Лучший педагог года

Оснащение инфраструктуры ДОО

Елена Петрова
Оснащение инфраструктуры ДОО

Оснащение инфраструктуры ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.3. ФГОС ДО).

Публикация «Оснащение инфраструктуры ДОО» размещена в разделах

Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.

Применение Рекомендаций позволит систематизировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО. При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).

Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.

В рекомендациях представлено:

- описание инфраструктуры ДОО, соответствующей современным условиям оснащения ДОО, критерии формирования;

- перечни материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО;

- варианты организации инфраструктуры ДОО;

- алгоритмы формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов;

- предложения к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области создания инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Рекомендации содержат актуальный перечень нормативно-правовых документов, примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО.

В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:

– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;

• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;

• вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного обеспечивающим все основные виды детской активности;

• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития, отвечающих современным требованиям.

При реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:

• ФОП ДО;

• материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

• возрастным особенностям детей;

• требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;

• требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей

В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:

• инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;

• вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО того или иного субъекта Российской Федерации.

Инвариантная составляющая включает в себя:

• научно-методическое сопровождение образовательного процесса, определяющее соответствие инфраструктурного обеспечения актуальным и перспективным составляющим значимого содержания обучения и воспитания;

• стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОО (соответствующей ФОП ДО);

• цели и задачи ДО в целом, с учетом особенности организации преемственности между ДО и школой, а также реализации инклюзивной среды в контексте федеральных нормативных стратегических документов.

Вариативная составляющая включает в себя:

• комплекс локальных нормативных актов, обосновывающих вариативную часть инфраструктуры ДОО;

– нормативно-правовое обеспечение, определяющее реализацию образовательного процесса в вариативной части;

комплекс программ (комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ, программ дополнительного образования и др., необходимых для

исчерпывающего учета специфики ДОО;

обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОО.

В Приложении 6. представлена комплектация оборудования и учебно-методических материалов, рекомендованных для реализации обязательной части образовательной программы ДОО (инвариантная часть инфраструктуры) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть инфраструктуры).

самостоятельной деятельности, а также в работе в команде; развитию критичности мышления, навыков аналитической и познавательно-исследовательской деятельности. Расширился диапазон знаний об окружающем мире, поскольку

охватывает географические знания о всех регионах России.

Образовательная область «Речевоеразвитие» включает классические задачи по формированию словаря, развитию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи, а также развитию интереса к художественной литературе и подготовке к обучению грамоте. Основным отличием в ФОП ДО в данной образовательной области является включение задач по подготовке детей к обучению

грамоте со второй младшей группы, что позволяет реализовать данный комплекс задач пошагово, с возможностью постепенного усвоения. Так, у детей от 3 до 4 лет закрепляют в речи термины «слово» и «звук»; у детей пятого года жизни формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, называть слова с заданным звуком и выделять голосом звук в слове; детей шестого года жизни учат анализу слов различной звуковой структуры и выделению ударного слога в слове, знакомят со словесным составом предложения и звуковым составом слова; детей седьмого года жизни знакомят с буквами, учат читать слоги, слова и простые предложения из 2-3 слов. Наличие этих задач в Программе поможет обеспечить преемственность в обучении детей грамоте в начальной школе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделены задачи по привычным нам основным направлениям: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, народно-прикладное искусство, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Отдельным блоком добавлены задачи по организации театрализованной и культурно-досуговой деятельности детей как составляющих их художественно-эстетического развития. Задачи новых блоков вводятся для детей с третьего года жизни и нацелены на активизацию у них интереса к театрализованной деятельности и создание для этого оптимальных условий в группе. Перечисленные задачи созвучны с задачами Типовой образовательной программы «Растим личность», что облегчит организацию педагогом образовательной деятельности в данном направлении. двигательная деятельность; элементарная трудовая деятельность; музыкальная деятельность.

Для достижения задач воспитания в ходе реализации ФОП ДО, используются следующие методы: организации опыта поведения и деятельности; осознания детьми опыта поведения и деятельности; мотивации опыта поведения и деятельности. При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения;

репродуктивный метод предполагает создание условий для

воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением;

метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части — проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.

При реализации ФОП ДО, педагог использует различные средства,

представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Данные средства

Публикации по теме:

Оснащение театрального уголка «В мире сказок…»Оснащение театрального уголка «В мире сказок…» Театральный уголок - важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Оснащение центра двигательной активностиОснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.

Оснащение физкультурного центра нетрадиционным оборудованием.Оснащение физкультурного центра нетрадиционным оборудованием. Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей.

Оснащение физкультурного уголка (вторая младшая группа)Оснащение физкультурного уголка (вторая младшая группа) Уважаемые коллеги, презентую Вам работу по оформлению и оснащению физкультурного уголка во второй младшей группе "Ромашки". Для того.

Оснащение предметно-развивающей среды. Уголок чтения «Книжкин дом»Оснащение предметно-развивающей среды. Уголок чтения «Книжкин дом» Уважаемые гости, здравствуйте! Сегодня хочу представить Вашему вниманию Уголок книги, который появился у меня совсем недавно. Я всегда.

Оснащение предметно-развивающей среды. Музыкально-театрализованный центр.Оснащение предметно-развивающей среды. Музыкально-театрализованный центр. Из всех искусств - учитель Музыка. Она воспринимается сердцами все века. Пифагор Мы не видим музыку, не можем ее потрогать, но она окружает.

Оснащение театрального уголка в нашей группеОснащение театрального уголка в нашей группе В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оснащение инфраструктуры ДОО
Опубликовано: 14 сентября 2023 в 10:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД