МААМ-картинки

Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Чекотина Наталья Юрьевна
Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста

Особенности учебной мотивации детей 6-7 лет

Чекотина Наталья Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Аннотация: Статья посвящена вопросам учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В статье предложен теоретический анализ литературных источников по теме, а также опытно-экспериментальное изучение особенностей мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе, развития учебной мотивации.

Публикация «Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: мотив; учебная мотивация; мотивационный ваккум; мотивационная готовность; внутренняя позиция школьника; познавательный интерес.

Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный ваккум», то есть предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Важно отметить, что дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития мотивационной сферы. Учебную мотивацию, по мнению Л. И. Божович, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, Х. Хекхаузен, можно рассматривать как новообразование, возникающее в результате кризиса семи лет. К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре. Особое место в 6-летнем возрасте занимает познавательный мотив. Предпосылками возникновения мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности дошкольника [1].

Актуальность темы состоит в том, что важнейшим моментом в развитии мотивационной сферы в деятельности дошкольника в семье и детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. По мнению Л. И. Божович внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению [2]. Поэтому уже в 6-летнем возрасте необходимо создать предпосылки мотивации учения, и к началу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.

Анализ психологической литературы по проблеме учебной мотивации показал, что готовность к школе включает определённый уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. К концу дошкольного и началу школьного возраста у детей возникает качественно своеобразный этап в развитии познавательной потребности – потребность в приобретении новых знаний и умений, которая реализуется в наших общественных условиях в учении как общественно значимой деятельности, создающей ребенку новую социальную позицию [3].

В нашей работе мы характеризуем мотивационную готовность как сущность познавательного процесса, складывающейся из:

• Формирования у детей правильных представлений о школе и учении;

• Формирование положительного эмоционального отношения к школе;

• Формирование опыта учебной деятельности [4].

Наши современные результаты тестирования детей и опроса родителей показывают, что внутренняя учебная мотивация сформирована у 27,3 % детей (Рис. 1).

Результаты теста

«Сформированность внутренней учебной мотивации»

Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста

внутренняя позиция внутренняя позиция

сформирована не сформирована

Рисунок 1.

Особенностями данных дошкольников является высокий уровень учебно-познавательного интереса, они заинтересованы на занятиях, задают много вопросов и ожидают ответов на них, доделывают начатое дело до конца, внимательны, у детей большое желание научиться читать и писать, узнать больше об окружающем мире.

Остальные дошкольники, участвующие в исследовании (72,7 %, имеют внешние мотивы, не связанные со школой. Большинство из них представляют школу как возможность поиграть «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями». Часть детей занимались на занятии активно, потому что его хвалил за это воспитатель. Оценочный мотив в данном случае подтверждался словами «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятёрки».

Часть дошкольников охотнее занимались тогда, когда на занятие вносили много атрибутики, ярких пособий. У данных дошкольников все еще недостаточно развитии мотив учения, наблюдаются спады активности, темп и продуктивность учения неровные, прерывистые: ребенок внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен. В противном случае он отвлекался, занимался посторонними делами, разговаривал с соседом.

Как правило, эти дети не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности например, написание букв, усвоение материала на основе механического запоминания также вызывает большие трудности.

Особенностями дошкольников с низким уровнем развития учебной мотивации является недостаточная самостоятельность при выполнении задания, неумение правильно оценить свои действия, могут делать не то, что задано, а то, что им хочется. Эти дети постоянно спрашивали у воспитателя, правильно ли они делают, при ответе не столько думали о том, что они говорят и делают, сколько пытались уловить эмоциональную реакцию воспитателя (одобрения или порицание).

По мнению В. В. Грабал, особое внимание следует обратить на детей со слабым развитием познавательного и социального мотивов. В этом случае развитие собственно мотивов учения в учебном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких детей интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по развитию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу [5].

Поскольку в нашем исследовании результаты теста «Мотивационная готовность к школе» показали, что только у 27,3 % дошкольников развит учебно-познавательный мотив, с остальными дошкольниками необходимо вести работу по развитию учебной мотивации (Рис. 2).

«Результаты теста «Мотивационная готовность к школе»

Фото №1 Особенности учебной мотивации детей лет Чекотина Наталья Юрьевна Воспитатель ГБДОУ детский сад Выборгского района г

Рисунок 2.

Для решения этой задачи нами был разработан комплекс игр с правилами, игровых приемов и упражнений, направленных на развитие основных компонентов учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста [6] :

• Система игр и упражнений, с целью развития сосредоточенности, внимания, аккуратности, соблюдение правил, взаимопомощь, собранность;

• Моделирование ситуаций обучения;

• Проигрывание конфликтных ситуаций;

• Игры, развивающие школьные навыки;

• Задания на снижение деструктивной двигательной активности ( обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны», «Запрет» и др.);

• Рефлексия, через оценку собственной деятельности.

Хорошо себя зарекомендовали следующие игры:

«Барыня прислала сто рублей» - народная игра для развития сосредоточенности:

Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем.

Ведущий обращается к партнеру.

«Барыня прислала сто рублей.

Что хотите, то купите.

Черный, белый не берите.

«Да» и «нет» не говорите!»

После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: «черный», «белый», «да», «нет». Все участник игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:

- Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

- Однажды.

- А видел ли там медведя?

- Видел.

- Он был бурый или белый?

- Полярный.

Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнёт «запрещённое» слово. Тогда участник отдаёт свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.

«Птичка» - познавательная игра для развития самоконтроля:

Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант – игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа). Каждый должен запомнить своё название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку».

Ёлка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдаёт фант. В конце игры фанты отыгрываются.

Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

«Нарисуй пароход» - для развития произвольности движения:

Ребёнку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

А) на соотношение размеров;

Б) на присутствие всех деталей;

В) на правильность изображения – нет ли зеркального отражения, не путает ли ребёнок верх и низ;

Г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребёнок или рисует «на глазок»?

Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребёнку почаще – ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!

«Узоры» - игра для развития сосредоточенности:

В эту игру можно играть и с одним ребёнком, и с группой детей. Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: Сейчас будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте внимательно – в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые будут названы. Когда нарисуете одну, ждите, пока назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!

Начинаем рисовать второй узор. Поставили какрндаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!

Задания полезно начинать с самых простых.

«Палочки» - игра-тест, направлена на развитие внимания, памяти.

Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоём. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 секунды накрою её листком бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигуру и затем выложить её в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Начали!»

«Сокол и лиса» - игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности:

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол своих соколят зовёт играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие- либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит тех, кто не присел). «Пойманный» соколёнок на время выбывает из игры.

«Сосед подними руку» - игра развивает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам:

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий, образуют круг. По жребию выбираю водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, то есть ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять руку.

«Школа наоборот» - используется для проигрывания конфликтных ситуаций:

Ребёнок играет учителя, взрослый – нерадивого ученика. Можно подсказывать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребёнка. Учитель даёт задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

Учитель: - А теперь мы нарисуем солнце…

Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!

Учитель: - Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или жёлтое?

Ученик: - Зелёное!

Учитель: - Молодец! А круглое или квадратное?

Ученик: - Продолговатое!

Учитель: - Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) – молодец, вместо солнца – огурец! Ты, как всегда отличница, заслужила хорошую отметку – двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они всё знают?

Примечание. Важно, чтобы ребёнок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке – при этом ребёнок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

«Лесная школа» - игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, листочки, звёздочки и т. д., и развивает произвольность поведения:

Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трёх-четырёх человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) – мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребёнка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова – Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство – каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» - они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове – оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, произнесём это волшебное слово».

Далее моделируется любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь – это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» - обращается к тому, кто ещё не отвечал (например, к зайцу, и т. д.

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы – листочки, шишки, жёлуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая.

«Кто где живёт» - коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков:

Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверёк обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, в норе и т. д.).

Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живёт». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» - и ведёт к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника – не забывать благодарить провожатого.

«Первоклассник» - в игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, развивается желание учиться, собранность, аккуратность:

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска. После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребёнок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок – считает до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

Таким образом, в течение 9 месяцев на занятиях и в свободной игровой деятельности, в играх с правилами и упражнениях подготавливалась почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующего ребёнка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.

На контрольном обследовании мы определили, что у 41 % участвующих в исследовании дошкольников развита школьная учебная мотивация, положительное отношение к школе, что доказывает эффективность целенаправленной работы посредством игр с правилами (Рис. 3).

Контрольный этап исследования. Динамика развития внутренней учебной мотивации

Фото №2 Санкт Петербурга Аннотация Статья посвящена вопросам учебной мотивации детей

Рисунок 3.

Таким образом, будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным присформированной учебной мотивации. Помочь управлять мотивами могут педагоги совместно с их воспитанниками, однако, истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотиву учения – внутренним побудительным силам, скрывающихся в познавательных интересах детей, в играх с правилами, познавательной активности, любознательности.

В компетенции социального взрослого способствовать развитию учебных мотивов в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста.

Ссылки на источники

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросыпсихологии, 1978.№4. С. 28-35. Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. -Спб. : Прайм-Еврознак,2007.-672с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. ,1968.-402с.

3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1995.-№8.-с. 23-29

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - М. : ИНФРА – М, 1997.-235с.

5. Грабал В. В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В. Грабал. -М. : Просвещение, 1990.-269с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема: "День космонавтики" Одна из самых интересных экскурсий - День космонавтики. Предварительная подготовка состояла в том, что ребята.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема мероприятия: «Родной край люби и знай» Сотрудники библиотеки подготовили в холле выставку о наших знаменитых земляках. А так же презентацию.

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста. Аннотация: в статье раскрыто понятие «самоконтроль» и.

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс.

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная.

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Психологические особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность выполненной работы определяется тем, что личность, как отмечают ряд авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович,.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возрастные особенности детей 5-6 лет В этом возрасте ваш ребенок: Математика Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 1. может определять.

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»Дошкольное детство - длительный период, закладывающий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2019 в 20:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД