МААМ-картинки

Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике «граттаж» в старшей группе «Сияние Севера»

Рязанова Евгения
Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике «граттаж» в старшей группе «Сияние Севера»

МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2 «СОЛНЫШКО» Г. ТОРОПЦА

ЗАНЯТИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В СТИЛЕ «ГРАТАЖЖ»

«СИЯНИЕ СЕВЕРА»

Разработано воспитателем: Рязановой Е. Ю.

Вид деятельности: нетрадиционное рисование в стиле «гратажж».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

- социально коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно эстетическое развитие;

Публикация «Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике „граттаж“ в старшей группе „Сияние Севера“» размещена в разделах

СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

- формирование позитивных установок нетрадиционное рисование в стиле «гратажж» ;

- формирование основ безопасного поведения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др., о Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об многообразии стран и народов мира.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие речевого творчества;

ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного);

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки,

- реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.

Цели : Развивать творческие способности детей, закреплять приобретённые ранее знания. Учить использовать заранее приготовленную пластинку для гратажа, как начальную площадку для рисования, использовать трафарет для передачи основных форм композиции, дополнять очертания, передовая характерные особенности изображаемых предметов и силуэтов. Учить применять новые нетрадиционные формы и технические приёмы рисования.

Образовательные задачи:

• Систематизировать представления детей о жизни народов Севера.

• Совершенствовать умение соотносить частное и целое, заполнять области рисования, не прибегая к помощи технических средств рисования.

• Использовать нетрадиционные экспериментальные действия при создании композиции.

Развивающие задачи:

• Развивать внимательность, мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности

• Активировать и пополнять словарь детей, планировать свою работу

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность и интерес к экспериментальной нетрадиционной деятельности

Методы и приё мы:

• Актуализация знаний детей, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации

• Непосредственное наблюдение и демонстрация опыта детьми

• Создание проблемной ситуации, рассматривание, напоминание, создание ситуации успеха, творческие упражнения, репродуктивные упражнения

• Использование дидактического пособия, моделирование результата экспериментальной деятельности, анализ соответствия, рефлексивный анализ, физкультминутка, индивидуальная работа, обращение к образу, визуально-сенсорное ограничение

Материалы:

• Макет «Север» с чумом и фигурками ненцев,

• Тарелочка с клюквой,

• Музыкальное оборудование,

• Заранее приготовленные детьми пластинки для работы в технике «гратажж»,

• зубочистки,

• салфетки,

Д/и «Сравни и скажи из чего сделаны дома», «Правильно или нет?», «выложи своё северное сияние»

Иллюстрации вещей ненцев, северного сияния, нарты.

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом у стола, на котором стоит макет накрытый тканью)

- Сегодня я познакомлю вас с северной народностью, которая называется ненцы. Они живут на Крайнем Севере, где очень-очень холодно зимой. Так же мы с вами поработаем с волшебными картонками, которые я вам приготовила.

-А что это у нас спрятано на столе?

- Очень странно, кто здесь был?

- Вы хотите узнать, что здесь спрятано?

-Давайте же посмотрим и узнаем, что здесь спрятано?

Открывает коробочку, слышится волшебная музыка

Воспитатель открывает коробочку, изображающий северный пейзаж с чумом, стадом оленей и человеком в малице.

-Что это за чудо? Ребята, вы знаете, что это? Давайте поближе рассмотрим, что здесь.

Рассматриваем макет, в котором находятся : чум, олень, человек-ненец, нарты (сани у ненцев, мох (ягель) .

Давайте внимательно рассмотрим необыкновенного человечка.

-Какой красивый наряд у этого человека. Во что он одет?

( дети перечисляют: шуба с капюшоном)

-Правильно ребята -это шуба, но у северных народов она называется малица- это их национальная одежда, сделана она не из простого меха, а из шкуры оленя, малицы шьют мастерицы – женщины, они сшивают не одну шкуру, а несколько и сшиваются между собой не нитками,а жилками, которые тоже изготавливают мастерицы. А вы знаете, что в такой одежде не страшен самый сильный ветер и мороз. На малице нет пуговиц, она одевается через голову, как свитер, есть ещё капюшон. Малицы носят мужчины и дети, а женщины носят такие же наряды, только длинные с узорами - паница. На ногах бурки (пимы)- они тоже сшиты из шкур кого, как вы думаете? Демонстрация ненецких, детских бурочек. Они сшиты из оленей шкуры, камусы –оленья выделанная шкура, их в ручную ненецкие женщины выделывают. А затем шьют изделия.

-Как вы думаете, где живёт ненец?

- Правильно, в домике, который тоже сделан и оленьей шкуры и этот домик называется – чум.

-Д/и «Сравни и скажи из чего сделаны дома» ( на доске несколько домов : кирпичный, чум, палатка,деревянный дом – нужно сравнить и сделать выводы)

- Ребята,а как вы думаете, какое животное есть у ненцев?

- Правильно – это олень. Давайте внимательно рассмотрим оленя (отмечая цвет шкуры, форму рогов и упряжку, вспоминая, что в нее ставят только самых сильный и выносливых оленей, зимой – обычно 1-2 оленя, а летом 5-6 оленей)

-Как вы думаете почему так?

-А сани, в которые запряжены олени называются – нарты.

- А как вы думаете, какую пользу приносит олень ненцам?

-Д/И «Правильно или нет?»(в центре находится картинка с оленем, нужно прикрепить те картинки, на которых изображены те предметы – сделанные из оленя (чум, малица, бурки, колбаса, сумка, украшения)).

- Ой! Ребята смотрите, как вы думаете, что это? (письмо)

- Давайте прочтём письма.

«Дорогие ребята! Мы хотим рассказать вам о своей родине - о севере, и познакомить вас с ним! У нас на севере зимой очень холодно, лежит белый снег и стада оленей вырывают из под него вкусный мох-ягель, еще у нас растут карликовые деревья. За лето- вкусные ягоды: голубика, морошка, брусника, клюква. Здесь живут люди, которые не бояться лютых морозов, долгих ночей. Эти люди- ненцы. Мы ездим на оленьих упряжках, пасем оленей и живем в домах-чумах. Наши папы-меткие охотники - они охотятся на куропаток, песцов, лис и даже на медведей, а сетями ловят вкусную рыбу. Наши мамы умелые мастерицы- они шьют из шкур малицы, пимы, штаны, туця (сумки, паницы и все украшают узорами вышитыми бисером и мехом. Великие шаманы- хранители Севера отгоняют злых духов своими песнями у костра. Иногда и мы играем в шаманов, и также поем песни и прыгаем- танцуем у костров. Очень любим кататься на оленях. («Мы поедем, мы помчимся» звучит песня) и играть в игру «Лацание нимня»

- А вы хотите поиграть? Я вас научу.

Физ-минутка: Игра Лацание нимня-через кочки (ПРЫЖКИ С КОЧКИ НА КОЧКУ)

(звучит музыка «мы поедем мы помчимся…»)

На земле или снегу учитель чертит в ряд 6-10 кружков диаметром 30-35 см на расстоянии 20-30 см друг от друга. Дети должны прыгать через кочки с разбега, разбег 2-3м. Дети по одному начинают прыгать, по окончании игры выбирается лучший прыгун.

-Ребята вы знаете, что летом на Севере не бывает не бывает ночи, а зимой ночь длится очень долго- полгода. Такая ночь называется Полярной.

-А какие времена суток бывают у нас?

-Сейчас на Севере Полярная ночь, а Полярной ночью можно увидеть настоящее чудо- на темном небе вдруг вспыхивает яркий светлый огонек, он разрастается, искрится, переливается и освещает все небо- это называется Северное сияние.

- Я хочу вам предложить поиграть в игру, называется это игра «выложи своё северное сияние» (на фланелеграфе дети выкладывают яркого цвета полоски в виде северного сияния и приходят к выводу, как правильно нужно изображать сияние)

(дети смотрят иллюстрации с Северным сиянием)

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит. Дворец

Залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

-Много интересного вы узнали про Север? А давайте попробуем нарисовать северное сияние на наших волшебных картоночках и посмотрим что из этого получится

Мы будем рисовать не кистями и карандашами, а тоненькими палочками- эта техника процарапывания называется гратажж.

Дети приступают к процарапыванию, изображая Северное Сияние. Звучит мелодия северных народов. После окончания одна из работ вставляется в макет. Все вместе любуются Северным пейзажем.

-Звучит звонок в дверь, входит почтальон и вручает детям посылку.

- Ребята давайте откроем посылку и посмотри, что там находится?

Открываем посылку, а там тарелка с ягодой – клюквой. Это вам ребята послали с севера, клюква – это очень полезная ягода.

-

Публикации по теме:

Перспективное планирование по нетрадиционной изобразительной деятельности в средней группе МЕТОД ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ ТЕМ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ С Е Н Т Я Б Р Ь РИСОВАНИЕ «ПАЛЬЧИКОМ» «ГОРОШЕНКИ НА ЗОНТИКЕ», «ЛИСТОЧКИ НА ДЕРЕВЕ»,.

Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике «граттаж» в старшей группе «Сияние Севера» МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА» П. ПРИИРТЫШСКИЙ ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике «граттаж» в старшей группе «Сияние Севера»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 13:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД