Папки-передвижки

Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола

Наталия Степанова
Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола

Центральное место в психологии занимает проблема развития памяти. Научная разработка этой проблемы непосредственно связана с изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с выяснением путей и способов ее воспитания.

Публикация «Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола» размещена в разделах

Вопросы развития памяти всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных психологов. Проблемой изучения и развития памяти детей дошкольного возраста занимались такие учё ные как: А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и многие другие.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы.

Также проблемой изучения и развития мнемических приёмов у детей дошкольного возраста занимались: В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, А. А. Смирнов, Г. В. Репкина, Г. К. Середа, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова и др.

А. А. Смирнов и П. И. Зинченко выдвинули единое предположение о том, что путь обучения любому мнемическому приему должен проходить в два этапа: сначала овладение ребенком мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания.

Не смотря на существенные достижения отечественных (В. Мухиной, Р. Астаханова) и зарубежных (З. Фрейд, Сатар) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.

Целью данного исследования стало выявление особенностей развития мнемических приёмов у детей 5- 6 лет разного пола.

Базой исследования являлась МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района ЧР.

На констатирующем этапе исследования был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста: «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) (цель - выявление особенностей опосредованного запоминания); «Запомни рисунки по Р. С. Немову» (цель – определение объёма кратковременной зрительной памяти).

Проведённые исследования показали, что распределение детей по уровням развития опосредованной памяти по методике «Пиктограмма» показало, что у девочек 5- 6 лет высокий уровень развития опосредованной памяти составляет 75%, а у мальчиков - 62%. Для 25% девочек и 38% мальчиков характерен средний уровень развития опосредованной памяти. Низкий уровень развития памяти не наблюдается (0%).

Для детей с высоким уровнем развития опосредованной памяти было характерно позитивное отношение к выполнению задания (100%). У них наблюдается принятие цели запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети при запоминании эффективно использовали мнемический приём опосредования картинками. Они подбирали к словам, подходящие по смыслу картинки и при воспроизведении опирались на них. Дети с высоким уровнем отличались быстротой выполнения задания. Помощи со стороны экспериментатора не требовалась (100%). Средний объём запоминания составляет 10 слов. Для девочек с высоким уровнем развития опосредованной памяти существенными особенностями создания опор для запоминания стали, следующие моменты: у 65% девочек отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам (у 10% девочек этого уровня сложности в создании опор возникали в отношении конкретных, в отношении абстрактных понятий). Также девочки соотносили слова со своей обыденной жизнью («весёлый праздник»- в гости приходит клоун с шарами; «болезнь»- делают укол и др.). Создание опор явилось эффективным приемом, обеспечивающего эффективность запоминания. По отношению к мальчикам, наблюдалось следующее: у 31% отмечалось осознанность и создание адекватных, построенных на логических связях, изображений ко всем словам. А остальные 31% никаких мнемических приёмов не использовали.

Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти характеризуются позитивным отношением к выполнению задания (100%). Приняли цель запомнить (100%) и воспроизвести (100%). Дети со средним уровнем также использовали мнемический прием опосредования картинками, но объем воспроизводимого материала у них ниже – 8- 9 слов. Также трудности возникли, когда дети воспроизводили слова. Детям со средним уровнем требовалась помощь в виде наводящих вопросов (10%). Трудности возникали в подборе картинок к таким словам, как: «сомнение», «развитие». Как девочки, так и мальчики соотносили слова со своей обыденной жизнью.

Таким образом, у девочек 5- 6 лет наблюдается более высокий уровень развития опосредованной памяти (по методике «Пиктограмма») по сравнению с мальчиками того же возраста.

Обратимся к результатам исследования, полученным в ходе проведения диагностической методики «Запомни рисунки по Р. С. Немову». Результаты проведенного исследования показали, что распределение детей по уровням развития зрительной памяти идет по двум уровням – высокий у мальчиков (87%, у девочек (83%) и средний у мальчиков (13%, у девочек (17%); детей с низким уровнем развития данного вида памяти не выявлено.

Дети с высоким уровнем внимательно слушали объяснение инструкции, к выполнению задания проявляли большой интерес. Все дети данного уровня приняли и удержали мнемическую задачу в ходе проведения методики. Средний объём запоминания – 9 изображений. При этом следует отметить, что дети высокого уровня развития опосредованной памяти не допускали ошибок. Некоторые девочки и мальчики внимательно всматривались в изображение, пытались запомнить порядок расположения фигур, при этом использовали пальцы рук (первый- треугольник, второй- квадрат и т. д., а у остальных использование мнемических приёмов не наблюдалось.

Дети со средним уровнем развития опосредованной памяти приняли задачу запомнить и воспроизвести. Также внимательно слушали инструкцию, к процессу выполнения задания отнеслись положительно. Во время запоминания и воспроизведения дети нуждались в помощи экспериментатора. Дети со средним уровнем допускали ошибки во время воспроизведения. Среднее число запомненных изображений составляет – 7- 8 изображений. Девочки, чтобы запомнить, проговаривали каждое изображение в слух (это круг, это треугольник и т. д). У мальчики со средним уровнем развития опосредованной памяти использование каких- либо мнемических приёмов не наблюдалось.

На основании этих двух методик можно сделать вывод о том, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении; что девочки и мальчики различаются между собой по возможностям опосредованной мнемической деятельности. Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью. Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Таким образом, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

«Колядки на Старый Новый год». Сценарий развлечения для детей разного возраста Дети старшей группы заходят в зал с песней " Уж и ходим мы, уж и бродим мы, по проулочкам, по заулочкам, сеем, сеем посеваем с Новым годом.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития мнемических приёмов у детей 5–6 лет разного пола
Опубликовано: 22 января 2020 в 08:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД