Получи документы

Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду

Жанна Вендина
Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду

Данная статья подготовлена мною для публикации к университетскому заседанию круглого стола в масштабе Всероссийского фестиваля "Nauka 0+". В ней коротко освещен опыт работы нашего ДОУ (и мой в частности) с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду

Публикация «Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду» размещена в разделах

В современном мире все чаще педагогам и родителям приходится сталкиваться с проблемой воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первый взгляд, с выходом закона об инклюзивном образовании эта проблема, казалось бы, должна быть решена, но на первоначальном этапе внедрения любой системы, специалистам приходится сталкиваться с рядом проблем, решить которые возможно лишь при комплексном взаимодействии различных структур общественных и государственных организаций.

Прежде чем окунуться в суть проблемы, давайте определим, что же такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из вышесказанного, следует, что инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями может осуществляться совместно с образованием здоровых детей, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Но так ли это на самом деле? Поможет ли обучение детей, к примеру, с аутизмом, ДЦП или болезнью Дауна, стать полноправными членами общества и не вызвать более глубокой травматизации неустойчивой детской психики? И как бучение детей с ОВЗ скажется на восприятии их обычными детьми? Стоит ли акцентировать внимание детей на том, что среди них есть другие, особенные дети? А если же нет, то как справляться с непониманием, страхом, а иногда и откровенными насмешками в адрес особенных детей?

Помимо педагогических вопросов, приходится сталкиваться и с рядом технических проблем. Таких, как, например, оснащение ресурсных комнат для детей с ОВЗ, привлечение специалистов из других организаций, с целью подготовки педагогов школ и детских садов к работе с детьми с ОВЗ и т. д.

В рамках работы нашего ДОУ нам пришлось столкнуться с данной проблемой на практике, после зачисления двоих детей с диагнозом ранний детский аутизм.

К приходу этих детей была проведена тщательная подготовка.

На первоначальном этапе проведена работа с педагогическим составом и выбор наиболее комфортной группы для пребывания таких детей. Здесь учитывалось и близкое расположение помещения группы к ресурсной комнате и выбор педагогов, имеющих опыт в работе с детьми с ОВЗ.

Вторым этапом стало знакомство с родителями воспитанника, обсуждение всех трудностей, с которыми придется столкнуться как родителям, так и педагогам. А так же выработка совместного алгоритма дальнейшего сотрудничества семьи и ДОУ.

Третьим этапом явилась работа по первичной адаптации ребенка к ДОУ. В данном направлении работало несколько специалистов – педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед и старший воспитатель, а так же воспитатели группы, в которую был определён ребёнок.

Параллельно с реализацией третьего этапа, администрацией ДОУ, проводится проектирование и оснащение ресурсной комнаты для детей с ОВЗ – это небольшое, изолированное помещение, предназначенное для индивидуальной работы с воспитанниками. В планы по оборудованию данного помещения, входит оснащение комнаты новейшим оборудованием, которое поможет в подготовке и качественном проведении индивидуальных занятий с детьми, организации и строгому соблюдению режима отдыха и двигательной нагрузки, созданию благоприятного психологического климата и снятия эмоционального напряжения. Так же, данное помещение будет включать в себя соответствующее требованиям ФГОС методическое оснащение и зоны психофизиологического развития:

- сенсорную зону;

- зону уединения и отдыха;

- образовательную зону;

- зону конструирования и игровой деятельности.

Таким образом, работа по введению инклюзивного образования в ДОУ направлена на создание и формирование единого образовательного пространства, обеспечивающее развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ, их успешную социализацию и интеграцию в общество, а так же, создание развивающей среды, соответствующей возрастным потребностям детей, уровню их развития и требованиям реализуемых программ.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования".

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования.Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования. Аналитическая справка по итогам проведения недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» На основании письма отдела.

Фотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образованияФотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образования В нашем Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Майский детский сад "Солнышко" с 04 по 08 апреля 2016 года прошла Неделя инклюзивного.

Консультация для воспитателей «Обучение девочек и мальчиков в современном детском саду» В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

План работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУПлан работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУ План проведения Недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № Название Форма проведения 1.«Что такое инклюзивное.

Подборка УМК для сопровождения инклюзивного образования Предлагаю подборку методического обеспечения для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Программы ранней помощи для детей с отклонениями.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду» ДЕПАРТАМЕНТ ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №709 Дошкольного образования №5 Сообщение.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Проблема инклюзивного образования Введение Представленная работа направлена на изучение инклюзивного образования, а также на психолого-педагогическое сопровождение в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду
Опубликовано: 31 октября 2016 в 17:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД