Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»

Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»

Программное содержание:

-продолжить формировать системность мышления на основе базовой модели описания объекта;

- уточнить происхождение названия слова «ложка»;

- развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены ложки;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между видом ложки и ее основной и дополнительными функциями;

- развивать фантазию детей, расшатывая сложившиеся стереотипы мышления

Обогащение словаря: «ложе», «можжевеловая».

Активизация словаря: «одноразовая», «символ», «условные обозначения», «рельеф», «емкость».

Предварительная работа:

- проведение серии занятий по теме «Посуда»;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений с упоминанием посуды( «Федорино горе», «3 медведя» и др.)

- дидактические игры: «Что для чего?», «Что из чего сделано?», «Определи величину», «Хорошо-плохо»;

- разучивание песни «Антошка»;

- украшение ложки хохломской росписью;

- домашнее задание для слабых детей – придумать дополнительную функцию ложки.

Содержание НОД:

(Звучит песня «Антошка» В. Шаинского)

Вос-ль: Какая веселая песенка! А вот и герой песни – Антошка и его знаменитая ложка. У меня такое впечатление, что этот мальчик постоянно ходит с ложкой, как будто это его любимая игрушка. А на самом деле ложка это что?

Дети:

Ложка –это предмет, объект для еды, столовый прибор.

Вос-ль:

Из каких частей состоит наша ложка?

Дети:

У ложки есть ручка, чтобы за нее браться и емкость, чтобы набирать еду.

Вос-ль:

Эту часть можно назвать ложем, от слова «положим», «наложим» сюда еду. А к какой большой группе предметов относится ложка?

Дети:

Ложка относится к посуде.

Вос-ль: Где можно увидеть ложки?

Дети:

Дома, в кухне, в детском саду, в магазине, в кафе…

Вос-ль:

Правильно вы сказали. А еще – на фабрике, заводе, где эти ложки изготавливают. Их иногда пакуют просто в бумагу, коробку, а часто – в красивые подарочные коробки, чемоданчики вместе с ножами, вилками и другими столовыми предметами. Получается набор, сервиз. (Показ).

А теперь обратимся к нашим помощникам -

условным обозначениям и расскажем про ложку все, что можно.

(Вос-ль открывает 1-й символ).

Какой красивый цвет у ложки! Как он называется?

Дети:

Серый, серебристый.

Вос-ль:

Серебрится ложка, сверкает, блестит.

(Вос-ль открывает 2-й символ)

Сделана эта ложка из…

Дети:

Из железа, металла.

Вос-ль:

Конечно, из металла, который не ржавеет в воде. И ложка всегда будет блестящей. Повторите слово: «Не ржавеет».

(Вос-ль открывает 3-й символ)

Не могу понять размер ложки. Давайте разберемся. Длинная она или короткая?

Дети:

Ее надо с чем-нибудь сравнить. Если с пальцем, то она длинная, а если со скакалкой, то – короткая.

Вос-ль:

А что еще длиннее ложки?

Дети:

Рука, нога, лента, пояс, дорожка…

Вос-ль:

А что короче ложки?

Дети:

Зубочистка, ушная палочка, палец …

(Вос-ль открывает 4-й символ)

Вос-ль:

Чтобы определить вес ложки, надо снова сравнить. Если сравнить со столом, то она покажется очень легкой, а если с пушинкой, то очень тяжелой.

Вос-ль:

Что еще легче ложки?

Дети:

Легче ложки листочки, перышки, бантик…А тяжелее – кукла, чайник, стол…

Вос-ль:

Замечательно, про каждый объект можно сказать по-разному: толстый и тонкий, длинный и короткий, тяжелый и легкий, если с чем-нибудь сравнить

(Вос-ль открывает 5-й символ)

О чем сейчас надо рассказать?

Дети:

Про поверхность, про рельеф. (Трогают) Ложе гладкое, скользкое, а ручка - шершавая.

Вос-ль:

Правильно вы определили, по ложу палец движется и ни за что не задевает, скользит, а шершавую ручку удобно держать. А если бы наоборот?

Дети:

Поцарапали бы язык и уронили ложку.

Вос-ль:

Молодцы, справились со всеми заданиями: рассказали про части, места обитания, назвали много признаков.

(вос-ль приглашает к столу с большим и разнообразным количеством ложек)

Чем эти ложки отличаются?

Дети:

Размером, цветом, материалом.

Физкультминутка

(Исполняется танец с ложками под песню «Антошка» В. Шаинского).

Вос-ль:

Вот как задорно потанцевали с ложками! (6-й экран). А какое же главное дело, функция у ложки?

Дети:

Есть пищу.

Вос-ль:

Набирать пищу в тарелке и переносить в рот. Почему же так много разных ложек существует?

Дети:

Для красоты, кукол…

(Вос-ль показывает названные детьми ложки, обобщает ответы детей, а затем поочередно поднимает оставшиеся без внимания ложки и кратко характеризует их)

- Серебряная – убивает микробов в воде;

- Пластмассовая – одноразовая, игрушечная;

- С дырками – вылавливать лук, лавровый лист из супа;

- Квадратная – для специй;

- Золотая –праздничная;

- Стеклянная – для лекарства;

- Можжевеловая – дает аромат блюдам, освежает воздух;

- Фарфоровая – сувенирная.

(Дети садятся на места)

Вос-ль:

Ложки могут использоваться и не по прямому назначению, иметь дополнительные функции. Я давала домашнее задание Егору и Диме. Послушаем, что они при думали вместе с родителями.

(Дети сообщают о своих «находках»: очистка от снега лыж в походе; применение ложек во время войны солдатами в качестве своих «паспортов»)

Вос-ль:

Замечательные примеры! Я тоже придумала дополнительные функции для ложек – украшение на елку, заколка для волос, брошь на платье, талисман. При использовании ТПФ, в частности, волшебника Увеличения, ложка может стать горкой, мостиком, озером, бассейном.

Вот как интересно получилось! Казалось нам – обычная ложка – суп с кашей есть…А подумали: не простая эта ложка, а чуть ли не волшебная! И там нужна, и тут необходима.

Так давайте, к каждому объекту, созданному природой или человеком, относиться с интересом и уважением!

Публикации по теме:

Мини музей «Ложка».Мини музей «Ложка». К презентации детского проекта «Мини-музей "Посуда и ложка» были созданы альбомы-книжки: «История ложки», «Пословицы и поговорки», «Загадки»,.

Эффективность использования наглядного моделирования в работе с детьми в уголке природы (из опыта работы) В уголке природы в процессе наблюдений за растениями и животными, труда в природе, элементарных опытов мы используем уже знакомые, освоенные.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Математика
  • Транспорт
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 14:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...