Получи документы

Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины

Фирсова Анна
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины

Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины.

Военно-политическая обстановка на Юго-востоке Украины продолжает оставаться напряженной, и многие мирные жители стараются уехать с территории ведения боевых действий. В первую очередь это конечно же женщины с несовершеннолетними детьми. Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение. Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.

Публикация «Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины» размещена в разделах

При переселении семья беженцев начинает жизнь фактически с чистого листа. Меняется социальный статус, профессия, материально-бытовые условия, круг общения. Попадая в иную микрокультурную среду (другой язык, общественный уклад, жизненные ценности, многие испытывают так называемый «микрокультурный шок». Происходит разрыв психологического временного пространства прошлой жизни со всеми ее приобретениями и неопределенностью будущего. Все эти психологические и социально-бытовые проблемы, стоящие перед взрослыми, суммируются с травмирующим опытом самого ребенка.

Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.

У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). Пусковым механизмом данных расстройств могут быть угроза жизни и здоровью ребенка или его близким, гибель близких, физические травмы ребенка. Последствиями подобных ситуаций, наиболее типичными для дошкольника, могут быть раздражительность, регрессивное поведение (страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков). Воспитателям, в группах которых есть дети беженцев с Украины, необходимо знать признаки ПТСР, чтобы понимать поведение такого ребенка и при необходимости обратиться за консультацией к специалистам (психолог, психиатр).

В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста

Физиологические изменения:

Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.

Эмоциональные изменения:

Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).

Когнитивные изменения:

Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств

Поведенческие изменения:

Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.

Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:

(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)

• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.

• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.

• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.

• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.

Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев должно быть построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.

Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

• Работа с родителями

Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка

Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.

• Работа с педагогами

Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.

Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог

• Работа с детьми

Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.

Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.

2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

5. Психолого-педагогические условия адаптации детей из семей беженцев, граждан Украины, в российской системе образования: методические рекомендации / подред. С. Ф. Хлебуновой Ростов н/Д. : Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – 2014.- 115 с.

Публикации по теме:

«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности» В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» «Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада. Представляет.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми «Основные приёмы работы воспитателя с агрессивными детьми» Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается.

Особенности логопедической работы при сенсорной алалии Особенности логопедической работы при сенсорной алалии При работе с детьми имеющими сенсорную алалию используется комплексный подход. Медикаментозная.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста по пропаганде безопасности дорожного движения Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Лето – наиболее благоприятная пора для закаливания организма. Поэтому мы должны стремиться к максимальному пребыванию детей на свежем воздухе.

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка,.

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины
Опубликовано: 1 сентября 2015 в 15:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД