Получи документы

Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста

Ирина Меликян
Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста

Актуальность. В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к дискуссионной проблеме связи психического и телесного, психосоматического видения человека, что ранее понималось как проблема биологического и социального, проблема связи психики и телесности. Многие исследователи обращают особое внимание на проблему воспитания и образования детей, страдающих различными соматическими заболеваниями, отмечая важную роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. К соматически больным детям относятся дети с заболеваниями внутренних органов, а также группа детей, обозначаемых в клинике детских болезней как «часто болеющие». Таковыми принято считать тех, кто страдает острыми респираторными инфекциями четыре и более раз в году. Изучение типов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в условиях соматического заболевания позволит разработать пути возможной помощи семьям с нарушенным родительским отношением и выстроить эффективную психолого-педагогическую и медицинскую систему оказания реабилитационной помощи данной категории семей, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Публикация «Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности взаимоотношений родителей и больных детей как сложного нравственно-психологического и социально-педагогического явления, обусловленного глубокими психологическими, медицинскими и социальными причинами.

Слайд 3.

Объект исследования: детско-родительские отношения в семье, имеющей соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: особенности родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: состоит в изучении особенностей родительского отношения в семье, имеющей соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста.

Слайд 4.

Гипотеза исследования: определяя подходы к исследованию детско-родительских отношений в семье, имеющей соматически больного ребенка, мы предполагаем, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку : стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Мы предполагаем, что структура родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями трех компонентов, а именно:

-эмоционального (фобии и повышенная тревожность родителей, неразвитость родительских чувств);

-когнитивного (нарушенное представление о состоянии здоровья ребенка, необъективное количество и качество требований к ребенку в семье);

-поведенческого (высокий уровень протекции, неустойчивость родительской позиции, нарушения системы взаимоотношений в семье, низкая степень удовлетворения потребностей ребенка).

Эти нарушения сказывается на взаимодействии родителей и соматически больных детей, создавая «дефицитарную» социальную ситуацию развития.

Слайд 5.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы родительского отношения к детям дошкольного возраста.

2. Изучить особенности отношений родителей и соматически больных детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих соматического больного ребенка.

5. Разработать рекомендации по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста.

Слайд 6.

Методы исследования: теоретические и практические методы исследования: анализ литературы по данной теме, наблюдение, а так же нами использовались следующие методики:

1. Проективный рисунок «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).

2. Рисуночный тест Дж. Бака «Дом, Дерево, Человек».

3. Методика 3. Л. Я. Варга и В. В. Столина: тест-опросник родительского отношения.

Слайд 7.

В первой главе работы мы изучили понятие о «психосоматическом подходе», основные подходы к исследованию родительского отношения, рассмотрели проблемы влияния соматической болезни на развитие родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста.

Во второй главе нами было организовано исследование особенностей детско-родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верх-Амонашенский детский сад».

В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп и их родители.

Общее количество воспитанников, принявших участие в исследовании, составило 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков в возрасте 5-6 лет).

Девять человек из этих детей наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, семеро имеют хроническое заболевание мочеполовой системы, двое имеют заболевания органов пищеварения, двое - аллергические заболевания. У пятерых детей было зарегистрировано 4 случая ОРЗ за год (см. приложение А).

В основу комплектования выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:

1. Единая возрастная категория детей (5-6 лет);

2. Воспитанники из двух групп ДОУ (имеющие соматические заболевания).

3. Родители детей принимавших участие в исследовании.

Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье, имеющей соматически больного ребенка, мы предполагаем, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку : стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним.

Исследование особенностей родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста реализовывалось нами через ряд последовательно сменяющих этапов:

1. Подготовительный;

2. Диагностический;

3. Аналитический;

4. Формирующий.

Слайд 8.

На подготовительном этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической документации: личных дел медицинских карт, психологических характеристик, заключений и протоколов обследования на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании. Кроме того, нами было проведено наблюдение в период, когда родители приводят и забирают детей домой, с помощью которого удалось получить дополнительную информацию в частности о детско-родительских отношениях в группе испытуемых.

Не менее значимое место в реализации подготовительного этапа исследования играл метод наблюдения, который применялся нами для изучения естественного поведения дошкольников и их родителей и позволил получить целостную картину происходящего. Так, наше внимание обращалось на выявления стиля родительского общения и самоконтроля по отношению к детям. Метод наблюдения позволил дополнить результаты исследования, полученные на материале других диагностических методик.

Слайд 9.

На диагностическом этапе с целью изучение особенностей родительского отношения в семье, имеющей, соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики:

1. Проективный рисунок «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).

(см. приложение Б).

2. Рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»

(см. приложение В).

3. Тест-опросник родительского отношения. (см. приложение Г).

Слайд 10-11.

На аналитическом этапе, исследования нами были проанализированы полученные данные.

На этапе разработки рекомендаций по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста, мы использовали данные, полученные в ходе диагностических исследований.

После организации и подробного описания этапов и подобранных нами методик для исследования выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих соматически больных детей, нами был проведен анализ результатов.

Слайд 12.

В результате проведенного нами исследования были получены следующие данные, характеризующие уровень отношения к семье, сверстникам и себе самому у соматически больных детей.

В таблице 1 представлены результаты исследований проективной методики «Моя семья» (по Р. Ф. Беляускайте).

Как видно из этой таблицы: все испытуемые разделились: в группе 14 человек положительно относятся к своей семье, 11 человек – отрицательно, 13 человек положительно относятся к своим сверстникам, 12 человек – отрицательно, 14 человек хорошо относятся к себе самому и 11 человек испытывают к себе негативные чувства.

Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 1.

Таким образом, как видно из рисунка 1, в группе 56% детей положительно относятся к своей семье, 44% детей – отрицательно, 52% детей положительно относятся к своим сверстникам, 48% детей – отрицательно, 56% детей хорошо относятся к себе самому и 44% детей испытывают к себе негативные чувства

Явно видно, превалирует положительное отношение к себе, к семье, к сверстникам (примерно 55%, но уровень отрицательного отношения очень высок – (примерно 43%).

Слайд 13.

Далее мы проанализировали результаты рисуночного теста, «Дом-Дерево-Человек» который, позволил оценить ряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние исследуемых детей (см. приложение Д) :

В таблице 2 представлены результаты рисуночного теста, «Дом-Дерево-Человек»

Проанализировав данные таблицы, мы видим: по симптомокомплексу «незащищенность» - 32% детей имеют высокий уровень незащищенности, 52% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 16% детей - низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 52% детей, средний уровень тревожности имеют 32% детей и низкий уровень - 16% детей группы, 64% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 36% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности» : 16% детей имеют высокий уровень, 56 % детей - средний уровень выраженности, 28% детей - низкий уровень. 36% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность», 40% - средний уровень и 24% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют высокий уровень 12% детей, средний уровень 52% детей и низкий уровень имеют 36% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют высокий уровень 24% детей, средний уровень 56% человек и низкий уровень - 20% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 60% детей и 40% детей из всей группы имеют низкий уровень.

Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 2.

Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.

Слайд 14.

Далее мы проанализировали данные по опроснику родительского отношения, цель которого выявление типа родительского отношения

В таблице 3. - представлены результаты исследований опросника родительского отношения.

нами были получены следующие результаты: в группе 2 родителей назвали отвержение, 15 родителей – «Маленький неудачник», по 3 родителя – симбиоз, гипресоциализацию, и 2 родителей – инфантилизацию.

Процентное соотношение представлено в диаграмме на рисунке 3.

Таким образом, 8 % родителей группы назвали отвержение, 60 % родителей группы – Маленький неудачник, по 12 % родителей– симбиоз, гиперсоциализацию, 8 % родителей группы – инфантилизацию.

Из этих данных видно, в большинство родителей демонстрируют отвержение «Маленький неудачник» как ведущий тип детско-родительских отношений к соматически больным детям.

В ходе анализа данных мы выявили, что соматически больные дети имеют низкую устойчивость функциональных систем к стрессовым воздействиям, что проявляется: высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям.

Слайд 15.

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что на практике работа с семьей проводится в основном в лекционной форме или как индивидуальная консультация психолога, поэтому мы разработали ряд рекомендаций по формированию методов оптимизации родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста

Подробно рекомендации представлены в пункте 2.3.

Слайд 16.

Анализ данных литературы и собственное психологическое исследование позволяют сделать следующие выводы, соматически больные дети имеют низкую устойчивость функциональных систем к стрессовым воздействиям, что проявляется: высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям.

Эмоциональным неблагополучием: среди соматически больных меньше детей с благополучным эмоциональным состоянием.

Изменения со стороны психоэмоционального статуса и общего реактивного потенциала организма в наибольшей степени выражены у часто и длительно болеющих детей, они проявляются при наблюдений за их деятельностью астеническими реакциями: повышенная утомляемость, снижение психической и физической работоспособности.

Большинство родителей демонстрируют отвержение «Маленький неудачник» как ведущий тип детско-родительских отношений к соматически больным детям.

В группе превалирует положительное отношение к себе, к семье, к сверстникам (примерно 55%, но уровень отрицательного отношения очень высок – (примерно 43%).

Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.

Так же, на основании проведенного исследования часто болеющих детей, можно отметить некоторые их психоэмоциональные особенности : у большей части детей имеет место низкий уровень самооценки и незащищенности; у половины обследованных детей отмечается высокий уровень тревожности и «недоверия к себе»; выявлены связи тревожности и чувства неполноценности, что ведет к трудностям общения со сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что полноценное формирование межличностных отношений определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношения в семье, стиль отношения родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Выявление взаимосвязи (зависимости) между различными переменными, полученными в ходе эксперимента, позволило сделать вывод о том, какими факторами детерминированы (обусловлены) нарушения в родительском отношении к соматически больным детям старшего дошкольного.

Слайд 17.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из.

Детям о космосе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по организации экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста Так как космос это.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Щукина Анастасия Вячеславовна Научный руководитель: Закутняя Татьяна Викторовна В настоящее время ведется активный поиск педагогических.

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Проект «Классическая музыка-детям» для детей старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ ПРОЕКТА Полное название проекта Классическая музыка - детям Срок выполнения Пять месяцев: Февраль, март, апрель, май, июнь Цель.

Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число.

Сказка «Лягушата и цапля». Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста Сказка «Лягушата и цапля» сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста. Цели и задачи: продолжать.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 11:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД