исследования, воздействовать собственными методами, делать собственные открытия, выводы. Дети знакомятся с причинно-следственными связями: как, когда, почему, зачем, откуда. Необходимо ставить вопросы: Что измеряли? Чем измеряли? Что получилось? Приучаю детей согласовывать число с названием мерки: в чашке 5 ложек крупы, в банке 8 стаканов воды.

Помогаю детям уяснить, что нарушение любого правила ведет к ошибочному результату: начали измерять не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии, мерная ложечка и мерный стакан небыли полными. Необходимо создать ситуацию, которая заинтересует детей измерить тот или иной предмет: решили измерить длину и ширину нового ковра для игрового уголка, высоту шкафчика в котором дети раздеваются, книжные полки. Помогая, а затем дети сами самостоятельно выделят объект измерения и мерку. Предлагаются разные предметы, которые могут быть мерками: линейка, веревка, полоски картона разной длины, палочки, гибкий метр, деревянный метр, рулетка. Знакомлю детей с правилами измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.

Спрашиваю детей: Сколько раз я отложила полоску-мерку? Напоминаю надо сделать отметку карандашом там, где конец полоски и вновь ее уложить точно от отметки. Полоску надо укладывать строго по прямой линии, откладывать до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Спрашиваю, чему равна длина предмета? Перемещая метки не забывать их считать. В конце необходимо посчитать общее количество мер. Использую метки: это природный материал: жёлуди, шишки плоды деревьев, ракушки, бусинки пуговицы, геометрические фигуры. Постепенно детей побуждаю измерять и подсчитывать количество мерок.

В начале для измерения предмета мерка дается одинаковой длины.

В дальнейшем предлагаю для измерения полоски разной длины: синяя полоска длинная, красная короткая. Измеряем длину короткой (длиной) полоской, спрашиваем сколько мерок вышло. Дети отвечают: когда мерили короткой получилось 12 мерок, когда мерили длинной получилось 8 мерок.

Помогаю детям сделать вывод: чем меньше мерка, тем больше результат, чем больше мерка, тем меньше результат.

Чем больше предмет необходимо измерить, тем больше нужна мерка.

Побуждаю детей подбирать такие предметы что бы результат измерения выражался смежными числами и что бы дети имели возможность упражняется в сравнении смежных чисел. Высота куклы Даши 6 мерок, а высота куклы Маши 4 мерки. На сколько мерок кукла Даша выше куклы Маши, на сколько кукла Маша ниже куклы Даши. Спрашиваю детей: почему вы так думаете «потому что 6 больше 4 на 2», и наоборот «потому что 4 меньше 6 на 2».

Предлагаю измерить одному ребенку длину коврика длинной полоской, а второму ребенку ширину коврика короткой полоской. Вместе выясняем кто из детей отложил больше мерок и почему. Можно ли сравнивать результаты измерений. Почему нельзя их сравнивать: размер мерки разный.

Даю возможность понять детям что между условной меркой и измеряемым предметом есть общее - мерка должна соответствовать измеряемому объекту, быть одного и того же рода с ним.

Однородность является необходимым условием для осуществления самого процесса измерения (почему нельзя сравнивать результаты измерения по сказке Красная Шапочка: у волка огромные шаги-прыжки, у красной шапочки шаги маленькие)

Спрашиваю детей: как вы думаете, чем можно измерить длину по кривой, обхват талии, объём груди, окружность головы. Вместе с детьми определяем, нам нужен гибкий метр или по-другому сантиметровая лента. Необходимо показать, что в 1 метре 100 см. Предлагаю детям измерить у себя, друг у друга обхват талии, объём груди, окружность головы.

Что можно измерить при помощи сантиметровой ленты еще: рост человека, высоту двери. Определяем кто из детей в группе самый высокий (низкий). Кто группе самый высокий, воспитатель, помощник воспитателя.

Что бы закрепить навыки измерения, даю задание на дом:

Измерить рост всех членов семьи, кто выше всех, кто самый низкий.

Даю детям информацию: где еще можно использовать мерку:

При строительстве дома (строители, плотники, штукатуры-маляры)

При пошиве одежды (швея, закройщик)

При пошиве обуви. Как называется? (сапожник, обувщик)

В спорте при прыжках в длину, в высоту (спортсмены)

При изготовлении мебели (мебельщик)

При проведении опытов - экспериментов

Даю понятие объём - измерение жидкости, сыпучих веществ.

Упражнение (свари кашу)

Игровой сюжет: Мальвина с чашкой, Буратино с бокалом, Пьеро со стаканом. Вопрос: равное количество каши сварят герои? Почему? (Разная мерка)

Чтение рассказа Н. Носова «Каша»

Чтение сказки В. Катаева «Кувшинчик»

Мультфильм «Маша и каша»

Дети упражняются отмерять сыпучие продукты: крупа, горох, фасоль.

Формирую умения детей определять способы измерения жидких и сыпучих тел, напоминаю, что необходимо установить, что будем измерять: например, сколько воды в банке? Необходимо для измерения выбрать подходящую мерку: пробирка, бутылочка, стаканчик, кружка, ложечка. Предлагаю детям несколько сосудов с подкрашенной водой. Сосуды одинаковой формы и размера. В них наливаем одинаковое количество воды. С помощью фломастера отмечаем уровень воды в этих сосудах. Определяем, что он одинаковый. Теперь перельем воду из первого сосуда во второй. Вместе с детьми определяем, что он выше и тоньше чем первый. Изменилось ли количество воды? Как проверить? Переливаем воду обратно. Теперь наливаем воду в другой низкий и широкий сосуд. Изменилось ли количество воды теперь? Проверим, вернув воду в прежний сосуд. Изменится ли количество воды в сосуде если мы отольем немного воды? А если добавим еще воды? Воды становится больше или меньше?

Напоминаю правила: мерка должна быть полной. Спрашиваю детей, что будет если ложка и стакан не будут полными.

Вместе с детьми сравниваем разные свойства одних и тех же предметов. Предлагаю детям определить в каком из двух ведерок уровень воды выше и в каком из них больше воды, если ведерки разной ширины, высоты, формы.

Формирую умения детей измерять площадь. Площадь - свойства фигуры занимать определённое место на плоскости. Для измерения площади в качестве мерки используем любую плоскую фигуру, которая укладывается в данную фигуру. Упражняю детей измерять площадь в клеточках. Клеточки могут быть маленькие и очень большие смотря что мы измеряем. Площадь удобная величина, она позволяет организовывать разнообразные игры и упражнения. В начале побуждаю детей сравнивать площади путем наложения: сначала одинаковые фигуры по форме, но разные по размеру. Затем сравниваем площади плоских фигур разной формы: определить размер круга относительно квадрата. Помогаю делать вывод: круг больше квадрата, квадрат меньше круга. Упражняю детей в понимании, что площадь фигуры не изменяется, что часть всегда меньше целого.

Нельзя говорить ребенку «не правильно» если его результат отличается от других детей. Говорю ребенку «подумай, попробуй еще раз» или делаю вместе с ним.

Мерка должна быть безопасна для детей.

В старшем возрасте дети придумывают математические истории, за тем задачи. Предлагаю придумать задачи, содержание которых находят отражение разнообразные практические действия людей, а также измерение величин разного рода.

Осенью на яблоне созрело 10 ведер яблок. Мама собрала 2 мерных ведра, а папа на 3 мерных ведра больше. Сколько яблок собрали мама и папа вместе. Сколько собрал папа.

Мама Полины решила сшить дочке платье. Она измерила ткань длина которой оказалась 10 мерок. На платье дочки мама отрезала кусок равный 7 меркам. Сколько ткани осталось на платье для куклы.

По сказке Иван-Царевич.

- В ковш входит 8 мерных стаканов живой воды. Иван-Царевич выпил 4 стакана. Сколько осталось живой воды в ковше?

' Задача по Башкирской сказке Лиса-сирота.

- В батман входит 8 мерок масла. В первый вечер лиса съела 3 мерки, во второй вечер 3 мерки. Сколько мерок масла лиса съела в третий вечер?

В пакете «Добрый» было 4 стакана сока. Оля налила 2 мерных стакана сока. Сколько мерных стаканов осталось в пакете.

Саша решил посадить цветок для мамы ко дню 8 марта. Он взял цветочный горшок, в который входит 7 мерных стаканчиков земли. Саша насыпал 4 мерных стаканчика. Сколько мерных стаканчиков земли осталось Саше в цветочный горшок.

Что бы испечь колобок для старика нужно 5 мерных чашек муки. Старуха взяла 4 мерных чашки. Сколько мерных чашек муки осталось взять старухе.

Что бы построить новый теремок, нужно 10 досок-мерок. Звери взяли 6 досок-мерок. Сколько досок-мерок необходимо взять чтобы достроить теремок.

Мама с папой подарили Ване аквариум, в который входило 10 мерных ведерок воды, Ваня налил 2 мерки, сколько мерных ведёрок осталось долить Ване.

»

Использую в работе книгу Г. Остера «задачник»

Формирую умения детей чертить отрезки, используя линейку. Знакомлю с понятиями: миллиметр, сантиметр. Клетка служит условной меркой при рисовании геометрических фигур, игры в «морской бой», при написании графического диктанта.

I

Предлагаю детям кодировать знакомую пословицу, схематично изображать ее.

Как вы думаете, что означает пословица «семь раз отмерь, один раз отрежь» Нужно несколько раз отмерить, только потом отрезать.

Знакомлю детей с пословицами и поговорками:

За семь верст киселя хлебать

Без мерки и сапог не сошьешь

Каждый купец на свой аршин мерит

от слова до дела целая верста

Чужой земли не надо нам не пяди, но и своей вершка не отдадим Весной ведро воды - ведро грязи. Осенью ложка боды - ведро грязи Добрая слава рубля дороже

Что бы разобрать содержание пословиц работаем со словарем, чтобы понять содержание непонятных слов: вершок - 4.5 см, пуд 16кг, аршин 71 см. Показать детям цифры на сантиметровой ленте.

Рассказываю детям, что различные цивилизации и культуры изобрели множества единиц измерения, начиная с тех что были всегда доступны. Поэтому они использовали единицы измерения связанные с частями тела человека, такие как нога, локоть, шаг, пядь, дюйм или сажень.

Детям нравится мультфильм «38 попугаев» по сказке Г. Остера

Удава измеряют в слонах - 2 слона, в мартышке - 5 мартышек, в попугаях - 38 попугаев. Почему удав говорит, что в попугаях он длиннее.

Чтение сказки С. Михалкова «жадный богач»

Предлагаю логические задачи: как измерить высоту дерева с помощью мерки (наклонить дерево, измерить тень от дерева, поставить лестницу)

Как измерить глубину лужи (использовать ‘ палочку - мерку, привязать к веревке груз и опустить)

- Чем можно измерить высоту сугроба? (Измерить тень).

- Яйцо, которое снесла Курочка - Ряба весило 10 граммов. Сколько граммов оно стало весить после того, как его разбила мышка. Что тяжелее 10 граммов простого яйца или 10 граммов золотого яйца?

- У Золушки сломался деревянный метр, когда она измерила ткань. Чем можно его заменить?

- Чем можно измерить длину тропинки, по которой катился колобок?

- Чем можно измерить рост медведей из сказки «Три медведя».

- Лилипуты решили измерить Гулливера. Что может быть меркой?

- Как измерит рост дяди Степы?

Играем сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Строительство», «Супермаркет», «Поликлиника», «Дом моды».

Дидактические упражнения: «Переезжаем на новую квартиру», «Устроим кукле комнату», «Магазин игрушек».

Строительные игры: дома для сказочных героев - Замок для принцессы, Теремок на новый лад, дом для Деда мороза и Снегурочки, дворец для Снежной Королевы, Пиратский корабль, корабль Царя-Салтана.

Вместе с детьми на занятиях изготавливаем кормушки для птиц.

Проводим наблюдения за работой медицинского работника, поваров, кладовщика, плотника, слесаря.

Детям и родителям предложили придумать задачи по сказке «Братьев Гримм» и Г. X. Андерсена.

По сказке «Золушка».

- Мачеха велела Золушке сшить три платья для бала. На платье мачехи ушло 7 мерок, на платье старшей дочери 5 мерок, на платье младшей дочери ушло 4 мерки. Сколько мерок была ткань? (Лукьянова Полина)

- Мачеха насыпала в мешок 5 мерных банок чечевицы. Сколько мерных банок гороха она насыпала, если в мешок входит 7 мерных банок крупы. (Шарипова Зарина)

По сказке «Храбрый портной»

- У портного была лента, длина которой 5 мерок. Он отрезал 3 мерки от ленты, чтобы написать «Когда храбрым бываю, семерых убиваю». Сколько мерок осталось? (Зорин Костя)

По сказке «Заяц и Ёж».

- Длина тропинки, по которой решили бегать заяц и ёж 12 мерок. Сколько мерок-шагов надо сделать вниз, если длина его шага одна мерка. Сколько мерок-шагов надо сделать зайцу, если длина его шага 3 мерки. (Саитова Лейла)

По сказке «Рапунцель».

- У Рапунцель длина волос 15 мерок. Колдунья отрезала 8 мерок. Сколько мерок ей осталось отрезать? (Мухаметянова Яна)

По сказке «Дюймовочка».

- Женщина взяла тарелку, в которую входило 10 мерных ложек воды для озера, в котором Дюймовочка могла плавать в ореховой скорлупе. Две мерные ложки она пролила, когда ставила тарелку на стол. Сколько мерных ложек воды осталось в тарелке? (Хабибрахманова Зарина)

По сказке «Фея и кувшинчик»

- Девочка набрала в кувшинчик ягод, в который входило 8 мерных чашек. Она угостила фею, которая съела 2 мерные чашки. Сколько мерных чашек ягод осталось в кувшинке? (Гизамов Арсен).

Работа с родителями

- Оформили предметно-развивающую среду.

- Оформили картотеку «Пословицы и поговорки о мерке».

- М-л в папку «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с меркой».

- Придумали задачи, используя содержание знакомых сказок.

— Пригласили маму Лукьяновой Полины, которая работает в ателье «Золушка». Практическая деятельность. Знакомство с профессиями портного, швеи, модельера.

Занятие для воспитателей «Измерение объемов».

Используемая литература:

Л. С Метлина, З. А Михайлова, А. А Столяр, А. М Леушина, Л. А Венгер

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до .

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Фотоотчёт работы по познавательному развитию (ФЭМП)Фотоотчёт работы по познавательному развитию (ФЭМП) Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный.

Опыт работы по познавательно-речевому развитию детейОпыт работы по познавательно-речевому развитию детей Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель I квалификационной категории.

Опыт работы. Организация Рппс во второй младшей группе по Художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС до. Рисование, лепка и художественный труд, как и игра, является любимыми занятиями малышей. Дети четвертого года жизни рисуют искренне, самозабвенно.

Опыт работы по познавательному развитию на тему «Поисково-исследовательская деятельность с детьми в детском саду».Опыт работы по познавательному развитию на тему «Поисково-исследовательская деятельность с детьми в детском саду». То, что я услышал, забыл. То, что я увил, я помню То, что я сделал, я помню. Китайское изречение Дети – прирожденные исследователи. И этому.

Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе Опыт работы по двигательной активности детей в разновозрастной группе МКОУ «Клястицкая СОШ» филиал п. Лебедёвка Воспитатель: Белова Т.

Опыт работы по развитию мелкой моторики. Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Зюбина Вера Леонидовна.

Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями по познавательно-речевому развитию детей» В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей дошкольного учреждения является «взаимодействие с семьей.

Автор публикации:
Опыт работы по познавательному развитию «Ознакомление с меркой»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 17:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД