Получи документы

Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»

Елена Низова
Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»

Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий.

Мы начали работу по контролированию сотрудничества и взаимодействия между детьми и родителями на основе включения в образовательную деятельность традиционных событий.

Работа проходила в 3 этапа.

Первый этап: поисково-диагностический. Цель: определить уровень компетенции родителей и отношение детей к своей семье.

Публикация «Опыт работы „Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей, Практическая часть“» размещена в разделах

На данном этапе дети в виде беседы рассказывали о том, что такое семья, в чем ее значение для человека; о своих близких, семейных традициях, увлечениях, положительных взаимоотношениях детей к своей семье. Кроме этого дети рисовали рисунки на тему «Моя семья» и комментировали их. Родители же дали свои ответы в опроснике «Готовность родителей к совместной деятельности с детьми». Благодаря этому мы выполнили цель первого этапа.

Второй этап: проектировочный. Цель: отобрать содержание, традиции процесса воплощения в жизнь.

На данном этапе мы отобрали те традиции, которые будут реализоваться в старшей группе. Это традиции: дня, месяца и года. Традиции дня: утренний сбор, итоговый сбор, панорама добрых дел, минуты чтения, творческая мастерская, письмо заболевшему другу, листы активности по лексическим темам. Традиции месяца: «День (имянниника) рождение», выставки коллективные и индивидуальные, тематические встречи «Профессия моих родителей». Традиции года: праздники и развлечения «День Матери», Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Театральный фестиваль»; «Мы рады встрече – после летних и зимних каникул», конкурс чтецов с участием родителей. Далее мы предложили родителям возможность включения в разнообразные формы с детьми, связанные с традициями.

Третий этап: внедренческий. Цель: реализовать содержание, ценность традиций процесса, становление положительных взаимоотношений детей и их родителей.

На этом этапе дети и родители участвуют в традициях группы. Традиции дня. Каждый день в утреннем групповом сборе дети приветствуют друг друга, обмениваются новостями, рассказывают о традициях, семейных событиях, домашних делах с родителями. Итоговый сбор проходит вечером, где дети рассказывают как прошел прожитый день в группе, что хорошего произошло, а что нужно доделать, планируют добрые дела на следующий день. На вечернем сборе дети не только осознавали свою успешность, но и радовались достижениям сверстников, оценивали поступки товарищей. Родители знакомятся с панорамой добрых дел, дети им рассказывают, что сделали хорошего, чем занимались. Особенности детей с ОНР нацеливают нас на вовлечение детей вступать в общение, так как из-за дефектов речи дети неактивны, неразговорчивы и им трудно самостоятельно сразу вступать в общение, поэтому мы проговариваем совместные дела вместе со всей группой, а дети рассказывают об этом дома родителям, близким. Минуты чтения интересны стали детям потому, что мы предлагали кому-то из родителей почитать то, или иное произведение. Какой восторг и интерес мы увидели в детях, что чья-то мама читает рассказ. Творческая мастерская помогала нам изготавливать подарки, рисунки заболевшим товарищам, родителям к праздникам, украшения для группы. Дети не только упражнялись в изобразительной деятельности и конструировании, но и осваивали разные способы организации сотрудничества, старались выполнить работу с особой любовью и старанием. Письмо заболевшему другу дети готовили в вечернее время. Они с удовольствием рисовали свои дела в группе, разные смешные рожицы, яркие рисунки, стараясь передать другу заряд бодрости. Отправляли письма наши родители. Дети передавали письма, а родители доставляли их. Листы активности мы выставляли в родительский уголок, как наглядный материал с целью знакомства родителей с лексической темой недели и передачи рекомендаций закрепляющего характера с детьми в домашних условиях.

Традициями месяца были досуговые мероприятия «День рождения (имянниника)». Это позволяло нам выразить внимание не только к детям, но и к их родителям. Благодаря родителям мы устраивали чаепитие, украшали группу, приготавливали сюрпризы для иммяниников. Конечно, каждый ребенок потом рассказывал своим близким о прошедшем мероприятии, показывал подаренный шарик или выигранный приз за правильный ответ. Все это способствовало налаживанию положительных взаимоотношений с детьми и их родителями. Индивидуальные выставки способствовали знаниям детей о традициях и увлечениях семьи («Моя мама рукодельница», «Художники моей семьи». Коллективные выставки носили тематический характер и приравнивались к определенным праздникам и датам («Дары осени», «Зимние фантазии», «Кормушка для птиц» и др.). Работы изготавливались вместе с детьми и это объединяло взрослых и детей в общих делах, вселяло им силы и уверенность в завтрашнем дне. Тематические встречи «Профессия моих родителей» проходила каждый месяц. Мы приглашали своих мам, пап, с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, показывая свои умения и навыки. Дети не только узнавали новое от родителей, но и учились общаться с взрослым с особым интересом и комфортом для собственной речи, старались быть активными. Особенно можно отметить, с какой любовью и благодарностью дети смотрели на своих близких, гордились их знаниями и умениями. Все это давало возможность узнать семью каждого воспитанника, понять ее стороны в воспитании детей, а иногда и просто поучиться. Традициями года мы называем праздники и развлечения. Многие из них стали традиционными. Родители выступают активными помощниками в традициях, они оказывают помощь в подготовке украшений, атрибутов к праздникам, театральному фестивалю. С удовольствием родители исполняют роли на праздниках, делятся друг с другом традициями, которые существуют в их семьях. Ощущение радости совместных дел порождает чувство удовлетворения, сплачивает детей и взрослых, что опять подтверждает ценности традиций.

Четвертый этап: итогово-аналитический (диагностический). Цель: сопоставить уровни диагностики, определить эффективность проведенной работы.

На данном этапе мы вновь провели с детьми беседу «Моя семья», обработали рисунки детей, включая их комментарии к ним; сравнили ответы опросника «Готовность родителей к совместной деятельности» в начале и конце года.

Для реализации наших задач мы использовали следующие методы:

-сюрпризные моменты – помогали вызывать интерес к разным традициям;

- чтение, беседа – помогали закреплять знания о проделанной работе; познавать окружающий мир, включаться в процесс общения.

-игровые и практические ситуации – обогащали знания детей;

-путешествие по карте (как я провел летние и зимние каникулы);

-рассматривание коллекций;

-социально-эмоциональные игры;

-совместная продуктивная деятельность;

-«панорама добрых дел»;

Мы выбрали следующие формы работы :

- традиции дня, месяца, года (см. описанные выше)- открывали новые возможности для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

-опросник – направлен на выявление особенностей взаимодействия родителя и ребенка;

- утренний сбор, итоговый сбор - направлен на обмен новостями, традициями семьи, обобщение с родителями о прошедшем дне; нацеливание вступать в контакт с взрослыми и сверстниками;

- минуты чтения – помогали пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, повысить чувство гордости за свою семью, близкого человека;

-творческая мастерская – помогала объединять всех участнико, вызывала интерес к сотрудничеству;

- коллективные и индивидуальные выставки – позволяло родителям делиться традициями, увлечениями своей семьи; наладить сотрудничество между родителями и детьми;

- листы активности мы выставляли в родительский уголок, как наглядный материал с целью знакомства родителей с лексической темой недели и передачи рекомендаций закрепляющего характера с детьми в домашних условиях;

- тематические встречи «Гость группы» - направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей ребенка и родителя;

- праздники и развлечения – устанавливали эмоциональный контакт между родителями и детьми,

Условия.

- Провели консультацию для родителей «Сотрудничество на благо ребенка»;

-разработали конспекты тематических встреч «Профессии моих родителей»;

- разработали листы активности в рамках лексических тем;

- подготовили среду для коллективных и индивидуальных выставок, творческой мастерской;

- изготовили и воплотили в жизнь «Панораму добрых дел»

- разработали различные мероприятия (праздники и развлечения) по развитию положительных взаимоотношений с детьми и их родителями.

Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей, а самое главное мы пробуждаем у детей проявлять активность в процессе общения, способствуем развитию сотрудничества детей и взрослых, развиваем положительные взаимоотношения между ними.

Таким образом, мы сделали вывод, что проводя систематическую работу по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей, наблюдается положительная динамика. Используя различные формы, методы и приемы работы с участием родителей мы убедились, что она эффективно помогает развивать у старших дошкольников с ОНР личностное качество (умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, необходимое для успешной социализации ребенка. Главное, чтобы дети и родители продолжали взаимодействовать друг с другом для дальнейшей коррекции в развитии и воспитания ребенка с ОНР и использовали полученные навыки в дальнейшей жизни.

3. Перспективы работы.

Эмоционально-положительное общение с окружающими людьми старших дошкольников с ОНР является важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе. Очень важно, чтобы к концу дошкольного детства у детей были сформированы навыки взаимодействия. Поэтому необходимо продолжать работу с детьми ОНР по развитию социально –коммуникативной сферы ребенка, и тогда, каждый ребенок успешно войдет в школьную жизнь.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Опыт работы «Развитие читательских интересов у старших дошкольников в литературном центре «Путешествие в страну книг» Создание в ДОУ литературного центра неслучайно: сегодня перед различными образовательными организациями (дошкольные учреждения, школа, библиотека,.

Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с.

Опыт работы по теме «Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками» (практическая часть) 5. Система работы по воспитанию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками. Основой данной системы стал перспективный план.

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей» В соответствии с федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть) Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 11:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД