МААМ-картинки

Организация подвижных игр и упражнений для детей раннего возраста

Елена Рыбакова
Организация подвижных игр и упражнений для детей раннего возраста

На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным, возрастает его активность и самостоятельность. Малыш ищет контактов с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Однако организм малыша все еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Поэтому, необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием.

Публикация «Организация подвижных игр и упражнений для детей раннего возраста» размещена в разделах

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии.

Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.

Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, мы обследовали их двигательные умения. С этой целью провели обследование основных движений и наблюдения за играми детей, их самостоятельной двигательной деятельностью. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко. При прокатывании шаров теряли заданное направление, мяч бросали только вниз. В играх с прыжками, дети при подпрыгивании не умеют одновременно отрывать ноги от пола. При лазании по гимнастической стенке дети нерешительны, боятся спускаться вниз. Учитывая тот факт, что основным видом деятельности является игра, при составлении плана решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяли тот объем игр, который рекомендован программой «Детство» для детей раннего возраста.

Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе.

Для подвижных игр на участке имеем соответствующее оборудование: скамейки, колеса, пеньки, бревно. Кроме этого выносим оборудование на время проведения игр: кубы, шнуры, палки, корзинки, скакалки, мячи, кегли и т. п. Имеющееся на участке постоянное и переносное оборудование размещаем по краям участка, чтобы основное пространство оставалось свободным для проведения упражнений и подвижных игр.

Для прыжков, лазанья, подлезания, упражнений в равновесии, метании используем соответствующие игрушки и пособия: скамейки, обручи, дуги и др.

В зимнее время для подвижных игр расчищаем от снега площадку, сооружаем небольшие снежные валы, небольшие горки, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).

Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях используем природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, бревна, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными «пособиями» для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Они служат детям препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам; перешагивать через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег, перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен простор.

В помещении, так же как и на участке имеем пособия для игр и игровых упражнения. В группе оборудован «Физкультурный уголок», который доступен детям, и в нем находятся физкультурные пособия, оборудование, атрибуты к подвижным играм.

Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком, шишками и другими предметами. В качестве мишеней используем обручи, корзины, различные сетки. Для ползания и переползания используем дуги, обручи, гимнастические скамейки, мягкие бревна, горизонтальные и наклонные доски. Кроме того, для игр в помещении используем и различную мебель: столы, стулья, диванчики. Так, через положенную на сиденья стульчиков рейку дети перешагивают и подлезают под нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.

Опыт организации подвижных игр с детьми раннего возраста.

Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное знакомство с содержанием подвижных игр. Хорошее знание практического материала позволяет легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособия, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

Второй момент – это подготовка к проведению уже конкретной игре. Прежде всего, предварительно знакомимся с условиями проведения игры: на участке или в помещении, в групповой комнате или зале, с каким количеством детей. Это поможет заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее уточняем и содержание игры, ее правила, повторяем текст (если он есть в игре, продумываем приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Детей знакомим с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.

Третий момент – обращаем на гигиеническое состояние помещения или площадки перед игрой, делаем влажную уборку. При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку освобождаем от посторонних предметов, подметаем, если необходимо поливаем, чтобы не было пыли! Уделяем внимание и одежде и обуви. Одежда не должна стеснять движения, поэтому перед игрой облегчаем одежду детей. При проведении подвижных игр на участке в холодные периоды года следим за тем, чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения и приводит к перегреванию, что вызывает простудные заболевания.

Подвижная игра зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры. Учитываем при организации игры и степень организованности детей : если они недостаточно организованны, то сначала подбираем игру небольшой подвижности и проводим ее в кругу.

В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры способствовали умению играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (5—7 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а нам было легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

В дальнейшем стараемся подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитываем, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период. Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку» : со скамейки спрыгивали на цветную дорожку, сделанную из клеенки. Во втором варианте этого упражнения мы поставили 2 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелили дорожки разного цвета. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большое число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль». Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивали шнур и ставили скамейки. Дети перебрасывали мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали. При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводим с целью - привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учили прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать. Иногда воспитатель прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару. Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д. Только после того как дети научатся свободно действовать в играх с мячом, мы начинаем их учить бросать и ловить мяч.

При проведении подвижных игр широко используем такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило более серьезно подходить к вариативности игр. При разработке вариантов подвижных игр мы стараемся предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволяет, усложнить двигательные задания, сохранить интерес к их выполнению. Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

Организуем игру подвижную по-разному. Иногда звоним в колокольчик или берем в руки красивую игрушку (зайку, кошку, мышку, привлекая внимание малышей, и тут же вовлекаем их в игру. Собираем детей быстро (1-2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре. Когда у детей есть интерес к игре, они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Перед игрой также читаем стихи, поем песенки на соответстствующую тему, показываем детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.

Дети в игру включаются по-разному. Одним просто нравится стоять и наблюдать. Они могут эмоционально переживать ход игры: хлопать в ладоши, взмахивать руками, выполнять движения. Но если предлагаем таким детям поиграть, отвечают отказом и уходят в сторону. В таком случае не нужно торопиться и настаивать, принуждения не уместны. Лучше поговорить с ребенком ласково, и проходит время, и дети самостоятельно идут играть по собственному желанию.

В этом возрасте отмечается и обратное явление. У некоторых детей двигательная активность в подвижных играх в начале года довольно высока, а концу года наблюдается некоторое снижение. Это происходит с детьми старшими и подготовленными. Они активно участвую в начале года, охотно откликаются поиграть, играют с интересом. Во второй половине года, они владеют более сложными движениями, сами организуют игры, не всегда включаются в коллективные подвижные игры. В таких случаях стараемся, чтобы дети в игре были активны, не отвлекались, соблюдали правила игр. Двигательную активность детей, не участвующих в общей игре компенсируем за счет организации малогрупповых игр и упражнений в другое более удобное для этого время.

Непосредственно перед подвижной игрой подготавливаем необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек, раскладываем их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размещаем места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.). Маленьких детей, особенно 3-го года жизни, предварительно знакомим с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Даем возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от правил игры.

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому игры играем с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо знакомы детям (кот, птички, курочка).

Большое место отводим в группе раннего возраста играм – упражнениям. В такие игры включаем простые задания: принеси флажок, догони мяч. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег).

Вызывают у детей живой интерес подвижные игры, в сюжет которых входят знакомые игровые упражнения. Например, в игру «Поезд», включаем упражнение в равновесии, когда дети передвигаются друг за другом. Когда поезд делает остановку, то организуем упражнения «Перейди через ручей», «Поймай бабочку» и т. д. В такие игры включаем упражнения, которые разучивали на занятии, теперь в игре закрепляем и совершенствуем. Эти игры способствуют воспитанию активности и самостоятельности.

С условиями проведения игры, с предметами, которые будем в ней пользоваться, знакомим заранее. Предварительная настроенность на выполнение действий обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, так как ребенок лучше понимает основной его смысл и основные правила. Это оказывает влияние на процесс формирования двигательных навыков и умений.

Чтобы заинтересовать детей поучаствовать в игре или упражнении красочно рассказываем придуманный простой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные действия, вызываем у детей желание их выполнить.

Во время проведения игр следим за выполнением правил игр, которые способствуют организованности, дисциплинированности, воспитанию подчинить свои действия общим для коллектива задачам, умение сдерживать себя и действовать осмысленно, действовать по сигналу, это может быть хлопок в ладоши или удар в бубен. Кроме того, в игре приучаем действовать определенным способом (ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и пр.).

Маленькие дети медленно усваивают тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому можно часто повторять одну и ту же игру, и она не наскучит и дети играют в игру длительное время. Повторяем игру 2 -3 дня подряд, затем играем, в какую либо другую новую игру или из числа разученных ранее и снова возвращаемся к повторению той же игры. При проведении подвижных игр, следим за тем, чтобы дети сильно не переутомлялись, не возбуждались. Слишком сильное покраснение лица, обильное выделение пота, учащенное дыхание, излишняя шумливость и рассеянное внимание, при всех таких признаках игру прекращаем, даем детям отдохнуть. Во время пауз для отдыха беседуем с детьми, уточняем правила, повторяем стихотворный текст.

Организуя повторение подвижных игр, принимаем во внимание степень подвижности каждого ребенка в игре и регулируем ее (во время останавливаем одного, расшевелим другого, подбираем подходящую роль и т. д.)

Сразу проводим не более 2-х игр. При этом игру проводим подвижную (с бегом в рассыпную, ловлей, увертыванием и т. п., а другую менее подвижную, спокойную, например игру на ориентировку в пространстве. Вообще стараемся к тому, чтобы дети полюбили подвижную игру.

Для воспитания ребенка 3- го года жизни особое значение имеет постоянный контакт со взрослым. Малыши с удовольствием играют, когда организуем игру. Они активны, эмоциональны, проявляют интерес ко всем действиям детей в игре. Во время игр дети не всегда могут справиться с главными ролями в игре, и все ответственные роли берем на себя.

Объясняем малышу игру эмоционально, выразитель, интонацией голоса подчеркиваем характерные черты каждого персонажа. Так о резвящихся зайчиках говорим ласково, а про медведя, который хочет их поймать низким голосам, с оттенком угрозы, подчеркивая опасность. При объяснении игр четко выделяем сигналы, по которым детям придется изменить свои действия. Обычно к началу игры служит последняя фраза текста, выделяем, произносим громче.

В результате коллективных игр и внимательного подхода к детям, между нами и детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

Дети 3 лет с удовольствием включаются в организованные подвижные игры, но в этом возрасте дети отличаются друг от друга различной двигательной активностью. Активность детей в подвижных играх зависит от уровня общей физической подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в детском саду.

Дети, недавно пришедшие в детский сад из семьи, часто робки, не умеют действовать в коллективе сверстников, отличаются низкой физической подготовленностью. Поведение таких детей характеризуется тем, что они начинают движение неодновременно со всеми, в ходе игры часто останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие. Малыши боятся быть пойманными, поэтому стараются не уходить от условленного домика, гнездышка, держатся напряженно, часто возвращаются в домик, не дождавшись сигнала.

Движения их неловки, некоординированны. Отмеченные особенности поведения говорят о недостаточном жизненном опыте, в том числе и двигательном. Естественно двигательная активность у таких детей слабее, в сравнении с детьми посещаемых детский сад. Постепенно, по мере адаптации дети привыкают к режиму, осваиваются в коллективе, набирают сил и двигательного опыта и во второй половине года двигательная активность выравнивается с активностью других детей. Таких детей окружаем вниманием, побуждаем их к активной деятельности, подбадриваем. Привлекаем детей более опытных помогать новеньким, оказывать помощь, быть внимательными к ним в игре.

Создаем «Картотеку подвижных игр», которая регулярно пополняется и обновляется. В «Картотеке подвижных игр», за основу взяты основные движения: ходьба, бег, равновесие, ползание и лазание, прыжки, бросание и ловля.

В результате проведенной работы на начало учебного года, движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр». подготовила старший воспитатель МКДОУ.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей раннего возраста Кошка и мышки Задачи: упражнять детей в подлезании, умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Конспект проведения игровых упражнений и подвижных игр «Солнышко и дождик.» Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке, упражнять.

Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке» Консультации для воспитателей Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке В детском саду используются разные.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста» Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Маленький ребенок.

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в летний период» Лето – пожалуй, самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для.

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию доклад, посвященный моему опыту работы в области организации подвижных.

Отчет по самообразованию на тему «Развитие физических качеств детей раннего возраста посредством подвижных игр»Отчет по самообразованию на тему «Развитие физических качеств детей раннего возраста посредством подвижных игр» Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Формирование здоровья детей,.

Применение в НОД по физическому развитию подвижных игр и упражнений с использованием фитбола 1. Игра малой подвижности «Что я вижу?» (задачи: развивать инициативу детей, наблюдательность, память, упражнять глазомер в точном прокатывании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация подвижных игр и упражнений для детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 18:01
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД