Дшхуги Хурдаян
Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр
Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр.
Доброе время суток, коллеги. Речевое развитие детей это одно из основных направлений работы воспитателя, которое ведется непрерывно в течение всего дня, как в организованной деятельности, так и в повседневном общении.
Публикация «Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Словесно дидактические игры, которые хочу вам порекомендовать для развития речи детей, я использую в своей работе уже давно. Все они просты, не требуют особой подготовки и оборудования. Некоторые из них («Обобщение», «Что может делать?», «Какой бывает?») можно использовать начиная со второй младшей группы. Сначала игра проводится индивидуально, затем, постепенно привлекая к ней других, включают всех. В старших группах дети самостоятельно организуют эти игры, соревнуясь друг с другом по количеству заработанных фишек.
Словесная дид игра «Обобщение» – позволяет пополнить активный и пассивный словарь существительных, освоить группировку по категориям (посуда, мебель, транспорт, профессии и т. д). В этой игре дети по очереди называют слова, относящиеся к одной группе. Вариаций и усложнение можно придумать много.
Игра «Что может делать?» позволяет ребенку развить активный словарь глаголов применительно к определенному существительному, не всегда одушевленному Воспитатель называет слово (существительное) к которому дети подбирают разнообразные глаголы. ( Например: дверь может открыться, закрыться, скрипеть, сломаться, захлопнуться, приоткрыться, выделяться, виднеться, выглядеть (старой / новой) и т. д).
Словесная дидактическая игра «Какой бывает?» развивает словарь прилагательных, применительно к определенным существительным. Ведущий называет слово, к которому дети подбирают прилагательные. ( Например: сумка бывает дорогой, потрепанной, красивой, чужой, испачканной, кожаной, новой /старой, легкой (или наоборот тяжелой, сшитой, купленной, блестящей, нарисованной, расшитой, украшенной, любимой и т. д) В группах старшего дошкольного возраста я обычно ставлю запрет на определения цветов и их оттенков (красный, синий, бирюзовый, желтый и т. д); и на прилагательные с частицей «не» (некрасивый, неяркий, несвежий и т. д), дополнительно стимулируя подбор детьми определений качеств объектов,редко используемых в речи.
Игра «Да – нет» учит детей правильно задавать различные наводящие вопросы для определения задуманного слова ведущего. Она для детей старшего дошкольного возраста, и кроме активации речи, способствует развитию мышления, логики детей. В этой игре ведущий загадывает предмет, а дети по очереди задают вопросы, пытаясь его определить. Воспитатель может ответить только «Да- нет». Дети часто задают односложные вопросы: «Это кукла?», «Это стол?» Поэтому организуя игру, я обычно поощряю «Хитрые вопросы» («Это игрушка?», «Он деревянный?», «У него есть ручка?) дополнительными баллами. Конечно выигрывает тот, у кого больше всего фишек /баллов.
Игра «Скажи наоборот» развивает словарь антонимов разных частей речи ( Например: существительные день – ночь; прилагательные длинный – короткий; глаголы ссориться – мириться; наречия рано – поздно).
Игра «Скажи по - другому» развивает словарь синонимов, учит подбирать устойчивые словосочетания ( например: лениться – бездельничать, лодырничать, сидеть сложа руки, бить баклуши).
Игра «Объяснялка» учит детей находить точное определение слову, позволяет вдумчиво подбирать, выстраивать объяснительную речь.