Лучший педагог года

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Ирина Шевченко
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Публикация «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте. Гендерная идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

Поэтому мы считаем, что цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

В Федеральном Государственном Стандарте гендерное воспитание относится к образовательной области социально-коммуникативное развитие детей и ставит следующие задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Основные задачи построения предметно – пространственной среды:

использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;

пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным направлениям с учетом гендерного подхода;

пополнит развивающую предметно-пространственную среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников;

спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников.

Кроме того, предметно развивающая предметно – пространственная среда – является средством развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка

При создании среды прежде всего мы обращали внимание на её оптимальную насыщенность, целостность, многофункциональность, внедрение различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Мы используем такие маркеры гендерных различий в этом возрасте как

• дифференцированность меток на шкафах для одежды для девочек и мальчиков. Для девочек обычно используем изображения цветов, кукол, а для мальчиков -машин, самолетов или нейтральные изображения (солнышко, радугу, овощи)

• Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов (белые для девочек, синее для мальчиков) .Обычно в гости приходит кастелянша и принесла полотенца двух цветов, обратила внимание на то, что для девочек и мальчиков она подготовила разные полотенца по цвету, вручила каждому по полотенцу.

• Дифференцируем убранство кроватей девочек и мальчиков. В нашей группе у девочек покрывала более светлого тона, а у мальчиков синего тона.

• При кормлении детей используем салфетки разного цвета для девочек и мальчиков, для организации дежурств по столовой мы используем фартуки разного цвета.

• Начиная со второй младшей группы, обязательно нужно иметь различия в умывальной комнате для мальчиков и девочек.

Дифференциация присутствует во всем образовательном пространстве группы :

в уголке изобразительной деятельности материал хранится в коробочках с разными метками, соответственно для мальчиков и девочек в, существуют раскраски для мальчиков и для девочек, альбомы с разными картинками соответственно гендерной принадлежности детей

система дидактических игр: «Дом добрых дел», «подбери аксессуары», «Отгадай профессию», «Кто, что носит»;

физкультурном уголке, присутствуют атрибуты к подвижным играм для мальчиков и для девочек, гимнастические ленты, детские гантели, мячи разных цветов, мешочки для метания разного веса и дт.

В предметно – пространственной среде мы используем начиная со II младшей группы карточки-действия (как поступают мальчики, девочки) они наклеены в группе,.

Игра - основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:

• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

• Процесс одевания и раздевания кукол и других игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».

• Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

При подборе материалов мы привлекали детей к созданию маркеров игрового пространства. С девочками мы обсуждали обстановку мебели в игровом уголке и договаривались с ними о том, где они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

С мальчиками продумали расположение деревянного крупного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность и убирает его по окончанию игры. С мальчиками также обсуждали, где лучше разместить игровые стойки с рулем и штурвалом для игр в «Моряки» и «Шоферы».

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3-4 лет в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе. Для повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания мы разработали папки «как воспитывать мальчика, «Как воспитать девочку. В этих папках размещены стать и рекомендации педагога – психолога, инструктора по физической культуре для родителей.

Таким образом, организованная развивающая предметно – пространственной среды с учетом гендарных признаком способствует преодолению разобщенности между мальчиками и девочками в организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Этому способствует

Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка. Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.

Публикации по теме:

Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников при реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей раннего возраста в различных условиях» Независимо от того, где воспитывается ребенок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности гендерного воспитания дошкольников Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край. Особенности гендерной.

Особенности музыкального воспитания в группе раннего возраста.Особенности музыкального воспитания в группе раннего возраста. Общеизвестно, что музыка с рождения вызывает у детей позитивные эмоции. Когда младенцу лишь несколько дней, уже наблюдается реакция замирания.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 10:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД