МААМ-картинки

Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника

Анна Саватеева
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника

Особенности построения индивидуального образовательного маршрута

в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации

Публикация «Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника» размещена в разделах

При любой коррекционной работе или работе по выявлению и совершенствованию тех или иных умений и навыков, необходимо учитывать уровень индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого необходимо знать понятия о зоне актуального и ближайшего развития ребенка.

Эти уровни психического развития были выделены Л. С. Выготским и легли в основу концепции умственного развития ребенка в отечественной возрастной и педагогической психологии.

Л. С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение эффективно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Необходимо развивать ребенка, не останавливаясь на его достижениях. Одаренных детей необходимо направлять на достижение более высоких результатов при помощи заданий, которые будут некоторым образом опережать его в развитии, т. е. необходимо активизировать мыслительную деятельность дошкольника на несколько шагов вперед, применяя различные педагогические методы. Таким методом может стать разработка индивидуального образовательного маршрута.

Алберт Швейцер (1875-1965 гг., немецко – французский эрудит, гуманист, доктор философии озвучил следующую мысль: «Иногда наш огонь гаснет, но другой человек снова раздувает его. Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми, кто не дал этому огню погаснуть». Развитие инновационных образовательных программ предоставляет наличие альтернативы и выбора одаренному ребенку, исходя из его индивидуальных возможностей. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в условиях дошкольного образования обеспечивает реализацию их творческого потенциала, направляет процесс развития в режим саморазвития, актуализирует мотивационную сферу, адаптируя содержание, методы и темпы развития, обучения к индивидуальности ребенка с признаками одаренности в различных ее сферах. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет одной из приоритетных задач дошкольного образования задачу поддержки и сохранения и индивидуальности ребенка, развития индивидуальных выдающихся способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников. Задача педагогов – наставников, работающих в организациях дошкольного образования заключается в построении системы работы с одаренным ребенком таким образом, чтобы были созданы полноценные условия для успешного выявления и развития тех качеств, которые уже заложены в дошкольнике, но могут быть незаметными для окружающих.

Одним из важных этапов при педагогическом сопровождении одаренных детей, учитывающим их образовательные потребности и выдающиеся способности, является составление педагогами – наставниками индивидуального образовательного маршрута, позволяющего выявить потенциальные и актуальные способности ребенка, развивать их и совершенствовать в условиях дошкольной образовательной организации.

Само определение индивидуального образовательного маршрута возникло сравнительно недавно в педагогической науке в середине 90 – х до начала 2000 – х годов, оно обозначало персональный путь компенсирования трудностей в развитии, обучении и осуществлении личностного потенциала ребенка ввиду его физических или психических отклонений, однако проблема организации индивидуального образовательного маршрута в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С. В. Воробьевой, Н. Г. Зверевой, Н. А. Лабунской, В. В. Лоренц и др. И с тех пор понятие индивидуального образовательного маршрута стало означать как индивидуальный путь ребенка с реализацией личностного интеллектуального, деятельностного, творческого, эмоционально – волевого, духовно – нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе, который должен соответствовать с его личностными предпочтениями и потребностями и социальном заказом общества.

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного дошкольника – это образовательная программа, создающая индивидуальный путь развития и совершенствования способностей каждого ребенка с признаками одаренности, в соответствии с его возрастными особенностями и образовательными потребностям. Разрабатывая и реализуя индивидуальный образовательный маршрут на дошкольника с признаками одаренности, педагог старается как можно тщательнее создавать условия обучения и развития индивидуальных, интеллектуальных, творческих и коммуникативных качеств.

Проекты индивидуальных образовательных маршрутов сейчас стали широко использоваться в педагогической работе с детьми и молодежью, которые проявляют опережающие темпы в развитии, высокий уровень способностей в различных областях образования, науки, техники, спорта.

В системе образования нет единого алгоритма создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент. Это объясняется и индивидуальными особенностями каждого ребенка и компетентностью, саморазвитием и личностными качествами самого педагога. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени. Нельзя определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения зависит от успеваемости учащегося, временных рамок и скорости обучения и т. д. На стадии разработки ИОМ одаренный ребенок выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий: взаимодействие педагогов и специалистов и осознание ими значимости индивидуального образовательного маршрута для целенаправленного развития способностей у одаренных детей; осуществление информационной поддержки; активную работу педагогов и самих учащихся, организации оценки проведенной работы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты: целевой (обозначается цель работы по результатам обследования ребенка); содержательный (отбор учебных материалов для реализации работы по развитию способностей у одаренных детей); технологический (подбор и использование педагогических технологий, методов и средств воспитания и обучения); диагностический.

При построении индивидуального образовательного маршрута выделяется несколько этапов:

1. Первый этап. Диагностика и краткое представление (характеристика) педагогом и психологом уровня сформированности личностных качеств и способностей дошкольника (тестирование, опрос родителей, наблюдение за ребенком в условиях ДОУ).

2. Второй этап. Ознакомление с предстоящим материалом, составление конспектов занятий по методикам в соответствующей сфере одаренности у дошкольника. Мотивация дошкольника к деятельности, совместное планирование работы с ребенком и его родителями.

3. Третий этап. Педагог с ребенком и его родителями делают выводы по проведенной работе, учитель фиксирует результаты проведенной работы и создает вместе с учащимся некий продукт для достоверности полученных данных в ходе диагностики и повышения самооценки ребенка, что является важным условием для эффективного развития дошкольника с признаками одаренности.

Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному учащемуся раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить и углубить знания, степень овладения навыками. При этом учитывается не только возраст ребенка, но и его способности, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами.

Разработкой индивидуального образовательного маршрута в дошкольной образовательной организации занимается воспитатель. Составление индивидуального образовательного маршрута начинается после диагностики индивидуального развития ребенка и представления (характеристики) по результатам наблюдения за ребенком не только воспитателя, но и другими специалистами: учителем-логопедом, психологом, а также опроса родителей (законных представителей) дошкольника. В индивидуальный образовательный маршрут входит комплекс занятий, направленных на улучшение и совершенствование умений и навыков дошкольника, согласно образовательным программам дошкольных образовательных организаций и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Важно, чтобы пройденная работа по индивидуальному образовательному маршруту поддерживалась при помощи средств, которые заинтересуют и мотивируют ребенка на дальнейшие достижения.

Таким средством могут быть нетрадиционные техники выполнения заданий или составление таких специальных пособий, как лэпбук. Работа по индивидуальному образовательному маршруту, как и по многим другим образовательным проектам может иметь эффективный результат при обязательном условии – создании конечного продукта. Например, портфолио достижений ребенка в условиях ДОО, которого зачастую используется для повышения самооценки одаренного ребенка и уверенности в себе, а также успешного развития способностей.

Лэпбук и портфолио служат как вспомогательные средства закрепления результатов по индивидуальному образовательному маршруту дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Чтобы в процессе работы по индивидуальному образовательному маршруту занятия для ребенка были интересными, в них включаются нетрадиционные способы выполнения заданий, например, нетрадиционные техники рисования, составления вместе с ребенком дидактических пособий, копилок знаний.

Лэпбук («lapbook» – книга на коленях) – это сравнительно новое средство из Соединенных Штатов Америки, его создательницей была писательница из Верджинии Тэмми Дюби. Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Это тематическая папка с кармашками для заданий, выполняя которые, ребенок закрепляет и вспоминает пройденный материал. Папку всегда можно пополнить новыми заданиями, придумывая их в зависимости от данного состояния тех или иных способностей одаренного ребенка в определенный период времени. Составляют задание педагог вместе с ребенком, но если ребенок хорошо выполняет некоторые задания, то ему можно поручить самостоятельно придумать задание и выполнить его. Это отличный способ закрепить не только имеющиеся знания, но и осмыслить ее содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в анализе и сортировке программы. Портфолио является подвижной накопительной системой, позволяющей работать в условиях как общего, так и дополнительного образования. Для работы с портфолио для каждого ребенка по отдельности, необходимо четко знать вид одаренности ( по видам деятельности: интеллектуальная, коммуникативная, творческая, форму одаренности (явная, скрытая и т. д., какие задачи после диагностического исследования стоят при работе с конкретным ребенком. В портфолио вкладываются фактические доказательства в качестве дипломов, сертификатов и самих работ об участии ребенка в конкурсах, выставках, выступлениях. Портфолио одаренного ребенка позволяет максимально показать дошкольнику свои результаты и достижения при участии в конкурсных мероприятиях городского, районного и всероссийского уровня, помогают воспитывать гордость за свои достижения и вселяют чувство уверенности ребенка в свои способности, а также является визитной карточкой при поступлении на начальное и дополнительное образование.

Необходимо проводить работу по взаимодействию с родителями дошкольников, чтобы помочь им и детям в правильном и гармоничном развитии скрытых или выдающихся способностей : индивидуальные беседы, групповые собрания, консультации, мастер – классы, круглые столы, практикумы.

Публикации по теме:

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группеОсобенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению одаренного обучающегося Примерный индивидуальный образовательный маршрут Художественно - творческого направления1. ФИО обучающегося.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника
Опубликовано: 2 января 2024 в 17:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД