Организация деятельности с учетом гендерного подхода

Татьяна Никитина
Организация деятельности с учетом гендерного подхода

Тема: «Организация деятельности детей с учетом гендерного подхода».

Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания и просвещения детей как актуальную проблему современного общества.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Воспитание детей с учетом полоролевых особенностей задача сложная, но посильная.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

Поэтому важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!

Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе (а оно оказалось абсолютно равным, социальный статус семей (много неполных семей, где мальчики воспитывались только мамой и бабушкой, изучив психологические особенности статуса мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь к её решению родителей.

В связи с этим разработала технологию проекта «Сеньоры и Сеньориты».

Цель проекта: найти пути передачи навыков и знаний родителям своим детям по реализации гендерного подхода;

помочь детям адаптироваться в современной жизни.

Актуальное направление проекта связано с решением следующих задач:

1. Повышать компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника.

2. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком с учетом его половой принадлежности.

3. Выстроить модель педагогического процесса с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек.

4. Создать развивающую среду, благоприятную для становления личности, определенного пола, на всех возрастных этапах.

Дальнейшую свою работу я проводила по этапам:

Этапы

1 - Начальный этап (Выявление проблемы).

На начальном этапе моей работы было проведено диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей, которое выявило низкий уровень знаний по данному вопросу.

Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня», а это не всегда правильно.

2 – Подготовка к проекту

Я изучила литературу по данной проблеме:

- Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

- Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

- Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

Составила план работы с родителями, план работы с детьми.

3 - Практическая деятельность по проекту.

Свой проект начала реализовывать постепенно:

через совместную деятельность и режимные моменты, которые больше предполагают учет гендерных особенностей детей, также вношу элементы гендерного воспитания в индивидуальную и НОД. Пополнение развивающей среды.

Совместная деятельность:

Кружковая деятельность «Египетское письмо» - например: девочки составляют рассказ про девочек, мальчики составляют рассказ про мальчиков или мальчики рассказывают по схеме, а девочки проверяют их правильность выполнения задания.

Чтение художественной литературы – по интересам, обсуждение литературы, например: девочки рассказывают женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки, обсуждаем стихотворение «Если был бы я девчонкой» с мальчиками.

Беседы – например: «Профессии моих родственников» - девочки рассказывают про профессии мам, а мальчики рассказывают про профессии своих пап, «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время» - например - девочкам предлагается рассказать о своих мамах, о домашних обязанностях, а мальчикам – как мама проводит свободное время, куда ходит в театр, в кино, тренажерный зал и тд.

Сюжетно – ролевые игры - «Показ моделей», «Дочки-матери», «У нас гости»,», «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Медицинские работники».

Дидактические игры – например: «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Дорожные знаки», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать?», «Кто что делает?».

Развлечения – «День Матери», некоторые развлечения проводились совместно с музыкальными руководителями: «Я люблю свой детский сад, и мальчишек, и девчат», «23 февраля», «8 марта».

Индивидуальная работа (если беру одного ребенка учитываю…., но есть такие проблемы где надо заниматься с несколькими детьми или даже с подгруппой я осуществляю с учетом элементов гендерного воспитания: подбор инструкций соответствующих, работа по подгруппам).

• Режимные моменты:

утренняя гимнастика,

одевание: мальчики одеваются медленнее, поэтому они одеваются

первые, а потом помогают девочкам.

дежурство: девочки раздают вилки, а мальчики ложки.

Прогулка:

Наблюдение «За трудом взрослых», организация труда детей – (ОГОРОД)

совместные игры: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол. Организация игр с учетом гендерного воспитания

Самостоятельная деятельность

Рассматривание энциклопедий для мальчиков и девочек – по интересам;

Раскраски по интересам – для девочек и мальчиков;

Игры в лото, домино.

Непосредственно – образовательная деятельность

Я начала вносить некоторые элементы в организацию непосредственно – образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей, а именно:

- дежурство: перед непосредственно – образовательной деятельности организуется дежурство: мальчики – расставляют столы и стулья, а девочки раскладывают раздаточный материал.

- во время проведения НОД использую различные инструкции – например:

даю задание посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти соответствующую цифру,

на речевом развитии – при пересказывании рассказов – первыми пересказывают девочки, т. к. они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, т. к мальчикам требуется дополнительный речевой образец.

– работа по подгруппам, по парам (девочка – мальчик) – девочки вырезают детали, т. к. они очень аккуратны, а мальчики намазывают клеем детали и приклеивают, но это касается только итоговых мероприятий когда навыки детей уже отработаны; также при этом я учитываю что девочки

работа по подгруппам: девочки делают снеговику шляпки, бусы, а мальчики галстук и шапку;

Для осуществления гендерных особенностей нужна соответствующая развивающая среда.

Развивающая среда

Образовательная среда в группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и сконструирована таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. В группе оснащен центр технических средств обучения с картотекой обучающих и развивающих фильмов для мальчиков и девочек.

Создала центр грамотности с учетом гендерных особенностей детей, также создала центр дидактических игр по полоролевому воспитанию, подобраны атрибуты к сюжетно – ролевым играм, подобрана литература и журналы для мальчиков и девочек.

Работа с родителями

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. Очень часто в семьях современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.

Проведение анкетирования, через которые я выяснила, что некоторые родители даже не понимают что такое полоролевое воспитание и не придают этому значение, показало необходимость в моей деятельности в выбранном мною направлении. В связи с этим я разработала планы работы с родителями через участие в различных выставках, разработка различных буклетов, через различные виды деятельности.

• консультации индивидуальные, подгрупповые «Как воспитывать мальчиков, как воспитывать девочек?»;

• Родительские собрания «Какой вы родитель?»;

• круглый стол «Питание мальчиков и девочек»;

• анкетирование «Куклы в жизни ребенка»;

• выставки, фотовыставки «Моя семья», газеты к 23 февраля, Дню Матери;

• развлечения «8 Марта», «День матери», «День защитника Отечества»;

• мастер – классы по изготовлению кормушек папами;

• воскресные досуги в Театре Драмы;

• создание различных музеев: сувениров, вязания;

• зимние прогулки выходного дня;

• привлечение к оформлению групп и участков;

• участие в городских конкурсах «Путешествие в природу», «Круговорот воды в природе», «Турслёт»;

Не смотря на проделанную мною работу и повышения уровня компетентности у родителей, остаётся процент отцов и матерей, которые попрежнему не проявляют заинтересованности в полоролевом воспитании ребёнка.

Для того чтобы привлечь этих родителей к сотрудничеству мною была разработана анкета, которая позволит выявить удобные формы взаимодействия с этими родителями и разработать дальнейший план работы с учётом интересов всех родителей группы, создать клубы по интересам.

4 – Оценка результатов (повторный мониторинг, выявление проблем, коррекция).

Использованная мной диагностика по методике Н. Е. Татаринцевой «Мир мальчика и девочки», которая позволила мне определить уровень компетентности родителей в вопросе полоролевого воспитания своих детей, уровень сформированности полоролевой социализации детей, выявить проблему, скорректировать свою дальнейшую деятельность.

В результате за годы работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.

Однако в этом году в нашу группу пришло 6 новых детей среднего возраста. Мною был выявлен уровень сформированности полоролевой социализации этих детей, разработан план работы.

Скорректирован план дальнейшей работы с детьми с учётом гендерного подхода. Также планирую в подготовительной группе использовать элементы гендерного подхода к воспитанию и обучению в каждой НОД по мере возможности.

Работая по данной теме, я нашла подход к родителям и детям, создала атмосферу доверия, изучила их запросы и ожидания, определила проблемы детей и родителей.

Так как проект «Сеньоры и сеньориты» долгосрочный, я продолжаю над ним работать и думаю, что моя работа будет интересна педагогам города.

5 – Защита проекта

Опыт своей работы я представила на педагогических чтениях в ДОУ.

Мой опыт работы по данной теме был опубликован на сайте Maam.ru, за что получила сертификат о публикации.

Подвести итог своей работы я хотела бы словами:

«Ребенок – это зеркало семьи;

как капля воды отражается в солнце,

Так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский

Организация деятельности с учетом гендерного подхода
Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольниковГендерное воспитание дошкольников Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только не сгибаемую.

Изонить — путь к творчеству Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Организация деятельности с учетом гендерного подхода
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 15:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...