Лучший педагог года

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС

Елена Серванская
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Сегодня мы рассмотрим основные моменты организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Понятие развивающей предметно – пространственной среды рассматривается как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста.

Выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения развивающей предметно-пространственной среды регламентирован следующими нормативными документами, представленными на слайде.

Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности ребенка, представленные на слайде.

При создании развивающей предметно – пространственной среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В соответствии с ФГОС дошкольного образования при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, представленными на слайде. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Принцип полифункциональности реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Среда открывает перед детьми множество возможностей разнообразного использования объектов и предметов.

Принцип трансформируемости тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений среды в зависимости : от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и от их возможностей.

Принцип вариативности предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную, творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Использование данного принципа позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, возможность самовыражения.

Принцип доступности реализуется через свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Доступность среды предполагает исправность и сохранность материалов и оборудования.

Принцип безопасности предполагает соответствие элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Необходимо обеспечить безопасность не только мебели и игрового оборудования, но и безопасность психического благополучия ребенка.

Принцип содержательной насыщенности соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей, предполагает учет национально-культурных, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс.

При организации развивающей предметно-пространственной среды важно учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО

3. РПП среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающей:

а) Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей,

б) Свободную самостоятельную деятельность самих детей;

Рассмотрим примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС дошкольного образования.

Для детей младшего дошкольного возраста организация пространства способствует тому, чтобы новый игровой опыт воспитатель передавал ребенку в совместной с ним игре, а младший дошкольник охотно подражал показываемым ему игровым действиям, в основном передавая бытовые сюжеты. Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Все пособия, игрушки располагаются так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по интересам небольшими подгруппами. Также предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать.

Для стимуляции детской активности, особенно познавательной, достойное место в групповых помещениях занимает данные центры активности. Все пособия и дидактические игры доступны детям.

Центр развития речи находится в удобной стороне группы. Это дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Эмоциональность младших дошкольников диктует необходимость полноценного оснащения центра художественного творчества и центра музыкально – театрализованной деятельности. Все материалы доступны детям.

Оснащение центра «Физкультуры и здоровья», способствует максимальному проявлению физической активности и творчества младших дошкольников. Дети реализуют осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе Колобок в соответствии с ФГОС» Насыщенность среды Насыщенность среды.

Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС Дошкольное учреждение для детей — это их второй дом, где они не только играют, гуляют, но и знакомятся с окружающим пространством, учатся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОС Я хотела бы представить вашему вниманию развивающую среду нашей группы, организованную и подобранную по принципам тематизма, трансформируемости,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в МОУ Михалёвской СОШ средней группы В средней группе при.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС .

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОСОрганизация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Хочу Вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 24 августа 2015 в 18:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД