Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Ольга Дигина
Опыт работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №58 Дзержинского района Волгограда»

Опыт работы

«Развитие математических способ-ностей детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

Работу выполнила

воспитатель I квалификационной категории

Дигина Ольга Викторовна

г. Волгоград, 2018.

Содержание:

1.1. Введение…

1.2. Актуальность….

1.3. Постановка проблемы, цели и задач опыта работы….

Публикация «Опыт работы „Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах

2.1. Анализ научно-педагогической литературы…

2.2. Дидактические игры в процессе развития детей дошкольного возраста.

3.1. Практическая часть. Технология использования дидактических игр….

1. Стихи, загадки, задачи….

2. Игры с числами и цифрами…

3. Игры на ориентировку в пространстве и времени….

4. Игры с геометрическими фигурами….

5. Игры со строительным материалом…

6. Игры на развитие логического мышления….

7. Игры на развитие цветового восприятия…

8. Индивидуальный дидактический материал….

9. Игры с блоками Дьёнеша….

10. Игры с палочками Кюизенера….

3.2. Заключение….

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая

сделать его занимательным.

Блез Паскаль

1.1. Введение

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика.

Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

1.2. Актуальность

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным:

- Это понятие состоит из взаимосвязанных, и взаимообусловленных пред-ставлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

- Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

- Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

1.3. Постановка проблемы, цели и задач опыта работы

Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний, нужно использовать больше дидактических игр. В рамках работы по самообразованию углубленно изучила тему:

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр».

Проблема педагогической работы :

o Какое значение имеет дидактическая игра в формировании элемен-тарных математических представлений у дошкольников?

Чтобы решить данную проблему, я поставила цель:

o Выявить возможности дидактической игры, как средства формирова-ния элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели обозначила следующие задачи:

o Изучить научно-педагогическую литературу по данной теме.

o Изучить передовой педагогический опыт использования блоков Дьё-неша и палочек Кюизенера в практике дошкольных образовательных учреждений.

o Создать картотеку дидактических игр по математике.

o Создать предметно-развивающую среду для успешной реализации опыта работы с детьми.

o Составить перспективный план дидактических игр по математике на все возрастные группы детского сада (от 3 до 7 лет) по программе под редакцией Л. Г. Вераксы.

o Поделиться опытом работы с коллегами в рамках своего образова-тельного учреждения МОУ «Детского сада №58 «Гнёздышко».

2.1. Анализ научно-педагогической литературы

Для теоретического обоснования проблемы, я использовала следующую научно-педагогическую литературу:

o А. К. Бондаренко

Дидактические игры в детском саду. Москва: «Просвещение», 1991.

В книге раскрывается методика проведения с детьми 3-7 лет дидактических игр разных видов : настольно-печатных, словесных, игр с предметами, но в первой части автор знакомит нас с основными функциями и ролью дидактической игры в педагогическом процессе детского сада.

o Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова

«Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

Методические рекомендации. - Москва: Баласс, 2004.

Учебное пособие «Игралочка» предназначено для развития математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет. Является начальным звеном курса математики «Школа 2000…». Содержит краткое описание концепции, программы и организации практических занятий с детьми. Практический курс содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми.

o Авторский коллектив: Г. В. Глушкова, Т. И. Ерофеева, С. И. Мусиенко, Л. И. Павлова и другие.

Дошкольник изучает математику. Как и где?

Москва: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

В пособии раскрывается содержание работы воспитателей с родителями по математическому образованию и интеллектуальному развитию дошкольников. Рассматривается содержание консультаций, дней открытых дверей. Приводится содержательный материал, который воспитатели рекомендуют родителям использовать в семье: познавательные истории с математическим содержанием сказки с проблемными ситуациями, дидактические игры, задачи-шутки, задания на сообразительность.

o Л. А. Грищук

Школа дошкольников. Занимательные уроки.

Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.

Данная методическая разработка содержит комплексный подбор материала для организации занятий с детьми 5 – 7 лет. Пособие предоставлено в помощь педагогам и содержит задания, игры и упражнения по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления и мелкой моторики дошкольников.

o Новикова В. П., Тихонова Л. И.

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

В данном пособии предоставлены игровые занятия с палочками Кюизенера. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировки во времени и пространстве.

o Вкладыш «Блоки Дьёнеша»

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

2.2. Дидактические игры в процессе развития детей дошкольного воз-раста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиями, если эти правила ими усвоены.

Какое значение имеет игра?

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Свободное и добровольное включение детей в игру : не навязывание игры, а вовлечение в неё детей.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нрав-ственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

3.1. Практическая часть. Технология использования дидактических игр.

Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

При проведении организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений стараюсь разнообразить процесс обучения и создавать эмоционально тёплую атмосферу для детей.

1. Стихи, загадки, задачи.

Использую интересные стихи, загадки, задачи математического содержания, предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке:

o Мы делили апельсин,

Много нас, а он (один).

o Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

- Два, но дедушке дадим,

И останется (один).

Такие задания, не только знакомят ребят с новыми понятиями математиче-ского содержания, но и развивают память, внимание, речь, логическое мышление.

2. Игры с числами и цифрами.

Для закрепления порядкового и количественного счё та играем в игры:

«Кочки», «Весёлый счёт», «Кто быстрее назовёт?», «Кто первый?», «Какой игрушки по счёту не стало?», «Назови соседей», «Встань по порядку» и другие, в этих играх детям нравится быстрая смена действий.

При закреплении умений детей соотносить количество с числом использую игры, сделанные своими руками: «Гаражи», «Засели домики», «Отнеси письмо», «Волшебная полянка» и другие.

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться предложенными мною заданиями.

3. Игры на ориентировку в пространстве и времени.

С большим интересом дети играют в игры на ориентировку в пространстве: «Найди такой же узор», «Волшебная карта», «Найди игрушку», «Путешествие по группе», «Укрась платочек», «День-ночь», «Выполни команды», «Радужные гномики» и многие другие.

С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее усваивают понятия: «слева», «справа», «над», «под», «около», активнее используют в речи пространственные прилагательные и наречия.

Для более эффективного запоминания дней недели, частей суток играю с детьми в пальчиковые игры «Гномики». «Тучки-недельки», загадываю за-гадки.

4. Игры с геометрическими фигурами.

В целях закрепления знаний о форме предметов использую игры: «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино». Предлагаю детям выполнить математические упражнения «Найди предмет, который похож на квадрат (круг, треугольник, овал)», «Заполни таблицу», «Найди фигуру», используя символическое изображение признаков предмета.

Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек и палочек Кюизенера.

5. Игры со строительным материалом.

В процессе знакомства и закрепления знаний геометрических тел (шар, ко-нус, цилиндр, куб) использую игры со строительным материалом в организованной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.

Предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Построй башню только из кубов», «Катится-не катится», «Что похоже на цилиндр?», «Назови детали конструктора», «Построй по образцу» и другие.

Во время проведения этих игр, дети не только запоминают названия геометрических тел, но и развивают мелкую моторику рук, закрепляют пространственные отношения: «выше - ниже», «вверху-внизу», «слева-справа» и другие понятия, а так же любят обыгрывать постройки с мелкими игрушками, с деревянными матрёшками и машинками.

6. Игры на развитие логического мышления.

Благодаря таким играм как: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет», «Колумбово яйцо», «Волшебные чемоданчики», «Найди закономерности», «Обобщение», «Что к чему?» и другие, дети учатся строить логические цепочки, анализировать, делать выводы, учатся мыслить самостоятельно.

7. Игры на развитие цветового восприятия.

Цветовое восприятие -это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Систематическая, последовательная работа с детьми по цвето-вому восприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребёнком в других направлениях.

В работе по развитию цветового восприятия я использую следующие дидактические игры : «Найди свой гараж по цвету», «Подбери к чашке блюдце», «Собери цветы», «Собери капельки в стакан», «Домино», «Светофор» и другие.

8. Индивидуальный дидактический материал.

Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с индивидуальным или раздаточным материалом, который мы можем использовать во всех возрастных группах детского сада.

Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. В своей работе я использую игры и упражнения математического содержания : «Полочки», «Разноцветные полоски», блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, шишки, орехи, жёлуди, макароны, ленты, пуговицы крупного размера и другие материалы.

9. Игры с блоками Дьёнеша.

Основная цель использования блоков Дьёнеша-это обобщение блоков по одному, двум, трём и четырё м признакам: цвету, форме, величине, толщине.

Блоки могут использоваться как демонстративный материал, так и раздаточный. В процессе использования блоков дети развивают умения сравнивать геометрические блоки между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданным признакам.

В своей практике я использую следующие дидактические игры с блоками Дьё неша: «Найди блок по заданному признаку», «Чудесный мешочек», «Домино», «Продолжи ряд», «Найди лишний блок», «Магазин» и другие.

Блоки Дьёнеша можно использовать как плоскостное конструирование предметов на столе, на коврике с последующим обыгрыванием построек.

В младшем дошкольном возрасте блоки Дьё неша использую в театрализо-ванной деятельности: героев русских народных сказок, заменяю - на блоки Дьёнеша, детям очень нравятся эти сказки.

10. Игры с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже» и многое другое.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких мате-матиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

В работе с детьми я использую следующие дидактические игры с палочками Кюизенера: «Найди такую же», «Построй лесенку», «Спрячь палочку в группе», «Подбери палочку к числу», «Свободное конструирование по желанию детей» и многие другие.

3.2. Заключение:

После изучения научно-педагогическую литературы, передового педагогического опыта использования блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера в практике дошкольных образовательных учреждений. по теме опыта самообразования, я пришла к выводу, что использование выше указанных дидактических игр, способствует развитию зрительной памяти, навыков счёта, образного мышления.

Я убеждена в том, что игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – способствует развитию элементарных математических способностей и познавательного интереса детей.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

Используемая литература:

1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Москва: «Просве-щение», 1991.

2. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - Москва: Баласс, 2004.

3. Авторский коллектив: Г. В. Глушкова, Т. И. Ерофеева, С. И. Мусиенко, Л. И. Павлова и другие. Дошкольник изучает математику. Как и где? - Москва: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

4. Л. А. Грищук Школа дошкольников. Занимательные уроки. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.

5. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Вкладыш «Блоки Дьёнеша»

Публикации по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр». Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок в дошкольные годы каждый.

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

План работы по самообразованию. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр МБОУ «Камышенская СОШ», структурное подразделение «Детский сад «Родничок» Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Сенсорное.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» Содержание I.Введение….3 стр. 1.1. Анализ внешней ситуации….5 стр. 1.2. Анализ внутренней ситуации…7.

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражненийРазвитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Работая в детском саду в разных возрастных группах я столкнулась с тем, что у детей сформированность элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 5 января 2018 в 12:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД