Папки-передвижки

Отчет на конец года по направлению «Познавательное развитие» (старшая группа компенсирующей направленности)

Антонина Глущенко
Отчет на конец года по направлению «Познавательное развитие» (старшая группа компенсирующей направленности)

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

Публикация «Отчет на конец года по направлению „Познавательное развитие“ (старшая группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В своей работе мы использовали следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию :

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

-применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Вся деятельность осуществлялась через три основных блока образовательного процесса:

1) в непосредственной образовательной деятельности;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. .

Поскольку наша группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, то и планирование непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формированию целостной картины мира и формированию элементарных математических представлений) строится в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом в соответствии с его тематическим планированием.

Планирование НОД по формированию элементарных математических представлений составлено по методическим разработкам Метлиной и включает в себя ___ занятий. Все они проведены нами в соответствии с указанными сроками. В непосредственной образовательной деятельности широко использовался занимательный дидактический материал, который обыгрывался в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактических играх, решении головоломок, ребусов, отгадывании загадок на счет и логическое мышление.

В группе созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений: имеется демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Дети работают с индивидуальными математическими тетрадями, что обеспечивает существенный вклад в развитие математических представлений, а также в формирование навыков учебной деятельности. Создана картотека игр и игровых упражнений по составу числа, объединению предметов по общему свойству; отношению : - часть – целое; пространственным представлениям; начальным геометрическим представлениям (отрезок, луч, угол, длина, представлениям о площади, об объёме, геометрические фигуры и тела; количество и счёт; величина; форма; ориентировка во времени.

Стараемся разнообразить формы работы с детьми. Так, был организован и проведен математический досуг «В поисках клада», игра-инсценировка «Треугольник и квадрат», математическое развлечение «Веселая семерка», математическая игра-развлечение"Лесной переполох" или о том,

как плохо обижать маленьких лесных жителей, КВН,игра- путешествие «Путешествие в страну математики» В каникулярный период провели «Поле чудес» : разделив детей на команды, разыгрывали математические вопросы. Практикуем и игры-аукционы с занимательными вопросами на логическое мышление. «Покупая» билет с вопросом, дети ещё и упражняются в счете «денег».

Для формирования целостной картины мира подобраны материалы по всем разделам: книги, открытки, иллюстрации, картины, методическая и познавательная литература, альбомы и др.

Записаны диски с презентациями познавательного содержания :«Этот таинственный космос», «Африка», «Дикие животные наших лесов», «Ливны-город наш родной», «Как хлеб на стол пришел», «Одежда наших предков», «История ложечки», «Русская изба», «Животные жарких стран»,электронная дидактическая игра «С какого дерева листок».

Особое внимание уделяем познавательно – исследовательской и опытно -экспериментальной деятельности, проводим работу не эпизодически, а систематически согласно перспективно -тематическому плану опытно – экспериментальной деятельности.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. В нашей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и организуют самостоятельную индивидуально -исследовательскую практику. Наша задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, соответствие среднему уровню развития ребенка. Но имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

В группе имеется картотека наблюдений, состоящая из 4 сезонных картотек, что позволяет в зависимости от условий выбирать материал для планирования на день (неделю).

Стараясь разнообразить формы работы по формированию целостной картины мира в течение года мы проводили игру- путешествие «Сказочный мир тканей»(при изучении лексической темы «Одежда», интеллектуальный досуг «Умники и умницы», развлечение «Знайки и всезнайки»,интегрированные занятия с использованием ИКТ «Как хлеб на стол пришел», «От избы до многоэтажного дома»,игра «Что?Где? Когда?»

Ежедневно мы проводим наблюдения на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивать экологическое мышление и разговорную речь ребенка.

Огромную роль в формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе мы отводим работе с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку. Дошкольники учатся сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Происходит изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый интерес к окружающему. Особое дело, которому в нашей группе уделяется большое внимание, это фиксация роста растений в специальных календарях. Наши дети видят в начале своей работы маленькое семечко. Затем наблюдают и ухаживают за взрослым растением. Так в конце осени мы собрали семена бархатцев, весной посадили семена в горшки, вырастили рассаду, а затем рассадили в цветники, на клумбы. В результате получился календарь на 4-5 страницах, где представлено все развитие цветка от семечка до семечка. Эти календари имеют большое, значение: дети учатся обнаруживать изменения в растениях, замечают все новое. Дети наблюдали за растениями и все основные моменты зафиксировали на бумаге.

Познавательное развитие детей мы осуществляем и в режимных моментах. Утром самое благоприятное время для организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Мы руководим ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсуждаем, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст. Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком организовываем развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего? ", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: предлагаем ребенку логическую задачу, проблемную ситуацию, создаем неправильную сервировку и просим подумать, все ли правильно расставлено.

В течение года нами были совершены три экскурсии на природу с целью наблюдения сезонных изменений. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Находясь на природе, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Мы продолжали знакомить детей с историей и достопримечательностями родного города и края. В рамках проекта «Родной свой край люби и знай» нами было организовано посещение храма, художественной школы, памятников погибшим воинам. Итогом проекта стал альбом, посвященный родному городу.

Нашими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. С целью организации практической помощи мы включили в повестку родительского собрания вопрос «Роль родителей в развитии познавательной активности детей», перед собранием была организована выставка «Книги-верные помощники в развитии познавательной активности детей» .Родителям были предложены консультации на тему «Учимся,играя», «О подготовке ребенка к школе», «"Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», оформлена папка-передвижка «Игры с буквами», памятки «Ребенок до 7 лет должен научиться…», ««Семь типов развивающих игр» Для родителей мы подобрали практический демонстрационный материал, при помощи которого они могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты.

Результаты мониторинга показали положительную динамику уровня познавательного развития у детей подготовительной группы «В». Так на начало года по разделу «Формирование элементарных математических представлений» высокий уровень знаний показали 5 детей (29,4%, средний -7 детей (41,1%, низкий -5 детей (29,4%). На конец учебного года показатели изменились следующим образом: высокий уровень – 9 детей (52,9%, средний уровень- 8 детей( 47,1%).

По разделу «Формирование целостной картины мира» на начало года высокий уровень знаний был диагностирован у 7 детей (41,1%, средний – у 6 (32,5%,низкий –у 4 (23,5%).

На конец года : высокий уровень знаний показали 10 человек

(58,8%,средний - 7 человек (41,2,

Следовательно, к концу учебного года очевиден рост

числа детей с высоким и средним уровнем.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования создают нам следующий портрет выпускника ДОУ.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым

и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными

знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на

свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,

положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об

окружающей среде.

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,

ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,

многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных

ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение

к своему и противоположному полу.

Большинство детей нашей группы соответствуют этим критериям.

Публикации по теме:

«Путешествие на необитаемый остров» Познавательное развитие для детей 5–6 лет старшая группа. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23.» Городского округа город Салават Республики Башкортостан.

8 марта — прекрасный праздник! (подготовительная группа компенсирующей направленности) 8 марта подготовительная группа компенсирующей направленности Вед: Через любящее мамино сердце в нашу жизнь входят наши дети. И на протяжении.

Фотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиФотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи Фото-отчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиРодители не видят,.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Конспект логоритмического занятия «Навстречу к весне» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР Цель: Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся реью. Задачи:.

«Мы — пожарные». Конспект НОД по физической культуре. Образовательная область «Познавательное развитие» (старшая группа) Конспект НОД по физической культуре (Образовательная область – Познавательное развитие) Тема: «Мы пожарные – осторожно огонь!» Цель:.

Конспект НОД «Осенний урожай» (группа компенсирующей направленности) Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах: упражнять применять полученные знания в предметно-практической, речевой, игровой и творческой.

Конспект занятия Тема: «Дети опалённые войной» ОО «Познавательное развитие» Возраст:5–6 лет (старшая группа) Предварительная работа: 1. На занятие приглашаются гости -дети войны А. П. Манзырева и Т. Н. Микрюкова. 2. Изготовление для гостей приглашений,.

Отчет по результатам индивидуального маршрута детей второй младшей группы на конец года .

Сценарий логопедического досуга «Однажды на лесной полянке» (старшая группа компенсирующей направленности) Сценарий старшей логопедической группы «Однажды на лесной полянке» • На сцене: ёлочка и берёза, пенёк, улей, зелёное покрытие. (речка, ручей).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет на конец года по направлению «Познавательное развитие» (старшая группа компенсирующей направленности)
Опубликовано: 16 октября 2016 в 14:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД