Папки-передвижки

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Марина Куксина
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей.

Исследовательская деятельность – это не просто экспериментирование, это осознанная добыча новых знаний.

Компоненты исследовательской деятельности :

1. Собственное экспериментирование – манипулирование и наблюдение, что из этого получится.

Публикация «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Умение получать сведения из самых различных источников.

3. Умение перерабатывать и обрабатывать эти сведения в своей голове – анализ, синтез, классификация.

Исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и анализ результатов. Проблема – (с греческого задача, задание) это умение задавать вопросы. Гипотеза – (с греческого предположение) это научное предположение, выдвигаемое для объявления какого-либо явления и требующая проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией. Гипотеза, как путь предполагает верное решение найти правильный ответ. С каких слов мы начнем гипотезу: я думаю, допустим, а что если, может быть, предположим.

Исследовательская деятельность – это возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Дети для себя открывают мир. Игра в своей основе имеет исследовательскую деятельность с игрушкой. Сначала игра – исследовательская деятельность – творчество, затем учебное открытие – учебно-исследовательская деятельность – научное открытие.

Задачи педагога организация исследовательской деятельности, подвести ребенка к такому открытию и научить задавать вопросы. Вопросы, кото-рым мы учим ребенка, должны начинаться с вопросительных слов: как, что, что это такое, где, откуда, зачем и т. д. Вопрос «почему» самый не продуктивный доказывают ученые, так как предполагает готовый ответ.

Что необходимо для исследовательской деятельности? Нужна организация предметно-пространственной среды: отдельный стол, небьющиеся стаканчики, песок, листья. Исследовательские занятия можно проводить с 5 летнего возраста. Важно, чтобы исследовательские предметы были доступны всегда, и ребенок мог закончить свое исследование.

Как помочь увидеть проблему? Есть несколько видов упражнений.

1. Упражнение «Смотреть на мир чужими глазами».

Суть упражнения в неоконченном рассказе. Взрослый зачитывает рассказ и неоконченное просит рассказать с точки зрения птиц, зайчика, шофера. Детям закончить рассказ устно. Важно, чтобы дети были раскованы и вели себя смело.

2. Упражнение «Найти как можно больше вариантов нетрадиционного использования предметов». Поощряется самый неожиданный ответ. Развиваются все параметры криативности детей : гибкость, продуктивность, оригинальность мышления.

Элементарные опыты.

1. «Необычные корни» - в емкость с плотной крышкой с решеточкой над водой, на которой лежит черенок сцендапсуса, традесканции.

Цель: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растения.

Наблюдаем, подливаем воды и как только появились воздушные корни, обращаем внимание детей, задаем вопросы: что это появилось у растения?

2. «Почему больше»

Цель: установить зависимость количества поглощаемой влаги от величины листьев.

В пластиковые стаканы с водой ставим черенки дифенбахии и колеуса, а сверху еще (усложняем) надеваем полиэтиленовые мешочки и у дифенбахии быстрее появляются капельки воды на мешочке. Высказываем гипотезы.

3. «Дождь без туч» - понадобится губка, пипетка и прозрачная емкость.

Цель: выявить механизмы повышенной влажности в джунглях.

Капаем из пипетки на губку, а потом переворачиваем над тазом с водой и смотрим, как капает вода. Вывод: вот почему в джунглях идет дождь без туч.

4. «Чем нюхает червяк» - поочередно подносим ватку с одеколоном к передней, задней частям и к середине, он изгибается везде. Везде отверстия.

Цель: привести детей к пониманию особенности восприятия запаха дождевыми червями.

5. «Какая лучше почва» - взять черенки традесканции и посадить в стаканы с глиной, песком и обычной почвой.

Цель: какая почва является наиболее лучшей для произрастания растений.

6. «Более длительный опыт» - насыпать в аквариум почву, или на участке выкопать ямку 10см и закапать листья, бумагу, пластиковую бутылку. Наблюдаем, через год от листьев остались жилки (скелетированный лист, бумага слегка сгнила, а бутылка не изменилась.

Цель: выявить, что быстрее перегнивает, а что загрязняет.

7. «Почему в тундре летом много воды» - понадобится емкость с водой и замершая почва. Наливаем на почву воду, отмечаем, вода не просачивается, стоит на поверхности. Многолетняя мерзлота не пропускает воду и она остается на поверхности.

Цель: объяснить некоторые природно-климатические особенности зон Земли.

8. «Почему в пустыне мало воды и почему растения плохо растут».

Оборудование: 2 прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина.

Полить песок водой, она просачивается быстро и уходит в глубь. Полить глину водой, она не просачивается, стоит и солнце ее высушивает.

Цель: объяснить особенности почвы в пустыне.

9. «Растительность пустыни».

Цель: выяснить, почему растения с большими листьями не могут и не растут в пустыне.

Одевают полиэтиленовые мешки на листья дифенбахии, колеуса, традесканции. Вывод: листья в пустыне видоизменились до колючек – кактусы.

10. «Где вырастет быстрее» - одно растение посадить в горшок, а другое в стакан с грязной землей водой и через 3 недели посмотреть, где растение больше. Почему в стакане с водой растение меньше. Вывод: в почве больше еды растению.

Цель: выяснить, что нужно растению для роста.

11. «Листья, семена»- рассматривание в лупу листьев, семян. Рассказать, что листья – это кухни, где варится пища для всего растения и орган его дыхания. Рассмотреть семена в разрезе, с ростками, с корнями. Вырастить растение из семени.

Цель: объяснить свойства листьев и значение семян.

Опыты и приемы с водой.

Дети должны самостоятельно провести опыты.

1. Вода прозрачная, а молоко нет. Рассмотреть стаканы с водой и молоком.

2. У воды нет вкуса. Сравнить с соленой и сладкой водой.

3. У воды нет запаха. Сравнить с соком, чаем, кофе.

4. Лед – это твердая вода. Заморозить и разморозить воду.

5. Пар – это тоже вода. Нагреть воду и закрыв емкость с идущим паром крышкой, рассмотреть капли на ней. Можно термос с горячей водой накрыть стеклом.

6. Вода жидкая, может течь. Рассмотреть кисель разной густоты.

7. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Смешивание воды с сахаром и песком. В природе есть вещества, которые могут растворяться в воде или не могут?

Опыты для развития творчества у детей.

1. Что случилось бы с нашими блюдами, если сахар и соль не могли раствориться в воде. Пробуем соленую и сладкую пищу и несоленую и несладкую.

2. На дно аквариума песок, а если сахарный песок или на дно реки. Что произойдет?

3. Лед легче воды. Что происходит со льдом весной во время ледохода. Наблюдения на улице луж.

4. Вода бывает теплой, холодной и горячей. Изменяем температуру до помещения льда и со льдом, когда он растаял. В водоемах есть холодная и горячая вода и там все равно живут рыбы.

5. Вода не имеет формы. Рассмотреть кубик льда и положить на блюдце таять. Воду переливаем из сосуда в сосуд.

6. Прием на экологических занятиях – игра «Ходит капелька по свету». Рассказ о круговороте воды. В итоге капельки растворяются в почве и питают растения вместе с минеральными веществами (полезные вещества, витаминки нужные для роста).

Публикации по теме:

«Магнит». Конспект исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по методу Савенкова с использованием ЭОР Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста по методу А. И. Савенкова с использованием ЭОР. Тема исследования: «Магнит».

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда». Программное содержание: • закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; • развивать.

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всем встать в круг. Сегодня нашим.

Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Брызгалова Светлана Михайловна Цель: Формирование.

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Откуда хлеб пришел» с использование ЭОР. Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел" Цель: В процессе исследовательской.

Памятка «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Памятка: «Развития исследовательской деятельности детей». В ходе работы с детьми были выделены несколько основных правил, в основе которых.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

План профессионального самообразования «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» План профессионального самообразования педагога 2015-2016г. Воспитатель: Гудкова С. А. Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 06:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД