МААМ-картинки

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста

Людмила Прохорова
Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года)

Проблема развития речи детей в младенческом и раннем возрасте является предметов исследований ученных разных поколений и отраслей наук: Н. М. Аксарина (1977 г., Е. Н. Винарской (1987 г., Л. С. Выготского (1956 г., О. Е. Громовой (2003 г., А. Н. Гвоздева (1961 г., Г. В. Пантюхиной (1979 г., В. А. Павловой (1970 г., К. Л. Печора (1979 г., Н. М. Щелованова (1969 г., Д. Б. Эльконина (1958 г., Л. В. Красильниковой (2010 г.) и др, а я попыталась составить перспективный план, серию занятий по речевому развитию детей раннего возраста.

Публикация «Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.

Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы.

Вышеназванными учеными были исследованы особенности развития речи детей младенческого и раннего возраста, выделены методы речевого развития. Определяющим моментом в успешности пропедевтики речевых нарушений в раннем возрасте является своевременное отслеживание отклонений в речевой функции. Ведущими учеными, занимающими проблемами развития и нарушения речи в детском возрасте, стали Е. Н. Винарская, О. Е. Горомова, Н. С. Жукова, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Е. А. Стребелева и др.

Я работаю воспитателем в первой младшей группе c сентября 2016 года.

Начали мы работу с комплексного обследования вновь пришедших детей нашей группы.

В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

В обследование входило:

1. Сбор и анализ анамнестических данных об особенностях неврологического статуса ребенка и выделение на этой основе групп риска по речевым нарушениям. (анализ мед. карт, анкет родителей)

2. Определение уровня нервно-психического и психомоторного развития детей, обеспечивающего полноценное речевое развитие (по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной)

3. Диагностика речевого развития детей по методике Л. В. Красильниковой и определение подгрупп, сходных по характеру отклонений от нормы речевого развития, организованное в виде сюжетно – дидактической игры.

Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты.

По результатам анализа здоровья 9 детей имеют риски речевого развития

По итогам нервно-психического обследования развития детей из 21 ребенка развитие 2 человек полностью соответствует возрасту детей, 8 частично соответствуют норме, ниже нормы развитие 11 детей. Основные трудности наблюдаются в развитии речи, конструктивной и изобразительной деятельности, навыках одевания, и в сенсорном развитии (восприятие цвета, формы). Многие дети хорошо играют, вступают во взаимодействие друг с другом. Навыки движений хорошие.

Обследование речевого развития детей по методике Л. В. Красильниковой проходит в виде сюжетно – дидактической игры в кукольном уголке.

Результаты обследования речи 19 детей :

Результаты обследования звуковой культуры речи :

• 7 детей – высокий уровень звуковой культуры;

• 8 детей – средний уровень;

• 2 ребенка – низкий уровень (нарушенный);

• 2 ребенка – очень низкий уровень (выражено нарушенный).

Результаты обследования грамматического строя речи :

• 10 детей – высокий уровень грамматического строя речи;

• 5 детей – средний уровень;

• 4 ребенка – очень низкий уровень (нарушенный).

Результаты обследования развития активного словаря :

• 5 детей – высокий уровень развития лексики;

• 9 детей – средний уровень;

• 1 ребенок – низкий уровень (нарушенный);

• 4 ребенка – очень низкий уровень (аномалия речевого онтогенеза).

Результаты обследования эмпрессивной речи детей :

• 13 детей – высокий уровень развития эмпрессивной речи;

• 2 ребенка – средний уровень развития;

• 4 ребенка – низкий уровень;

В группу риска по всем показателям речи попали 4 ребенка.

Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.

На основании выделенных проблем, мы поставили перед собой следующую

цель: Способствовать развитию пассивной и активной речи детей.

и задачи работы :

Понимание речи :

1. Усложнять понимание речи на основе расширения представлений об окружающем мире и совершенствования перцептивной деятельности.

2. Осуществить переход от понимания детьми отдельных фраз (просьбы, поручения и т. д.) к целостным речевым высказываниям (несложные рассказы, сказки и т. д.).

3. Формировать понимание особенностей применения просодических элементов речи : интонации, темпа, ритма, высоты и силы голоса, в зависимости от ситуации общения.

4. Проводить пропедевтическую работу по предупреждению сужения понимания детьми речи.

Активная речь:

1. Активизация в речи детей слов, относящихся к разным тематическим группам и частям речи : существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, числительных, предлогов, союзов.

2. Создавать условия для освоения и применения детьми обобщающих слов.

3. Развивать сенсомоторную основу речевой деятельности: общие движения, мелкая моторика, артикуляционная моторика, слуховое и фонематическое восприятие.

4. Упражнять детей в воспроизведении доступной для возраста звуко-слоговой структуры слов.

5. Активизировать употребление в речи просодических элементов: интонации, темпа, тембра, ритма, высоты и силы голоса.

6. Учить детей использовать в речи общеупотребительные грамматические формы слов.

7. Формировать умения фразовой речи с применением простых и сложных синтаксических конструкций.

8. Развивать умения диалогической речи : умения задавать и отвечать на вопросы.

9. Развивать умения монологической речи : умения пересказывать небольшие рассказы и составлять элементарные высказывания из 2-3 предложений на близкую для детей тему.

Элементарная осознанная речевая активность:

1. Воспитывать желание и интерес к речевой деятельности.

2. Формировать элементарное осознание детьми особенностей использования просодических элементов речи в зависимости от ситуации общения.

3. Формировать на основе расширения представлений об окружающем мире активное употребление лексических средств языка в своей речи.

4. Развивать сенсомоторный базальный компонент речевой деятельности с учетом специфики психофизиологического развития ребенка (темперамент, неврологический статус, психомоторное развитие).

5. Формировать на основе установления связей последовательности, времени, пространства, причины и следствия умения грамматического оформления фразы и высказывания.

Научный руководитель сформулировал следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста :

Работа с подгруппой детей, имеющих суженый пассивный и активный словарь

Этапы работы над словом

I этап – непосредственное или опосредованное наблюдение за предметом или явлением действительности и обозначение его словом.

II этап – уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.

III этап – использование слова в активной речи в процессе бесед, разговоров, вопросов, рассказов, лексических упражнений.

Работа с подгруппой детей, имеющих проблемы в построении фразы

Этапы работы над построением фразы

I этап – формирование понимания сказанной фразы.

II этап – формирование умений построения простой фразы с ориентацией на реально совершаемые действия.

III этап – формирование умений построения простой фразы с ориентацией на действия, изображенные на картинках

IV этап – формирование умений составлять распространенные предложения.

На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания.

Занятия проводится 1 раз в неделю по подгруппам.

Кроме неё ежедневно проводится совместная деятельность в виде наблюдений на прогулке, чтения литературы, рассматривание, дидактических игр по ознакомлению с природным и рукотворным миром и по развитию речи детей и т. д. Занятия по речевому развитию ведутся в соответствии со структурой, разработанной Ларисой Владимировной Красильниковой.

При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Яна Н., Маша В.) вопрос «Кто это, что это», а Никите, Данилу «Покажи, где ложка и т. д.».

Были разработаны мини-программы работы с детьми, имеющих отклонения от нормы речевого развития, в зависимости от характера отклонений: сужение активного словаря; задерженность развития фразовой речи; снижение речевой активности ребенка, которые мы реализуем в образовательном процессе.

Представим этапы работы с подгруппой детей, имеющих суженый пассивный и активный словарь.

Представим разделы работы по развитию речи детей раннего возраста. Работа по данным разделам осуществляется постоянно в течение всего времени пребывания ребенка.

На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Яна просит плохо говорящего Льва принести чашку, блюдце, чайник. Лев в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.

На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд. Плохо говорящий Иван обожает повторять звукосочетания и после занятий.

На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Маша, Ангелина могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.

Повторное обследование развития речи по методике Л. В. Красильниковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.

Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами инновационной работы стали :

1. Создание педагогических условий для развития физиологической, сенсомоторной основы речевой деятельности.

2. Определение групп детей раннего возраста, имеющих проблемы в речевом развитии по результатам мониторинга.

3. Проведение системы подгрупповой работы с группами детей раннего возраста, определенными по результатам мониторинга.

4. Реализация содержания работы по мини-программам, максимально обеспечивающая индивидуально-дифференцированный подход с учетом специфики психофизиологического развития детей.

5. Развитие речи детей раннего возраста.

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста Доклад по здоровьесбережению детей раннего возраста Тема: «Расти здоровым, малыш!» Подготовила: Приписнова Л. С. воспитатель первой.

Опыт работы «Летняя оздоровительная работа во второй группе раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Рябинушка» Информация о проведении летней оздоровительной.

Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста» Опыт работы направлен на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета через дидактические игры у детей раннего возраста. Формирование.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц для развития речи детей младшего и дошкольного возраста» Анализируя результаты реальной ситуации в речевом развитии современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: -Ограниченность.

Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Фомина Н. А. Одним из основных показателей.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях дома ребенка Актуальной проблемой деятельности.

Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению» Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Гагаринского района Сообщение Тема «Создание условий для успешной адаптации детей.

Опыт работы по развитию речи детей 2–3 летОпыт работы по развитию речи детей 2–3 лет В последнее время уровень речевого развития у детей заметно снизился. Для развития речи, во второй группе раннего возраста, я стараюсь использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 22:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД