Лучший педагог года

Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы

Любовь Паштанова
Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы

Свою педагогическую деятельность осуществляю в разновозрастной дошкольной группе при МОУ Славкинская СОШ, которую посещают 30 детей.

Актуальность избранной мной темы на современном этапе:

- За последние несколько прошедших лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Сегодня все традиционные ценности поколеблены, нравственные идеалы преданы забвению, школа стоит на пороге так называемой сексуальной революции, грозящей ей уничтожением. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

Публикация «Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы» размещена в разделах

- Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем ее многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности.

- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

- Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней.

В своей деятельности я опиралась на труды Гурович Л. М., Береговой Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой Л. Б. («От трех до семи», Гриценко З. А. («Пришли мне чтения доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»).

Основной идеей моей работы является формирование у детей любви к художественной литературе, развитию речевого творчества.

Мною были определены основные принципы, работы:

1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный заказ преобразуются в педагогические категории. Все организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования.

2. Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности:

- методику показа;

- количество наглядности и последовательность демонстрации;

- сочетание определенных видов наглядности;

- включение детей в анализ художественных произведений.

5. Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи.

6. Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности:

формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю познавательные и творческие способности.

7. Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности.

Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих способностей у детей.

Для решения таких проблем я широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку».

В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок и загадок.

Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе настроение на целый день я начинаю каждое утро со стихов «Минуты вхождения в день». Говорю детям: «Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать, чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол».

Читаю стихотворение:

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу Вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Далее говорю: «Возьмите за руки друг друга, того, кто стоит рядом с вами, и ощутите тепло рук своих друзей. Желаю Вам удачи в сегодняшнем дне». Таким образом, я поднимаю настроение у моих воспитанников, ведь именно оно активизирует мыслительные процессы, мобилизует силы организма для восприятия любой информации. Я заметила, что, начиная день со стихов, дети стали добрее не только друг к другу, но и ко всему, что их окружает, к птицам, животным, насекомым.

Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, я использовала следующие формы работы:

- «Минуты вхождения в день».

- Слушание сказок по грамзаписи и на дисках.

- Литературные викторины.

- Путешествие в «Сообразилию».

- Игры с текстом.

- Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.

- Литературные утренники.

- Работа в уголке книги (выставки книг).

- Сочинение стихов и придумывание загадок.

- Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.

- Обыгрывание потешек.

- Чтение литературных произведений.

- Драматизация литературных произведений.

- Дидактические игры по материалам художественных произведений.

- Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

При чтении художественных произведений детям я использую следующие методические приемы:

- Выразительное чтение.

- Выборочное чтение.

- Повторное чтение.

- Показ иллюстраций.

- Драматизация отрывков.

- Рассказывание по ролям.

Свои занятия я разделила на четыре основных вида: тематические, теоретические, аналитические и творческие.

В каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой выделила три части:

- Вводная часть;

- Ознакомление с текстом (выразительное чтение);

- Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций).

Читаю детям ежедневно, использую чтение с «продолжением», т. е. произведения большие по содержанию. Ребятам старшего дошкольного возраста - не менее 30 минут в день, а ребятам младшего дошкольного возраста - не менее 15 минут в день. Выбор литературных произведений для чтения вне занятий приходится определять самой. С одной стороны такой подход проще, а с другой - гораздо сложнее и ответственнее. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибет». Читать плохую литературу еще хуже, чем не читать вовсе. Прежде всего, я подобрала литературу для каждой возрастной группы.

Особое внимание уделяю работе с родителями.

Я использую такие формы, как: беседы, лекции, выставки детских работ, домашних книг из семейной библиотеки, консультации, информации. Из них родители узнают домашние задания и то, что было прочитано детям за день, неделю, месяц, полугодие, год. Вначале провела анкетирование. Из данных анализа узнала, что родители мало читают детям, и не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества. В связи с этим я провела консультации для родителей: «Детский сад и семья», «Что следует читать детям?», «Выбор книг для детей», на которых сообщила родителям о том, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества у дошкольников.

Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.

Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.

Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе.

Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки.

Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.

Публикации по теме:

Педагогический проект: «Это наш с тобой любимый город» За последние годы в стране произошли большие перемены. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными,.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
Опубликовано: 13 августа 2014 в 22:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД