Лучший педагог года

Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра

Лиана Гордиенко
Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра

Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра через игровую деятельность

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения и приемах коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в помощи и поддержке.

Публикация «Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Специалисты дошкольных групп МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» тесно сотрудничают с семьями детей, нуждающимися в квалифицированной помощи. При поступлении в дошкольные группы ребенка с РАС, мы начинаем свою работу с налаживания взаимоотношений с его родителями. Ведь только совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительный результат. Следует понимать, что отношения родителей и специалистов, как и любые другие, требуют времени для развития. Когда люди встречаются впервые, они чувствуют неуверенность и определенный дискомфорт. Беседуя с родителями, мы нацеливаем их на долгую совместную кропотливую работу, которая приведет к социализации их детей. Иногда бывает сложно достичь контакта с семьей ребенка с РАС, у родителей просто «опускаются руки». Специалисты консультационного центра стараются поддержать родителей, вселить в них уверенность, ведь «дорогу осилит идущий». Любому человеку, чтобы предпринять новые усилия, начать действовать, нужна надежда, то есть, предвидение успеха и вера в свои силы.

Когда к нам в дошкольные группы приходит ребенок с РАС, мы собираем данные об особенностях его психофизического развития. Смотрим медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК. Проводим первичную консультацию с родителями. Предлагаем родителям заполнить анкету, из которой мы узнаем об особенностях общения ребенка с родителями и окружающими, о том, какие социальные, бытовые навыки, навыки самообслуживания и поведения сформированы в той или иной степени (выполняет самостоятельно, с помощью или не выполняет совсем). Уточняем эмоциональную реакцию ребенка на других детей и взрослых. Знакомимся с тем, что в большей степени привлекает его внимание. Подробно узнаем не только о страхах и тревогах ребенка, но и о любимых играх, занятиях, блюдах. Выясняем, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей.

Первый этап работы с ребенком с РАС – установление контакта. Это задача не из легких. У детей с расстройствами аутистического спектра, в первую очередь, страдают речь, коммуникация, восприятие. Взаимодействие с окружающим миром оказывается настолько ограниченным с самого раннего возраста, что, несмотря на сохранность слуха и зрения, а нередко и когнитивной функции, психическое развитие искажается. У детей с аутизмом нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития характерны следующие общие черты: выраженная стереотипность речи, склонность к словотворчеству, неологизмам, эхолалии, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпо-ритмической организации речи. А главная проблема заключается в малой потребности в общении, трудностях восприятия информации и понимания ситуации, в отсутствии живого интереса к окружающему миру, невозможности пользоваться речью.

На этапе установления контакта с ребенком с РАС основной целью является создание положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, диагностика сформированности речи, установление эмоционального контакта педагога с ребенком. Используя метод наблюдения, мы выявляем уровень актуального развития речи ребенка, выясняем его интересы и пристрастия. Все наблюдения фиксируем, затем анализируем возможности вовлечения ребенка в сотрудничество и взаимодействие. При установлении контакта следует избегать не только всякого давления на ребенка, но и просто прямого обращения к нему, долгого пристального взгляда. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта увеличивается.

Первые попытки общения должны проходить в спокойных условиях, без лишней суетливости взрослого, без активного навязывания своего ритма, предпочтений. Педагогу необходимо постоянно контролировать себя, отслеживая изменения в поведении ребенка. Нарастание у него тревоги, аффективного напряжения может привести к ухудшению тактильного и глазного контакта, увеличению моторной напряженности, суетливости, скованности в движениях, появлению моторных стереотипий.

Чтобы первоначально привлечь внимание ребенка с РАС, не напугать его, важно соблюдать пять правил:

– НЕ говорить громко;

– НЕ делать резких движений;

– НЕ смотреть пристально в глаза ребенку;

– НЕ обращаться прямо к ребенку;

– НЕ быть слишком активным и навязчивым.

В начале нашего знакомства с ребенком с РАС для установления контакта и привлечения его внимания, я использовала различные игровые упражнения: например, игровое упражнение «Куда ребенок, туда и я». Цель этого упражнения: следовать за вниманием ребенка в его текущей деятельности и присоединяться к нему. Процедура проведения: воспитатель использует предметы, игрушки и действия, на которых сосредоточен ребенок, и строит на этой основе взаимодействие. Если ребенок заинтересовался и выбрал мяч, то в этот момент воспитатель организует игру с мячом. Мяч можно покатать друг к другу, бросить его или побить ладошкой, сопровождая стихами: «По мячу ладошкой бьем! Дружно, весело вдвоем!». А если ребенок выбрал юлу, то организуем игру «Юла» : крутим ее по очереди и действия сопровождаем следующими словами: «Пары вальс танцуют старый, пары кружатся за парой, а юла-юла-юла пары так и не нашла. Кто с юлой подружится, тот совсем закружится!».

Игровое упражнение «Ладошка». Цель: помочь ребенку научиться получать удовольствие от общения. Процедура проведения: воспитатель догоняет ребенка и легко касается его игрушкой-ладошкой. Постепенно у ребенка начинают проявляться положительные эмоции, удивление, интерес, улыбка, восторг, смех.

Игровое упражнение-задание «Найди улыбку!» Цель: получить удовольствие от общения. Процедура проведения: во время игры, пения и общения друг с другом воспитатель вызывает у ребенка улыбку и смех. Благодаря такому простому упражнению, ребенок с РАС может научиться получать удовольствие от общения и будет больше мотивирован на взаимодействие.

При достижении заинтересованности ребенка в контакте с взрослым становится возможным прямое общение через совместную игру или рисование. Главное в игре – вовлекать ребенка в ее сюжет, где он действует, переживает события и радуется. Работа по эмоциональному тонизированию начинается с обеспечения ребенку чисто сенсорных впечатлений. Общему сенсорному удовольствию необходимо придать более сложный игровой смысл. Так, если ребенок начинает раскачиваться, то воспитатель, обняв его, должен раскачиваться в такт с ребенком, обыгрывая качание на качелях или раскачивание деревьев с сопровождением ритмизированных текстов. Сначала предлагаются ситуации стабильные, не требующие от ребенка большой активности. Поэтому в игре долго обживаются бытовые моменты привычной жизни, они насыщаются деталями, дающими переживание уюта, надежности окружающего мира. Затем в эмоционально обжитую игровую ситуацию вводится динамическое развитие сюжета. Для установления положительного эмоционального контакта мы проводим эмоциональные игры: «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Глазки - ушки», «Разговор с игрушкой», «Дорисуем веселое лицо». А также используем прослушивание записей эмоций, звукоподражаний животных.

Второй этап - установление зрительного контакта, формирование начальных коммуникативных навыков. Целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности ребенка с РАС, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками, а так же на развитие игровых действий ребенка. Начальный этап коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. Сначала вырабатывается фиксация взора на интересующем предмете или картинке, представляющей наибольшее значение в данный момент. Когда взор скользнет по предъявляемому материалу, вещь отдают ребенку, добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предлагаемой вещи будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

Можно использовать игровое упражнение «Поймай мой взгляд!» Цель его: научить ребенка поворачиваться в сторону источника звука и следовать взглядом за человеком, который извлекает звук. Когда ребенок услышит звук музыкального инструмента, он прекратит свою деятельность и посмотрит на источник звука или подбежит к нему. Процедура проведения: у воспитателя в руках музыкальные инструменты (барабан, дудочка, бубенчики, флейта и т. д.). Когда ребенок занят своей игрой, воспитатель неожиданно извлекает звук, удивляя ребенка и стараясь поймать его взгляд. Поймав взгляд ребенка, воспитатель остается в фокусе его внимания, лицом к лицу, добавляя оживленную мимику, голос и звуки.

На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». Ежедневные тренинги позволяют сформировать эти жесты и ввести их в повседневное общение ребенка с близкими людьми. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т. п.

Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся специально организованные сенсорные игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые, создающие эмоционально положительный настрой. Сенсорные игры направлены на то, чтобы научить детей задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые их окружают. С помощью сенсорных игр дети познают цвет, форму, вес, величину, материал того или иного предмета. Такие игры привлекательны для детей, они помогают установить с педагогом эмоциональный контакт. В процессе игротерапии акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка. Необходимо учитывать, что ребенок любит, а чего опасается. У детей с РАС бывает повышенная сенсорная чувствительность, поэтому нужно учитывать это в игре и соблюдать уровень комфорта.

В своей работе с детьми с РАС я использую следующие виды игр:

- игры с водой: «Красим воду», «Тонет – не тонет», «Растопим льдинку», «Теплая – холодная», «Играем с пипеткой», «Дождь», «Делаем пену», «Кораблики», «Переливание воды», «Ловим рыбок», «Ищем клад», «Купаем куклу», «Фонтан», «Бассейн», «Мытье посуды», «Моем фрукты, готовим компот»;

- игры с красками: «Цветная вода», «Смешивание красок»;

- игры с мыльными пузырями;

- игры, в которых нужно дуть: «Буря в стакане», «Подуем на снежинки», «Плыви, кораблик», «Вертушка», «Задуй свечу»;

- игры с песком, глиной: «Мокрый – сухой», «Сыпем на ладошки друг друга», «Спрячем клад», «Оставляем следы разными предметами», «Рисуем на песке», «Выкладываем узор», «Спрячь ладошку», «Приведи собаку в будку», «Откопай ладошку», «Кто в домике живет?», «Покормим кукол», «Посадим деревья», «Насыпаем песок в разные емкости, сравниваем, где больше, где меньше», «Игры с решетом и воронкой».

Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта с взрослым.

Третий этап - формирование активного взаимодействия с взрослым, обучение пониманию речи, выполнению инструкций. Целью этого этапа является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание обновленных контактов ребенка с миром. Поскольку игра – ведущая форма деятельности, то наиболее целесообразным представляется использовать игровую деятельность в качестве основного рычага коррекционной работы. В процессе игровой коррекции решаются следующие задачи:

- вызываются новые активные формы переживаний;

- воспитываются чувства по отношению к взрослому, сверстникам, самому себе;

- развивается система самооценки и самосознания;

- обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой деятельности.

На данном этапе ребенок находится в активном контакте с педагогом, и не просто позволяет ему вносить новые игровые элементы и сюжеты, но и принимает их сам.

Как известно, дети с аутизмом любят манипулировать предметами без учета их функционального назначения. Стереотипная игра характеризуется повторяемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние, и тогда она станет основой построения взаимодействия. Мы ненавязчиво и осторожно подключаемся к играм ребенка, улавливаем подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяем за ребенком его слова, используем любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет нам аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, завоевать его доверие, постепенно ребенок не станет отвергать присутствие взрослого, но это потребует немало времени и терпения. Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, – единственный адекватный путь для включения его в реальность для осознания происходящего вокруг, понимания им речи окружающих людей.

Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций мы проводим игры с крупами - «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Сварим кашу», «Выкладывание картины из крупы на пластилиновом фоне», «Разложи по тарелочкам», «Насыпная мозаика»; с фасолью и горохом – «Выложи контур фасолью (горохом)».

Используем различные пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Обучаем его некоторым навыкам работы с материалами - учим мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные приемы, комбинируем их в одной игре - «Посадим огород», «Приготовим угощение», «Пластилиновые картинки».

Очень привлекают внимание детей разнообразные звуки, поэтому мы учим прислушиваться к ним, организуя игровые ситуации с различными предметами, музыкальными инструментами, звукозаписями - «Послушаем звуки», «Что звучало», «Музыканты», «Свистульки», «Тихо – громко», «Угадай, что за инструмент», «Найди баночку с таким же звучанием», «Сделай, как я» (на отработку ритма, «Слушай сигнал». Я прячу в комнате телефон с мелодией, знакомой ребенку, и прошу его найти, откуда слышен звук. Слушаем звучание разных музыкальных инструментов. Я прошу родителей дома обращать внимание детей на звуки бытовой техники, на звуки улицы, прослушивать вместе с детьми потешки и детские песенки.

Проводим игры с движениями, хороводные ритмичные игры и упражнения со стихотворным текстом - «Из-за леса, из-за гор», «Федя-Бредя», «Шалтай-Болтай», «Ты, веревочка, крутись», «Я на камешке сижу», «Ветер по морю гуляет…», игры с мячом и др.

Игры с дидактическим наглядным материалом «Лото» : персональное лото (фотографии ребенка, группы детей, любимых предпочитаемых мультгероев, предметное, тематическое, контурное; домино, парные картинки, вкладыши, разрезные карточки, конструктор. На этом этапе учим ребенка делать выбор, отдавая предпочтение одному виду деятельности или одной игрушке. Спрашиваем ребенка : «Ты хочешь сейчас строить из кубиков или из мозаики? Ты хочешь рисовать или лепить мячик?»

Таким образом, возможно использование различных вариантов игр, дающих аутичному ребенку новые сенсорные ощущения и положительные эмоциональные впечатления. Развивать игру можно посредством разнообразия впечатлений, введением сюжетной линии. Главное, взрослому нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям аутичного ребенка. Необходимо учитывать особенности развития игры у детей с РАС:

- часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста;

- «застревают» на самом начальном уровне развития игровых навыков;

- предпочитают выполнять «сенсорные» игровые действия;

- игровое взаимодействие затруднено, часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми;

- не могут полноценно играть со сверстниками.

Иерархия игровых навыков детей с РАС, соответствующая разным стадиям развития:

Игра в одиночестве - играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет, и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит.

Параллельная игра - играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. По большей части внимание сосредоточено на его собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или взрослыми.

Интерактивная игра - может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.

Сотрудничающая игра - играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт. Это может включать строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор головоломки-пазла.

Сюжетно-ролевая игра - участвует в воображаемой игре (один или с другими людьми, в которой есть элементы «понарошку». Это включает утешение куклы, которая как будто плачет, приготовление воображаемой еды из пластилина, переодевание (игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа, например, надевание каски, чтобы притвориться пожарным).

Игра на основе правил - играет в очень социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая спортивные, настольные, карточные и компьютерные игры. Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.

Основной мотив манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением ребенок с РАС часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Характерная особенность интереса ребенка с РАС к предметному миру – изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы.

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр:

- Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.

- Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации, либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-горошки.

- Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.

- Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой – неадекватной форме. Так, ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т. п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.

Работая с аутичными детьми, следует иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Но в конечном итоге развитие игровой деятельности благоприятно скажется на общем развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра. Так как именно в игровой деятельности ребенок учится контактировать с окружающим миром. Развивая игровую деятельность детей с РАС, мы развиваем их личность, поскольку этапы формирования игровой деятельности являются этапами развития личности ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 23:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД