МААМ-картинки

Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми

Ольга Светлолобова
Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми

В настоящее время активно развивается теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуальных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.

Публикация «Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми» размещена в разделах

В системе порождения речевого высказывания могут нарушаться одно или несколько звеньев, а иногда несформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Р, И. Лалаевой и др.

По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речи слухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

В процессе анализа особенностей речи можно выделить приоритетные направления в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью :

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;

- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников;

- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).

Логопедическая работа, в свою очередь, должна носить системный характер, охватывая все направления коррекционного воздействия:

- развитие сенсорного восприятия;

- развитие невербальной коммуникации;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие функций голоса и дыхания;

- развитие просодики;

-развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Значительное место в работе логопеда занимает развитие коммуникативной функции речи, т. к. она является базовой предпосылкой для вербального, т. е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях:

Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно - личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый - злой, грустный -веселый) и узнавать их в графическом изображении.

Развитие делового общения предусматривается через:

- формирование интереса к предметно - игровой деятельности;

- выполнение действий с предметами;

- называние действий и качественных характеристик предметов;

- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Развитие речевого общения проводится через:

- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи;

- формирование речевого подражания;

- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи;

- формирование форм высказываний (обращение - побуждение, просьба, обращение - сообщение, обращение - вопрос);

- развитие диалогической речи.

В заключение, можно сказать, что логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Песок — лучший материал для работы логопедаПесок — лучший материал для работы логопеда "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка" К. Д. Ушинский Песок -природный материал, обладающий множеством полезных свойств. Тем более,.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 05:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД