Папки-передвижки

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников»

Светлана Москаленко
Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

Публикация «Опыт „Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников“» размещена в разделах

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленного опыта, мною была предпринята попытка активизировать работу по сенсорному воспитанию малышей в своей группе. Однако мною был выявлен ряд проблем:

- недостаточное внимание уделялось созданию разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию;

- не складывалась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе;

- не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей, не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.

Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению, а именно был сделан анализ перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развитие сенсорных эталонов у детей. Была отслежена игровая зона в группе по сенсорному воспитанию, разработана структура интеграции сенсорного воспитания в разных образовательных областях.

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников».

Цель: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.).

Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- изучение динамики уровня сенсорного развития детей;

- подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр;

- развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);

- формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

- учить способам обследования предметов;

- познакомить детей с дидактическими играми;

- развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины);

-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Для реализации поставленных задач было изучено огромное количество литературы, методических пособий и современных публикаций в которых большое значение отводилось именно сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Исследования показали огромное значение сенсорного развития для формирования у детей общепринятых эталонов. И для того чтобы на начальном этапе исследования выявить уровень осведомленности дошкольников о цвете, форме и величине предметов необходимо было провести диагностическое исследование. Для этого мною были отобраны дидактические игры, способствующие выяснено уровня сенсорного видения ребенка.

Результаты исследования показали, что у детей младшего возраста слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям.

Для эффективности развития у детей сенсорных эталонов использую следующие методы и приё мы:

• Игровые — эта форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Практические-во время их применения использую следующие приемы: планирование, выполнение задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

• Экспериментирование один из основных методов познания. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

• Моделирование - моделированием стимулирую развитие исследовательских способностей детей, привлекаю их внимание к признакам предмета, помогаю определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Дидактическая игра таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Успешное формирование сенсорных представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы:

• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.

• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка вигровых ситуаций.

•Принцип активности – предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности и инициативы.

• Принцип логического мышления – формирую у детей навыки работы с объектами из плоскостных фигур, обучаю анализировать, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.

. Принцип психологического комфорта каждого ребёнка - проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь их инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и в своих возможностях. Важно поддерживать его не только действием, но и словами: «Какой ты молодец, я знаю ты сможешь и. т. п.)

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

• непосредственно образовательную деятельность;

• игры –экспериментирования;

• проектную деятельность;

• художественное творчество;

• наблюдение;

дидактические игры.

В своей работе использую игры с прищепками, с пирамидками «Собери пирамидку», с кубиками «Построй такую же башенку», «Ёлочки, грибочки», игры с мозаикой «Собери цветок», игры на фланелеграфе, «Спрячь картинку»,«Найди окошко для фигурки», игры на классификацию геометрических фигур

(форма, цвет, размер, «Что лишнее», игры шнуровки, застёгивание пуговиц, молний, липучек.

Мною было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный куб».

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности, воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для успешной организации сенсорного развития детей в группе создана предметно - развивающая среда.

Моя работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Между мной и родителями сложились, партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводили игры, совместные прогулки, экскурсии, участвовали в развлечениях, праздниках.

Я провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию : родительские собрания «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности; практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»; анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования дидактических игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Вывод

Дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей» С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов,.

Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей» В процессе реализации написанного мной проекта «Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» была проведена.

Отчёт к педсовету на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья,.

Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей»Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей» Обучение осетинскому языку как народному обладает большими потенциальными возможностями. Основным способом обучения дошкольника развитию.

Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников» Речь – важный фактор психического развития ребёнка, его всесторонней гармонизации. Грамотная и хорошо словарно обогащённая речь – это залог.

Применение дидактических игр в сенсорном развитии детейПрименение дидактических игр в сенсорном развитии детей Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка» ВведениеСреди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками.

Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа) Педагогический проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка». (групповой, долгосрочный). 1 этап. Целеполагание. Игра – это ведущий.

Роль дидактических игр в развитии детей Большое влияние на развитие речи детей, оказывают игры. Огромное значение в педагогическом процессе для детей с задержкой речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников»
Опубликовано: 9 марта 2017 в 20:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД