Получи документы

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания

Анастасия Якубова
Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания

Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности личности старшего дошкольного возраста, после чего можно будет утверждать, что данные особенности находятся в тесной связи с методами родительского воспитания.

Публикация «Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания» размещена в разделах

Ключевые слова: личность, особенности личности, старший дошкольный возраст, семья, методы родительского воспитания, психолого-педагогическая литература.

В психолого-педагогической литературе личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий, факторов и обстоятельств.

Чтобы начать рассматривать особенности личности необходимо четко понимать, что такое личность. Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность :

1. Направленность личности (определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами). В данном случае многое здесь будет зависеть от взрослого, а именно, на какие чувства подвинут они своего ребенка, на каких нравственных, этических ценностях станут строить общение с ним.

2. Возможности личности (как ребенку удается осваивать мир в конкретной - бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой деятельности). Взрослые считают, что возможности ребенка, ограничены. На самом деле, все зависит от системы воспитания. Родители должны знать об этом и поддерживать единую линию требований к ребенку.

3. Стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер, индивидуальность человека). Обуславливают такие черты личности, как сочувствие ближнему, желание ему помочь, умение уступить другому, терпеливо относится к нему. Ребенок учится любить не только близких родственников, но и других людей.

Различные психологи по-разному определяют понятие "личность".

Личность, по мнению Б. Г. Ананьева, - не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство.

Л. И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я".

Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, личность - это сложное целое, в котором можно выделить три блока: 1) чего человек хочет, 2) что он может, 3) что он есть.

К. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.

К. Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Согласно З. Фрейду, личность не что иное, как замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему.

По мнению Э. Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений многогранна.

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей в данном возрасте возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Изучение мотивов дошкольников дает возможность установить среди них две группы: личные и общественно значимые. В старшем дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами, которые формируется у них в общении со взрослыми, взрослые дают оценку противоположных действий и предъявляют требования.

Особенности личности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными и зарубежными педагогами и психологами -

З. И. Икуниной, Н. Н. Поддьяковым, Л. А. Венгером, К. Роджерсом,

Э. Эриксоном, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным, В. С. Мухиной, А. Н. Леонтьевым и др.

Эльконин Д. Б. подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого ("Я сам") до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение, у ребенка проявляется упрямство, негативизм (кризис 6-7 лет). Изучая эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается, возникает осмысленность в собственных переживаниях, меняется отношение ребенка к окружающему миру.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка : интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая. В данном возрастном периоде вместо познавательного типа общения ребенка со взрослыми на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности, в основном, верно, осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, у детей формируется самооценка.

У ребенка в старшем дошкольном возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности, так же взрослый воспринимается им как учитель и наставник.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Семья является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье.

Влияние родительского воспитания на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами и психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. Найти отношение к семье как фактору воспитания и оценку ее роли в формировании личности ребенка можно в сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж. -Ж. Руссо др. В последствие, в России изучением данной проблемы занимались такие выдающиеся ученые как: Н. К. Крупская, А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Конкретно, особенностями формирования личности ребенка в семье занимались и занимаются: Ю. П. Азаров, Д. Н. Добрович, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С. В. Ковалёв, Н. В. Бондаренко и многие другие.

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями и методы родительского воспитания являются чрезвычайно важными факторами развития личности. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное.

Можно выделить четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

1) Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семьи (взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов (детей).

2) Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Естественно, вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план.

3) Тактика "невмешательства" порождает систему межличностных отношений в семье, строящуюся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей.

4) Сотрудничество как тактика воспитания предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Рассмотрев типы семейных взаимоотношений и четыре тактики семейного воспитания, можно выделить сотрудничество, как наиболее эффективный тип семейных взаимоотношений.

Американский психолог Дж. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер т. д.

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное взаимодействие родителей и детей. Методы имеют соответствующую специфику, а именно: влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям; выбор методов зависит от понимания родителями цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Вследствие этого методы родительского воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Можно сказать, сколько родителей, сколько и разновидностей методов, но как показывает анализ литературы, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

- метод убеждения, который предусматривает педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями (объяснение, внушение, совет);

- метод поощрения, предполагающий использование системы педагогически целесообразных средств, целью которых является побуждение ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (подарки, похвала, перспектива);

- метод совместной практической деятельности, который подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение выставок, музеев, театров; семейные выезды на какие-либо мероприятия; благотворительные акции и хорошие, добрые поступки и т. д.);

- метод принуждения или наказания, предполагающий применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. (просмотр телевизора, использование компьютера или планшета, прогулки, игры с друзьями и т. д.);

- личный пример.

Помимо различных методов родительского воспитания на формирование определенных черт личности ребенка старшего дошкольного возраста оказывают влияние различные факторы. В. С. Мухина в своих работах отмечает, что сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это важное условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста оказывает семья. Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля, тактики и методов родительского воспитания.

Список литературы:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ. : Издательство "Питер", 2011. - 400 с.

2. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. М:. Просвещение, 1983. - 188 с.

3. Баркан А. И. Его Величество Ребенок каков он есть. Тайны и загадки. - М. : ОАО "СТОЛЕТИЕ", 1996. - 368 с.

4. Ковалёв А. Г. Психология семейного воспитания - М. : Проспект, 2006. - 354с.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.

6. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М. : СК "Сфера", 1999. - 362 с.

7. Популярная психология для родителей / Под. ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 1988. - 256 с.

8. Шведовская А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог. наук. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

Публикации по теме:

Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к дискуссионной проблеме связи психического.

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания
Опубликовано: 30 января 2017 в 21:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД