Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»

Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»

Программное содержание:

-продолжить формировать системность мышления на основе базовой модели описания объекта;

- уточнить происхождение названия слова «ложка»;

- развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены ложки;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между видом ложки и ее основной и дополнительными функциями;

- развивать фантазию детей, расшатывая сложившиеся стереотипы мышления

Обогащение словаря: «ложе», «можжевеловая».

Активизация словаря: «одноразовая», «символ», «условные обозначения», «рельеф», «емкость».

Предварительная работа:

- проведение серии занятий по теме «Посуда»;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений с упоминанием посуды( «Федорино горе», «3 медведя» и др.)

- дидактические игры: «Что для чего?», «Что из чего сделано?», «Определи величину», «Хорошо-плохо»;

- разучивание песни «Антошка»;

- украшение ложки хохломской росписью;

- домашнее задание для слабых детей – придумать дополнительную функцию ложки.

Содержание НОД:

(Звучит песня «Антошка» В. Шаинского)

Вос-ль: Какая веселая песенка! А вот и герой песни – Антошка и его знаменитая ложка. У меня такое впечатление, что этот мальчик постоянно ходит с ложкой, как будто это его любимая игрушка. А на самом деле ложка это что?

Дети:

Ложка –это предмет, объект для еды, столовый прибор.

Вос-ль:

Из каких частей состоит наша ложка?

Дети:

У ложки есть ручка, чтобы за нее браться и емкость, чтобы набирать еду.

Вос-ль:

Эту часть можно назвать ложем, от слова «положим», «наложим» сюда еду. А к какой большой группе предметов относится ложка?

Дети:

Ложка относится к посуде.

Вос-ль: Где можно увидеть ложки?

Дети:

Дома, в кухне, в детском саду, в магазине, в кафе…

Вос-ль:

Правильно вы сказали. А еще – на фабрике, заводе, где эти ложки изготавливают. Их иногда пакуют просто в бумагу, коробку, а часто – в красивые подарочные коробки, чемоданчики вместе с ножами, вилками и другими столовыми предметами. Получается набор, сервиз. (Показ).

А теперь обратимся к нашим помощникам -

условным обозначениям и расскажем про ложку все, что можно.

(Вос-ль открывает 1-й символ).

Какой красивый цвет у ложки! Как он называется?

Дети:

Серый, серебристый.

Вос-ль:

Серебрится ложка, сверкает, блестит.

(Вос-ль открывает 2-й символ)

Сделана эта ложка из…

Дети:

Из железа, металла.

Вос-ль:

Конечно, из металла, который не ржавеет в воде. И ложка всегда будет блестящей. Повторите слово: «Не ржавеет».

(Вос-ль открывает 3-й символ)

Не могу понять размер ложки. Давайте разберемся. Длинная она или короткая?

Дети:

Ее надо с чем-нибудь сравнить. Если с пальцем, то она длинная, а если со скакалкой, то – короткая.

Вос-ль:

А что еще длиннее ложки?

Дети:

Рука, нога, лента, пояс, дорожка…

Вос-ль:

А что короче ложки?

Дети:

Зубочистка, ушная палочка, палец …

(Вос-ль открывает 4-й символ)

Вос-ль:

Чтобы определить вес ложки, надо снова сравнить. Если сравнить со столом, то она покажется очень легкой, а если с пушинкой, то очень тяжелой.

Вос-ль:

Что еще легче ложки?

Дети:

Легче ложки листочки, перышки, бантик…А тяжелее – кукла, чайник, стол…

Вос-ль:

Замечательно, про каждый объект можно сказать по-разному: толстый и тонкий, длинный и короткий, тяжелый и легкий, если с чем-нибудь сравнить

(Вос-ль открывает 5-й символ)

О чем сейчас надо рассказать?

Дети:

Про поверхность, про рельеф. (Трогают) Ложе гладкое, скользкое, а ручка - шершавая.

Вос-ль:

Правильно вы определили, по ложу палец движется и ни за что не задевает, скользит, а шершавую ручку удобно держать. А если бы наоборот?

Дети:

Поцарапали бы язык и уронили ложку.

Вос-ль:

Молодцы, справились со всеми заданиями: рассказали про части, места обитания, назвали много признаков.

(вос-ль приглашает к столу с большим и разнообразным количеством ложек)

Чем эти ложки отличаются?

Дети:

Размером, цветом, материалом.

Физкультминутка

(Исполняется танец с ложками под песню «Антошка» В. Шаинского).

Вос-ль:

Вот как задорно потанцевали с ложками! (6-й экран). А какое же главное дело, функция у ложки?

Дети:

Есть пищу.

Вос-ль:

Набирать пищу в тарелке и переносить в рот. Почему же так много разных ложек существует?

Дети:

Для красоты, кукол…

(Вос-ль показывает названные детьми ложки, обобщает ответы детей, а затем поочередно поднимает оставшиеся без внимания ложки и кратко характеризует их)

- Серебряная – убивает микробов в воде;

- Пластмассовая – одноразовая, игрушечная;

- С дырками – вылавливать лук, лавровый лист из супа;

- Квадратная – для специй;

- Золотая –праздничная;

- Стеклянная – для лекарства;

- Можжевеловая – дает аромат блюдам, освежает воздух;

- Фарфоровая – сувенирная.

(Дети садятся на места)

Вос-ль:

Ложки могут использоваться и не по прямому назначению, иметь дополнительные функции. Я давала домашнее задание Егору и Диме. Послушаем, что они при думали вместе с родителями.

(Дети сообщают о своих «находках»: очистка от снега лыж в походе; применение ложек во время войны солдатами в качестве своих «паспортов»)

Вос-ль:

Замечательные примеры! Я тоже придумала дополнительные функции для ложек – украшение на елку, заколка для волос, брошь на платье, талисман. При использовании ТПФ, в частности, волшебника Увеличения, ложка может стать горкой, мостиком, озером, бассейном.

Вот как интересно получилось! Казалось нам – обычная ложка – суп с кашей есть…А подумали: не простая эта ложка, а чуть ли не волшебная! И там нужна, и тут необходима.

Так давайте, к каждому объекту, созданному природой или человеком, относиться с интересом и уважением!

Публикации по теме:

Мини музей «Ложка».Мини музей «Ложка». К презентации детского проекта «Мини-музей "Посуда и ложка» были созданы альбомы-книжки: «История ложки», «Пословицы и поговорки», «Загадки»,.

Эффективность использования наглядного моделирования в работе с детьми в уголке природы (из опыта работы) В уголке природы в процессе наблюдений за растениями и животными, труда в природе, элементарных опытов мы используем уже знакомые, освоенные.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Математика
  • Транспорт
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 14:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...