МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы

Зоя Родина
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы

Опыт работы учителя — дефектолога в условиях инклюзивного образования

«Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы с использованием элементов устного народного творчества».

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время духовно – нравственное отношение к жизни и людям, развитие нравственности оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям, семье, родному месту где он вырос, и, безусловно к Родине. Дошкольное воспитание способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Проблема исследования: духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов устного народного творчества».

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы с использованием элементов устного народного творчества».

Цель исследования: Формировать духовно – нравственные ценности, обогащать и углублять знания детей о семье, поселке, активизировать работу по формированию к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам через доступные средства.

Объект исследования: Процесс духовно-нравственного воспитания детей ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитания в дошкольных образовательных учреждениях детей ОВЗ с использованием элементов устного народного творчества.

Гипотеза исследования: формирование духовно – нравственного воспитания у детей с ОВЗ будет эффективно, если:

Разработаны занятия с использованием коррекционно – дефектологической работы, внедрение элементов устного народного творчества.

Подобраны элементы устного народного творчества, фольклорного жанра (загадки, пословицы, скороговорки).

Задачи исследования:

1. Воспитывать любовь и привязанность к совей семье, дому, улице, поселку.

2. Формировать бережное отношение к природе

3. Развивать интерес к русским традициям, промыслам, фольклору

4. Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам их традициям

Теоретическая значимость исследования: процесс обучения дошкольников с ОВЗ требует длительного времени, проблема мотивации – одна из центральных в дефектологической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результатов – вот главное в работе педагога.

Практическая значимость исследования: Решая данные задачи духовно – нравственного воспитания воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями особенностями детей, используя методы.

Наглядный- необходимо во время чтения педагогом рассказов, показ сказок, рассматривания книжных иллюстраций, предметов, экскурсии по поселку, проведение дидактических игр.

Словесный – представляется наиболее эффективным в процессе чтения стихотворений детьми, педагогом, загадывание загадок, игры – драматизация, сюжетно – ролевые игры, проведение викторин, конкурсов.

Практический – используется, когда нужно организовать продуктную деятельность, провести игру, провести экскурсию, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Работая над формированием духовно –нравственного воспитания, я предлагаю включить в воспитательно – образовательный процесс занятия с использованием элементов устного народного творчества (фольклор).

Устное народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств, включает большое количество жанров (сказки, пословицы, потешки, загадки, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств.

Культура чувств в свою очередь, способствует становлению нравственных и моральных принципов личности. Воспитание духовной сферы возможно через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины.

Я работаю с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, в познавательном развитии. Ищу эффективные пути преодоления этих проблем, проходя несколько этапов коррекционной работы. Применяю активно элементы устного народного творчества на занятии по развитию речи.

Решаю задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия, лексико – грамматического стоя речи. Занятия проводятся подгруппами и индивидуально в рамках образовательного процесса. Разработанные занятия представляют тематическую и игровую ценность.

В работе с детьми широко использую фольклор. Эффективно внедряю малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки). Именно фольклор в доступной и интересной форме позволяет развивать у детей память, общие речевые навыки, дыхание, темп и ритм, выразительность, правильное звукопроизношение.

Дети очень любят скороговорки, поэтому в старшей и подготовительной группах использую их всегда. Мы заучиваем скороговорки сначала в замедленном темпе, проговаривая четко все звуки. Далее выученные скороговорки предлагаю произнести в разных темпах: медленном, умеренном, быстром.

Дети любят ритмические чистоговорки, в которых содержится насыщенное количество сочетаний звуков, слогов, слов трудных для произношения. Слоговые цепочки и рифмованные строчки помогают детям развивать слуховое внимание, речевой слух, память. Речевые строчки чистоговорки объединены по смыслу, что позволяет расширить представления об окружающих предметах и явлениях. Чистоговорки помогают совершенствовать грамматический строй речи ребенка. Отрабатывается предложно - падежные конструкции, согласованные с другими частями речи, например: Ла-ла – вот юла, Лу – лу – купили мне юлу, Лой – лой – довольна я юлой.

Я стараюсь находить индивидуальный подход к каждому ребенку, подбирая слова, избегаю звуков которые ребенок еще не проговаривает. Предлагаю поиграю в игры такие как «Доскажи словечко», например: Ру-ру-ру – это кунгу. (ру, Рога-рога – видим носо. (рога).

Можно использовать разные способы для запоминания скороговорок подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог. Также использую интересный прием – выкладывание фишек на произнесение скороговорки несколько раз подряд.

Интересно в работе использовать считалочки, заклички – формируется у детей умение использовать в речи слова в уменьшительно- ласкательной форме. С помощью загадок я ввожу в речь детей новые звуки, параллельно развиваем память, образное и логическое мышление (сравнение, анализ, синтез) а главное речь.

Использую упражнения в нахождении места звука в слове, деление слов на слоги. Пользуюсь педагогически приемом «Помоги» дети помогают игрушке отказывать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенно.

Эффективным методом с использованием устного народного творчества в коррекционной работе по формированию правильного произношения у дошкольников считаю пальчиковые упражнения и игры. Развитие устной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.

Опыт моей работы с детьми показал, что проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальчиковой гимнастики и элементов устного народного творчества позволяет достичь наиболее обучающего эффекта.

Включение элементов фольклора в домашнее задание, ведь игры родителей с детьми с использованием пальчиковой гимнастики, потешек, прибауток, приговорок сближают их духовно, что важно для детей с недоразвитием речи.

Активно использую познавательно – игровой и познавательные проекты, позволяющие знакомить детей с культурным наследием народов малой родины, природой родного края.

В результате моей коррекционной работы была отмечена положительная динамика в овладении правильного звукопроизношения. Затем повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Формирование духовно – нравственного воспитания с применением элементов устного народного творчества показало эффективность закладывание основ духовно – нравственного воспитания, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.

Раскрытие личности полностью возможно через включение его в культуру народного творчества, положительно влияет на развитие дошкольников о их знаниях о культуре о традициях. Важность развитие речи во всех видах деятельности дошкольника, расширение словарного запаса у детей, необходимая часть развития личности.

Применение элементов устного народного творчества — кладезь народной мудрости. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности, обучающихся с ОВЗ можно отнести (сказки, загадки, поговорки, чистоговорки, стишки - потешки). Из них дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Можно сделать вывод, что роль духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества.

Хотелось бы, свой представленный опыт завершить словами советского учёного в области педагогики, специалиста по дошкольному воспитанию Александры Платоновны Усовой: «Ребенок развивается не путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Эти условия должны быть реализованы в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей»

Заключение

Главная задача ППО: формирование духовно – нравственного воспитания у детей с ОВЗ на занятиях с элементами устного народного творчества

Таким образом: хочется сказать, что устное народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное творчество позволяет приобщать детей с ОВЗ к духовной культуре своего народа.

Считаю, предложенный мною опыт в работе по формированию духовно – нравственному воспитанию детей ОВЗ с элементами устного народного творчества, эффективным и положительным того, как стал использоваться фольклор на занятиях, в упражнениях и играх дети раскрепостились, перестали бояться говорить, речь их стала более выразительной и мелодичной. В группе дети стали больше общаться и используют фольклорный материал в самостоятельной игровой деятельности.

Занятия стали более интересными, и дети стали более активными, что решает многие корректирующие задачи. Также стоит отметить, что обращением к народному творчество обогатило внутренний мир дошкольников.

Я уверена, что мои воспитанники сохранять эту любовь к народному творчеству надолго и не забудут его мудрости и доброты.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в рамках реализации дефектологической работы
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 07:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД