Лучший педагог года

Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС 

Наталья Адаева
Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС 

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности педагогического процесса как бы разграничивают профессионально – педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога в условиях реализации стандарта дошкольного образования относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается А. К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность. способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание. это способность педагога вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения воспитанникам». Существенно, что многие из этих качеств (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Публикация «Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

Рассматривая профессионально – значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт, многие современнные педагоги соотносят их с двумя уровнями педагогических способностей : проективными и рефлексивно – перцептивными. Выделены более пятидесяти личностных свойств педагога, по Л. М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является «личностная направленность», которая является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально – педагогической деятельности. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями; идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя понятие личностной направленности применительно к педагогической деятельности, необходимо включить в него еще и интерес к самим воспитанникам, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Педагогом может быть не всякий человек. Дело даже не в том, что педагог должен иметь соответствующее профессиональное образование, a в том, что он должен иметь хотя бы минимальные особые педагогические способности.

От педагога, от его личностных качеств, профессионального мастерства, от его способностей в конечном итоге многое зависит в судьбе детей.

Для успеха в деле воспитания и обучения педагог должен обладать определёнными профессионально значимыми качествами. Обычно указывают: научное мировоззрение, твердые убеждения и идеалы, высокий нравственный и общекультурный уровень; положительное отношение к педагогический деятельности, любовь к детям; профессиональные знания в области психологии, педагогики и методики своего предмета, соответствующие умения и навыки; педагогические способности.

Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Реальное выполнение труда невозможно без запаса профессиональных знаний (сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления) и психологических знаний (знаний о структуре труда, о способностях, о мышлении). Из знаний специалист черпает эталоны для своего профессионального развития. Выполнение труда опирается также на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста, что не мало важно в реализации ФГОС ДО в современных условиях.

Литература:

1. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2012. – 256 с.

2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – 420 с.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС ДО Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности.

Памятка «Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС» памятка:Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС (для печати на листе А4 с двух сторон) С руководителем.

Развивающая игра в условиях реализации ФГОС Развивающая игра в условиях реализации ФГОС ДО. Кондрашова Г. Н. Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных.

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС «Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС в ОГКОУ «Школе-интернате.

Теория профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанов, профессор, доктор педагогических наук, профессор ЮУрГГПУ Садыкова Т. Н., аспирант ЮУрГГПУ Стремительная модернизация системы.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС 
Опубликовано: 13 июля 2018 в 09:15
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД