МААМ-картинки

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Апоева
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы

«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность.

В настоящее время происходит модернизация общего дошкольного образования. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Чувство неуверенности в себе, волнение, эмоциональная закрытость, робость страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. А в век компьютерных технологий эта проблема становится более острой. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.

Публикация «Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель:

Формирование у детей эмоциональной открытости, умения взаимодействовать со сверстниками посредством совместной театрализованной деятельности.

Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

- - познавательное развитие – расширять представления детей о театре, его видах и театральных профессиях;

- социальное развитие – формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у ребенка уважение к себе; формировать умение выражать эмоции; воспитание этически ценных способов общения;

- речевое развитие – содействовать развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

- эстетическое развитие – приобщать к литературе, развивать воображение, формировать умение создавать выразительный художественный образ, обучать самостоятельному нахождению приемов изображения;

- развитие движений – учить согласовывать движения с текстом, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер образа, выразительность исполнения.

В своей работе я использовала пособия Татьяны Николаевны Дороновой «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности», М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности», А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду».

Тему своей углубленной работы я выбрала, исходя из проблем, выявленных в результате наблюдений за деятельностью детей.

Результаты наблюдений:

- самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес вызывают у них игры-драматизации предложенные воспитателем и проходящие под его руководством.

- дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности стремятся активно вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

- повышение интереса к познавательной деятельности при включении фрагментов театрализованной деятельности в систему занятий по обучению детей рассказыванию с использованием разных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

- по ходу самой игры замечена бедность выразительных средств у некоторых воспитанников.

В своей педагогической деятельности я широко использую проектную технологию, т. к. она охватывает все виды детской деятельности.

Для реализации поставленной цели работы по организации театрализованной деятельности с детьми я разработала и внедрила долгосрочный педагогический проект.

Задачи проекта:

• формировать желание детей пробовать себя в различных ролях;

• формировать умение свободно чувствовать себя в выбранной роли;

• развивать творческий потенциал и артистические качества посредством предоставления детям возможности выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;

• вызвать интерес родителей к творческой жизни детей в саду и желание участвовать в жизни группы.

• привлечь родителей к пополнению развивающей среды группы

Ожидаемые результаты:

Дети свободно чувствуют себя на сцене, умеют договариваться со сверстниками путем нахождения компромисса, умеют примерять на себя различные роли, умеют детально передавать образы персонажей, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Пополнилась развивающая среда различными театрами и костюмами.

На подготовительном этапе проведена работа :

постановка проблемы перед родителями

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме

• подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности

• подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности

Реализация основного проекта включила в себя:

Театрализованные игры

• Беседы

• Посещения театра

• Знакомство с классической музыкой

• Посещение музеев

• Игры драматизации

• Разные виды изобразительной деятельности

• Чтение художественной литературы

• Разнообразные речевые игры

• Сюжетно – ролевые игры

• Дидактические игры

• Постановка этюдов

• Консультация для родителей

• Ознакомление с окружающим миром

Работа по обогащению словарного запаса

Творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи. Но в то же время и занятия театрализованной деятельностью помогают развить и речь, и эмоциональность, и воображение. Поэтому еще одним направлением моей работы с детьми явилось речевое творчество.

Положительные результаты дали такие приемы, как придумывание продолжения сказки или изменение конца знакомой сказки, придумывание рассказов и сказок о самих детях, составление рассказов о семье и ее членах для оформления тематических выставок. Часто практикуем с детьми сочинение новых сказок. В старшей группе мы с детьми прочитали книгу Зои Шустерман «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких». Книга вводит читателя в волшебный мир детской фантазии, знакомит со способами формирования у детей творческого воображения. Прочитав книгу, мы узнали, что сочинить сказку можно используя сказочный треугольник – в сказке взаимосвязаны обычный герой, сказочный герой и волшебство. А еще можно придумать сказку о любом ребенке при условии, что он возьмет с собой в сказку любой предмет. Это может быть, например, ручка или фонарик. Простая ручка в сказке может превратиться в волшебную палочку

Большое внимание по речевому направлению уделялось обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Для совершенствования звукопроизношения были активно использованы комплексы артикуляционной гимнастики.

Разработан алгоритм разучивания скороговорок и чистоговорок.

В процессе работы использовались виды игр: настольные, дидактические, подвижные, хороводные, народные, словесные.

В ходе реализации проекта моим воспитанникам наиболее интересны были:

Игры-драматизации и сюжетно – ролевые игры, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.

Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, фантазии, эмоций, памяти и внимания: например «покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело». Здесь я активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.

Технику пантомимы, координацию и красоту движений мы совершенствовали и при проведении народных подвижных игр «Дрема», «Галя по садочку ходила», «У медведя во бору» и др., современных музыкальных игр «Лиса и зайцы», «Птички», «Кот и мыши» и других, требующих выполнения движений.

Традиционными, начиная со средней группы, являлись театрализованные выступления детей перед родителями и детьми других групп. Были показаны сказка «Теремок»,» Репка», «Колосок», «Три поросенка» в классической постановке, «Волк и семеро козлят» и «Красная шапочка» в новой интерпретации. А также драматизация стихотворения, посвященное Дню победы «Вовкина бабушка». Сказки мы сняли на видео. Дети с интересом и сейчас смотрят их в своем исполнении. Дополнительно у нас появилась возможность увидеть себя со стороны, обсудить ошибки и удачные моменты.

Надо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, так как у родителей не находится на это времени. Поэтому мы старались использовать каждую возможность: поход в театр с группой, просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагога, родителей, посещение спектаклей приезжих театров. Благодаря этому дети учатся входить в роль. Можно отметить, что после каждого представления с детьми обсуждались постановки, характеры героев, особенности образов.

Новой формой работы в нашем учреждении впервые был организован концерт классической музыки с участием учеников Сыктывкарской музыкальной школы, что стало традицией в детском саду. Это мероприятие оставило яркие впечатления и эмоциональный отклик детей и родителей. У детей появилось желание учиться в музыкальной школе. Действительно, несколько родителей подали заявку для обучения детей в муз. школе.

Организованы были и экскурсии в Национальный музей для ознакомления с традициями народа Коми, бытом, Коми народными играми.

Также очень эффективен личный пример педагога, т. к. эталоном для подражания является воспитатель.

Чтобы прочувствовать образы героев, дети изображали их в разных видах продуктивной деятельности :

• Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Эпизоды из сказки», «Лиса и заяц», «Иллюстрации к Коми народным сказкам» и др.

Лепка: «Герои сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Декорации к сказкам», «Маша и медведь» и др.

• Оригами и конструирование из бумаги «Теремок», «Три поросенка» и др.

• Изготовление героев сказок из природного и бросового материала.

• Дети предложили сделать подарок малышам и изготовили иллюстрированную книгу по сказке «Колобок».

Параллельно велась активная работа с родителями.

Неоднократно на родительских собраниях знакомила родителей с актуальностью темы, её основными аспектами, заручилась их поддержкой.

Благодаря активности и интереса родителей и детей в группе обогатилась предметно-развивающая среда:

Родители помогли в создании костюмов к различным постановкам, изготовлении ширм, приобретении игрушек для настольного театра, изготовлении атрибутов и декораций.

Для родителей была оформлена папка-передвижка «Театрализованная деятельность в ДОУ», в которой был размещен материал о традициях семейного театра, рекомендации по изготовлению театральных кукол, иллюстративный материал «Правила поведения в театре».

Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощено чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передавать образы персонажей; имитировать характерные движения героев, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

Надо отметить, что с постановкой «Волк и семеро козлят» наша группа участвовала в фестивале «Театральная весна» на которой мы стали победителями в номинации «Сценический образ». Некоторые из участников получили именные грамоты. У родителей повысился интерес к организации театральной деятельности, повысилась активность в изготовлении костюмов, декораций и др.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

Мною было разработано перспективное планирование театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, разработаны сценарии театрализованных представлений. Разработаны консультации для воспитателей и родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» Литературный обзор состояния вопроса. 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. Проблема.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» [/b] Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладонях рук и подошвах.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот волшебный мир театра» Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.

Перспективное планирование по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь Произведение Чтение произведений Задачи Изготовление декораций Костюмы Развитие речи Продуктивные виды деятельности Произведения.

Проект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Все работы хороши — выбирай на вкус» Вид проекта: информационно - практико-ориентированный проект. Место проведения: МДОУ «Детский сад №10 «Россияночка». Срок реализации: краткосрочный.

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Характеристика проекта: Вид проекта: Краткосрочный, творческий, групповой Участники проекта: Дети логопедической группы, воспитатели, родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 18:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД