МААМ-картинки

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка» (16 фото)

Оксана Назарова
Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

Публикация «Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту.

-Закрепить знания детей о куклах-оберегах.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.

-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход занятия

1 слайд: тема занятия.

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Фото «Куклы из бабушкиного сундучка»

Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить в мои мастерские.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку.

Хозяюшка: Посидим рядком поговорим ладком.

Хозяюшка: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп - фото

Дети: Россия.

Хозяюшка: 2 слайд: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)

3 слайд:

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

-“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку” 4 слайд:

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:

“Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

5 слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,

6 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,

7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

8 слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,

9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,

10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

11 слайд: плели кружева,

12 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,

13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

Фото №1 Цель Знакомство с историей народной куклы через интеграцию предметов художественного труда чтение художественной литературы музыки и познания

-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт тряпичные куклы и показывает детям.

Хозяюшка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. (14 слайд)

Куклы бывают : ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка какая?

Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.

Дети: Это обыкнов нная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Хозяюшка:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Фото №2 Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.

Хозяюшка: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.

Хозяюшка: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.

Хозяюшка: Ребята, как называется эта куколка?

Дети: Бессоница.

Хозяюшка: Почему её так называют?

Дети: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Фото №3 Задачи Образовательные Познакомить с историей и видами народных кукол

Сонница-бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Хозяюшка достаёт следующую куколку.

Хозяюшка: А это что за кукла?

Дети: Кормилица.

Хозяюшка: Правильно. ля чего её изготавливали?

Дети: Такая кукла было оберегом от голода и холода.

Хозяюшка достаёт из сундучка ещё одну обереговую куколку.

Хозяюшка: Как называется эта куколка?

Дети: Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.

Хозяюшка: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?

Дети: Колокольчик.

Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик».

Хозяюшка: Пусть куколка эта и нас повеселит.

Ну, ребята, все вставайте,

Песню дружно начинайте.

Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.

Фото №4 Формировать у детей интерес эмоциональную отзывчивость чувство радости от встречи с куклами

«Кукла – Колокольчик»

1. У кого в руках игрушка

Кукла – милая подружка.

В хоровод скорей вставайте

Песню дружно начинайте.

ПРИПЕВ: Вот она, вот она

Кукла милая моя.

Я подружку смастерила,

Душу я в неё вложила.

2. Колокольчиком зову я

Куклу милую мою.

Она радость в дом приносит,

Оберегая всю семью.

ПРИПЕВ:

3. Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три.

Это счастье человека,

Символ веры, доброты.

ПРИПЕВ:

4. Для того, чтоб настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была.

ПРИПЕВ:

После песни дети садятся на свои места.

Хозяюшка: Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Зернушкой».

Хозяюшка достаёт «Зернушку».

Фото №5 Публикация Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп Куклы из бабушкиного сундучка размещена в разделах Конспекты занятий

- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).

- Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Зернушка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

Фото №6 Все конспекты Кукла

6. В гостях хорошо, а дома … лучше.

Хозяюшка: Молодцы! А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обрядовые. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель подходит к сундуку и достаёт из него куклы – обрядовые.

Хозяюшка: Весной изготавливали вот такие обрядовые куколки - их называют «Мартинички», а это «Птица - Радость» - их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весны. А это что за обрядовая куколка? (Достаёт «Масленицу»).

Фото №7 Конспекты занятий с куклами Куклы обереги

Хозяюшка показывает куколки и ставит их на выставку.

Хозяюшка: А с какой обрядовой куколкой мы с вами познакомились на прошлом занятии?

Дети: С весенней обрядовой куколкой-Веснянкой.

Хозяюшка достаёт из сундучка обрядовую куколку «Веснянку»

Дети: Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Хозяюшка: Каким оберегом является эта кукла?

Дети: Веснянка является оберегом молодости и красоты.

Хозяюшка: Ребята, Веснянка, приготовила для вас игру.

Игра проводится под музыкальное сопровождение (русская народная мелодия).

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Заготовку куколки-Веснянки мы уже сделали на прошлом занятии. Сегодня я предлагаю, завершить нашу работу и подарить Веснянки нашим гостям. Но сначала вспомним правила создания кукол.

Дети: Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.

Хозяюшка: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для украшения этой куклы.

Фото №8 Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма сарафан кофта платок лента видеть их красоту

-Чтобы украсить куклу, надо нарядить ее в русский народный костюм и заплести косу лентами. Для украшения куколки Веснянки нам понадобиться яркая ткань для сарафана, тесьма для пояса и для косы. Наряжаем сначала куколку в сарафан. Обматываем куклу тканью с запахом сзади. Делаем складочки на платье, сверху повязываем пояском.

Фото №9 Закрепить знания детей о куклах оберегах

- Разравниваем волосы и хвостик заплетаем в косичку, украшаем лентами. Кукла Веснянка с косой готова!

-Веснянка будет «ходить» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом мы эти куколки будем дарить нашим гостям.

Самостоятельная работа под народную музыку.

Фото №10 Привлекать внимание детей к народной игрушке кукле

Хозяюшка: Какие красивые Весняночки у вас получились.

Фото №11 Изготовить традиционную народную куклу оберег

Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Выставка работ:

Фото №12 Совершенствовать мелкую моторику скручивание заматывание завязывание узлов

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Хозяюшка: Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Хозяюшка: тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хозяюшка: Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?

Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.

Хозяюшка: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними)

Хозяюшка: Нужно ли это нам в жизни? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).

Хозяюшка: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?

Хозяюшка: О каких куклах вы сегодня узнали?

Дети: О «Зернушке», «Мартиничках», «Птице-Радость».

Воспитатель: Чему научились?

Дети: Мы научились украшать обрядовую куклу-«Веснянку».

Хозяюшка: Что вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Фото №13 Развивающие Расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе

Дети: Спасибо.

(15 слайд) :

Хозяюшка: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Дети. До свидания!

(Звучит народная музыка дети выходят из зала)

Публикации по теме:

Кукла-оберег на МасленицуКукла-оберег на Масленицу На Масленицу я с детьми провела непосредственную образовательную деятельность по Художественному творчеству. Ручной труд "Кукла- оберег".

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 8 июня 2013 в 09:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД