Папки-передвижки

Основные требования к знаниям учителя-логопеда

Токбаева Дана Муаедовна
Основные требования к знаниям учителя-логопеда

Учитель-логопед должен знать :

• Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;

• Конвенцию о правах ребенка;

• возрастную и специальную педагогику и психологию;

• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

• методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;

• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и

практической деятельности;

• программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;

Публикация «Основные требования к знаниям учителя-логопеда» размещена в разделах

• новейшие достижения дефектологической науки;

• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

• осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;

• обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;

• комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;

• проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;

• работать в тесном контакте с воспитателями, посещать занятия;

• консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;

• вести необходимую документацию;

• способствовать формированию общей культуры личности;

• использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;

• реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

• соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;

• систематически повышать профессиональную квалификацию;

• участвовать в деятельности методических объединенийи других формах методической работы;

• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;

• обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса (приложение № 1)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Так, в начале учебного года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу/продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Итоговое обследование детей проводится в последние две недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах (приложение

№ 2) и «профилях» (приложение № 3) воспитанников и в речевых «профилях» группы (приложение № 4, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами., где повторяется и закрепляется пройденный материал.

Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют

возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели (приложение № 5). Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения (приложение № 6).

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

• тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогичсеской комиссии;

• речевая карта;

• учебный план работы по формированию речевой деятельности группы ;

• конспекты групповых занятий ;

• план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на учебный год ;

• индивидуальная тетрадь ребенка;

• тетрадь учета посещаемости детьми занятий;

• тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;

• план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ;

• отчет учителя-логопеда за учебный год;

• паспорт логопедического кабинета ;

• план самообразования учителя-логопеда ;

• график работы;

• циклограмма рабочего времени;

• расписание групповых и индивидуальных занятий.

Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.

СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.

ДОКУМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ В ДОУ

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

срок хранения

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Протоколы заседанийПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп

10 лет Основание : приказ Министерства народного образования РФ от «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95. «Типовое положение о ПМПК»

2 Учебный план на год 3 года

3 Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы

5 лет

4 Отчеты логопеда 5 лет

5 Речевые карты детей

До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы

6 Индивидуальный план работы с ребенком

7 Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий

8 Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы

9 Индивидуальная тетрадь ребенка

10 Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий Определяет логопед

11 Паспорт логопедического кабинета постоянно

12 План самообразования учителя-логопеда до 5 лет В случае прохождения аттестации на присвоение квалификациооной категории

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные требования к знаниям учителя-логопеда
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 08:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД