МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Социально-эмоциональное развитие детей»

Евгения Елдова
Опыт работы по теме «Социально-эмоциональное развитие детей»

Опыт работы по теме

«Социально-эмоциональное развитие детей»

МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»»

Елдовой Евгении Валерьевны

Я – воспитатель! И слова Чаннинга «Довести ребенка до сознания божественной природы в себе представляется мне главной обязанностью родителей и воспитателей» - стали для меня основополагающими.

Публикация «Опыт работы по теме „Социально-эмоциональное развитие детей“» размещена в разделах

Я, Елдова Евгения Валерьевна работаю воспитателем в замечательном Назаровском детском саду с ласковым названием «Катюша». А мой общий стаж педагогической деятельности составляет 20 лет.

Мне всегда нравилось работать с детьми, доставляло огромное удовольствие общаться с ними, но о том какую ответственность возлагает на меня эта профессия я, пожалуй, стала задумываться последние 10 лет. Нет, я и раньше понимала, что ответственна за жизнь и здоровье своих воспитанников, за их обучение и развитие. Но мое участие в разработке образовательной программы учреждения, углубленное изучение программы «Истоки», в период перехода нашего учреждения на ее реализацию, собеседования с родителями, педагогами начальной школы заставили меня задуматься о своем предназначении в этой жизни, расставить приоритеты в своей профессиональной деятельности.

Мои наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании, показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам.

Именно поэтому, первостепенным в моей педагогической деятельности стало социально-эмоциональное развитие ребенка. Изучая труды ведущих ученых в области педагогики и психологии, я все больше убеждалась в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.

Без сомнений определила цель своей педагогической деятельности: создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

• Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения;

Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

• Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.

Для успешной реализации поставленных цели и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:

• Непрерывности. Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса.

• Доступности. Способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребенок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, изо, музыкальной и др.).

• Сотрудничества. Специалисты учреждения, родители так же являются активными участниками социально-эмоционального развития детей.

• Координации деятельности. Тематические планы специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов.

• Совместной деятельности. Это обеспечивает субъект-субъектную позицию.

В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

Социоигровые подходы (В. Букатов А. Ершов). Данную технологию применяю для формирования социальной компетентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и его месте в окружающем мире. Социоигры использую как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.

• КТД (коллективно-творческое дело). Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность. Применяю ее при организации совместной деятельности детей и родителей, а также в свободной и игровой деятельности воспитанников.

Социально-оздоровительные развивающие технологии использую для развития индивидуальных способностей детей, коррекции поведения и эмоциональной сферы (работа с тревожными детьми, имеющими страхи, низкую самооценку).

На основе вышеперечисленных технологий и модифицированных мною авторских программ по социально-эмоциональному развитию дошкольников (О. Л. Князевой «Я-ТЫ-МЫ»; Е. В. Першина «Развитие социальной уверенности у дошкольников»; Л. Сибли «Чувства разные нужны Чувства разные важны» и др.) разработала собственные проекты и программы с учетом психо-возрастных особенностей детей :

• проект для детей от 1,5 до 3-х лет «Здравствуй, детский сад!» Цель проекта: Создание условий для благоприятного психо-эмоционального микроклимата в период адаптации ребенка к условиям ДОУ и в первый год пребывания его в детском саду.

• проект для детей младшего дошкольного возраста (от 3-х до 5) «Я и мои друзья». Цель проекта: Познакомить ребенка с многообразием мира эмоций, научить его распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние; воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим; через общение способствовать становлению образа «Я».

• проект для детско-взрослого клуба «ОПОРА» - «Мне пригодится каждое чувство». Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так - Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути - это девиз нашего сотрудничества. А цель проекта - учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) и их родителями.

Такой подход к организации своей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проекты, позволили мне проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.

Собеседования с учителями первых классов, у которых обучаются в настоящий момент мои выпускники, говорят о том, что мои дети очень легко и в короткий срок прошли адаптацию к школе. Педагоги отмечают, что дети любознательны, легко выстраивают диалог как со сверстниками так и со взрослыми (более 70%). Мои дети отзывчивы, умеют управлять собственным поведением.

Конечно, такой результат не может не радовать. Это еще раз доказывает то, что я на правильном пути.

Понимая, что добиться хороших результатов в данном направлении можно только при условии полного доверия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, сразу выбрала личностно-ориентированный подход в работе с детьми, их родителями и позицию «вместе» и «рядом» по отношению к ним и со своими коллегами.

При реализации моих проектов по социально-эмоциональному развитию детей, осуществляется следующая модель взаимодействия и общения между воспитанниками, их родителями, мной и коллегами.

Работа с родителями в моей педагогической деятельности занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.

В период оформления ребенка в детский сад, сразу встречаюсь с его законными представителями. Вместе мы продумываем детали оформления интерьера, предметно-развивающей среды, для того, чтобы в момент прихода ребенка в группу, он увидел в одном из уголков свою любимую игрушку, встретил знакомого ему сказочного персонажа, или нашел любимую книжку, коврик, подушечку. В период совместного пребывания ребенка и мамы, мама

не остается сторонним наблюдателем. Я непременно включаю ее по-возможности в воспитательно-образовательный процесс. Вместе мы разыгрываем небольшие сказки, используя настольный и пальчиковый театры; вместе со всей группой гуляем и играем. В процессе такой совместной деятельности прошу рассказать о своем ребенке, его особенностях, ненавязчиво рассказываю о необходимости соблюдения режима детского сада в домашних условиях; о важности психо-эмоционального состояния родителей в момент привода ребенка в детский сад и когда забирают его домой; о важности единства требований и подходов детского сада и семьи в воспитании ребенка. Такой доверительный разговор с первых дней снимает барьер между родителями и мной. Мама видит в первую очередь перед собой не воспитателя, а единомышленника, помощника и она открыта, готова к сотрудничеству.

Очень важны в период становления отношений родительские собрания.

Провожу их в нетрадиционной форме. Коллективно- творческое дело использую для собраний с такими темами: «Давайте познакомимся». Мы говорим на нем не о требованиях детского сада к родителям, а каждый специалист рассказывает о своем предназначении. «Как мы проживем учебный год». На данном собрании включила родителей в процесс планирования жизни группы. «Любим ли мы своих детей». Через различные задания и игры выявила проблемы родителей в области воспитания и развития ребенка и др.

Для того, чтобы требования детского сада и семьи были едиными проводила «Дни открытых дверей группы»(1раз в две недели). В эти дни я показывала, как мы приучаем детей культурно-гигиеническим и бытовым навыкам, как и чему мы обучаем. Анкетирование «Наша семья» через которое я выявила особенности семейного воспитания (Как и за что мы дома наказываем и поощряем, как укладываем спать и др.)

В рамках реализации проектов «Я и мои друзья» и «Мне пригодится каждое чувство» работа с родителями осуществлялась в двух направлениях:

I- Психолого-педагогическое просвещение в области социально-эмоционального развития ребенка.

II- Овладение родителями практическими навыками для социально-эмоционального развития ребенка.

По первому направлению в младшем дошкольном возрасте была организована следующая работа.

По определенной теме я разрабатывала серию консультаций. Родители в течение трех месяцев изучали их. Затем, через коллективную мысле-деятельность, диспуты мы обсуждали прочитанное, отвечали на вопросы, которые остались еще в ходе ознакомления с материалами, приходили к единому пониманию. Разработала серии консультаций по темам: «Условия для формирования у ребенка положительного образа «Я»; «Что такое общении», «Мир эмоций и чувств» и др. Для того, чтобы отслеживать процесс изучения консультаций родителями, разработала карту.

Обязательное обсуждение прочитанного позволяло мне видеть обратную связь, вовремя организовать работу в нужном направлении.

В старшей и подготовительной группах, в проекте «Мне пригодится каждое чувство» разработала «Странички для родителей» для каждого раздела. Но здесь просвещение родителей проводилось по-другому принципу «Учимся учить». То есть, родители получали определенные знания по проблеме и учились перекладывать информацию на язык ребенка («Чувства: друзья или враги?»; «Что хочу-то и ворочу»; «Мало хотения…» и др.

Для реализации второго направления использовала:

Тренинги: «Учимся хвалить», «Как подружиться со страхами», «Как научиться слышать друг друга» и мн. др.

• Семейные карнавалы.

Домашние проекты: «Как вместе спланировать выходной», «День рождения», «Отпуск вместе» и др.

Конкурсы-номинации: «Самый веселый», «Самый воспитанный», «Самый терпимый» и др.

• Мастер-классы специалистов города, детского сада, семей, имеющих опыт положительного воспитания.

Семейные игры: «Защитная маска», «Заветная коробочка, «Мишени» и др. Данные игры направлены на выработку единых правил поведения в семь, правил общения дома, как можно выражать свои негативные эмоции и чувства не причиняя при этом вреда окружающим.

Особой популярностью у родителей стали пользоваться встречи «Разговор по душам». Данная форма позволяет объединять родителей имеющих общие проблемы и осуществлять индивидуальный подход в решении многих вопросов.

В результате поэтапной с родителями работе, при использовании специально подобранных средств, методов, приемов, к концу подготовительной группы активно стали взаимодействовать более 85% родителей. Семей, в которых активно закреплялись и развивались социальные навыки и способности детей стало более 60%. В 90% семей, по результатам опросов детей и родителей, результатам наблюдений, родители стали говорить с детьми о своих переживаниях, чувствах. Помимо того, что это сблизило их, научило понимать и слышать друг друга, это еще и значительно обогатило лексикон эмоций детей. Они словесно стали говорить о своих чувствах, научились их контролировать и адекватно их выражать.

В рамках моих проектов по социально-эмоциональному развитию воспитанников я привлека ресурс своих коллег: педагога-психолога, воспитателя ИЗО, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Мы разработали единый тематический план. Это позволяет нам последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов. Так же, благодаря такому подходу у ребенка формируется целостное представление об окружающем его мире. Это помогает ему понять, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Так, знакомясь осенью с эмоциями грусть, печаль, уныние и др. на музыкальных занятиях, эти же чувства дети услышали в музыкальных произведениях. На занятиях по рисованию, они их рассмотрели на репродукциях художников, передали в цвете.

Благодаря совместной работе, всеми специалистами и мной используются одни и те же педагогические технологии, методы, способы. Социоигры успешно применяются как инструктором по физическому воспитанию, так и музыкальным руководителем. Коллективно-творческое дело - воспитателем ИЗО и т. д.

Особенно эффективны и очень любимы детьми интегрированные занятия. Нами разработано несколько серий таких занятий: «В гостях у Белоснежки и семи гномов», «Путешествие по планетам», «Удивительное - рядом».

В зависимости от предлагаемых нами обстоятельств, дети учатся брать на себя различные роли, учатся договариваться и действовать совместно, эмоционально сопереживать и т. д. Например, задумавшись о том, почему Весельчак получил такое имя, вместе с психологом, воспитателем ИЗО, и музыкальным руководителем знакомимся с эмоциями радости, учимся дарить их друг другу, пытаемся предположить, как он мог двигаться, выглядеть и. д.

В ходе такой совместной работы, педагогом-психологом выявилась группа тревожных детей и детей имеющих низкую самооценку. Нами были разработаны проекты «Мы больше не боимся» и «Я - хороший» и успешно реализованы. Процент детей тревожных снизился от 28% до 9%, а детей с низкой самооценкой стало в два раза меньше (было 9 детей, стало з)

Такое объединение позволяет комплексно сопровождать детей с учетом их индивидуальных особенностей, в системе реализовывать программы по социально-эмоциональному развитию. А использование единых способов и методов в воспитательно-образовательном процессе всеми специалистами, дает хорошие результаты у детей.

Организуя свою деятельность с воспитанниками, взаимодействие их со сверстниками и взрослыми, предпочтение отдаю практическим методам. Очень активно использую жизненные ситуации. Так, выходя на прогулку зимой мы видим, что ступеньки очень скользкие, сразу организую по этому поводу разговор с моими детьми. Предполагаем, кто может от этого пострадать, вместе решаем, можем ли мы что-то сделать, и посыпаем их.

Таким же образом, мы приобщились к постройке снежных горок на участке малышей, помогли им засыпать песок в песочницы, спасали поломанную веточку дерева и др. Как раз через такую деятельность у моих воспитанников формируется социально активное поведение. Ребенок через реальные дела учится добру, сочувствию, отзывчивости.

Еще одно важнейшее средство, которое я использую - специально организованные проблемные ситуации. Я делю их на игровые и реальные. Они моделируются мной в соответствии с возрастными особенностями.

Игровые ситуации создаю следующие:

• Иллюстрирующего типа «Готовое решение». С помощью настольного или пальчикового театра демонстрирую детям конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуаций. Дети в доступной, интересной форме получают образец социально одобряемого поведения («Как дети помирились», «Как делились игрушками», «Почему нужно говорить добрые слова» и др.)

• Активного участия «Подскажи решение». Игровые персонажи с помощью вопросов, просьб побуждают детей к поиску правильного решения (как можно поблагодарить, попросить, успокоить и т. д.)

• Непосредственной помощи «Поможем игрушкам». Данные ситуации требуют от моих воспитанников активного сочувствия, помощи, заботы (кукла заболела, потерялся щенок и др.).

Практические и реальные ситуации создаю следующие:

• Направленные на освоение культурных форм поведения.

«Наша забота нужна всем».

• Гуманистического выбора.

• Проблемного характера (как быть, что делать).

«Мы самые старшие в детском саду».

«Мы дружим со школьниками».

«Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Для формирования уверенности в себе разработала серии занятий «Кто я?» для каждого возраста. Игры: «Волшебный стул», «Мой дружок», «Узнай по голосу», «Узнай по описанию» и мн. другие так же направлены на повышение самооценки у ребенка. Организуя данные игры, стараюсь центральными фигурами сделать детей «проблемных»- застенчивых, неуверенных, изгоев и т. д. Как показывает моя практика, благодаря этому у многих детей меняется представление и отношение к таким детям.

Социоигры, специально организованные задания, требующие коллективного выполнения, специально созданная предметно-развивающая среда, предполагающая объединение в большие и малые группы, способствуют формированию у моих воспитанников умений устанавливать партнерские отношения, договариваться, слушать и слышать, предлагать и отстаивать свою точку зрения.

Специально организуемые игры- тренинги («Как я могу злиться», «Как избежать ссор» и др.) учат детей контролировать свои эмоции и поведение.

Очень важным в моей деятельности является правильно организованная система диагностик. С первого дня поступления ко мне в группу ребенка завожу дневники наблюдений, индивидуальные карты развития ребенка, в которых через наблюдения фиксирую психоэмоциональное состояние ребенка в различных видах деятельности и ситуациях (в игре, на занятиях, в момент прощания с мамой, приход в детский сад после выходных и т. д). Так же отслеживаю групповое взаимодействие и взаимоотношение через игры «Кто тебе нравится?», «Секрет», беседы в игровой форме. Это очень помогает мне вовремя заметить нарушения и правильно организовать работу с ребенком.

Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду дважды в год осенью и весной провожу диагностику, направленную на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате нашего взаимодействия. Это позволяет мне скорректировать деятельность на новый учебный год.

Воспитанники получили хорошую основу для успешного вступления в большую жизнь.

Сейчас у меня новый набор. Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство. Но в одном я точно убеждена, социально-эмоциональное развитие детей будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Развивающая книжечкаРазвивающая книжечка Не так давно работаю логопедом в малокомплектном детском саду на 0.25 ставки. Очень нравиться мне эта работа. Но в первый год очень было трудно,.

Самоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детейСамоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей амоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей старшей логопедической группы «Фантазеры» Дети нашей группы имеют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Социально-эмоциональное развитие детей»
Опубликовано: 3 ноября 2012 в 05:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД