Елена Воронова
Организация занятий по адаптивной физической культуре с воспитанниками с РАС
У детей с расстройством аутистического спектра нарушена координация движений, крупная и мелкая моторика. Занятия адаптивной физической культурой очень важны не только для физического развития ребёнка с аутизмом, но также как субстрат и вспомогательный фактор для коррекции аутистических расстройств. Занятия физкультурой, контролируемая двигательная активность являются вспомогательным фактором профилактики, контроля и снижения гиперактивности. Основная особенность - выполнение упражнений по подражанию движениям взрослого и словесной инструкции (нужно отработать заранее навыки произвольного подражания и понимание речи).
Публикация «Организация занятий по адаптивной физической культуре с воспитанниками с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить очень медленно, чтобы не вызвать нежелательное поведение и полный отказ от занятий. Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия : ритуалы приветствия и прощания, повторяющийся порядок выполнения упражнений на занятии.
В занятия можно включить :
1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые и тактильные игры).
2. Упражнения, включающие лазания, перелезания, подлезания залезания, ползания различными способами (можно использовать крупные спортивные модули, спортивные комплексы, полосу препятствий).
3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства.
4. В занятия необходимо включать элементы самомассажа, растяжки и дыхательные упражнения.
Хороший эффект дает использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т. д.)
Если у ребенка повышенная чувствительность к телесному контакту, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка.
Литература:
1. Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Никитина Ю. В., Солдатенкова Е. Н. Ребенок с РАС идет в детский сад //Под ред. Н. Г. Манелис. – Воронеж, 2014.
2. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. – М., 2015.
3. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Пер. с англ. – Минск, 1997.