Открытое занятие с использованием ИКТ в старшей группе по знакомству с живой и неживой природой и связями в живой природе

Надежда Стробогатова
Открытое занятие с использованием ИКТ в старшей группе по знакомству с живой и неживой природой и связями в живой природе

Тема: «Знакомство с живой и неживой природой. Связи внутри живой природы».

Цель: Знакомство с живой и неживой природой.

Образовательные задачи:

1. Научить детей отличать живую природу от неживой.

2. Познакомить со связями между живой и неживой природой.

3. Помочь увидеть какие связи существуют внутри живой природы.

Развивающие задачи:

1. Развивать речь детей.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мел, два стакана, вода.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами продолжим изучать природу, но сначала давайте проверим, готовы ли вы к занятию: «Ручки на месте? Ножки на месте? Спинка прямая?» Молодцы!

Ребята, а кто из вас знает, на какие две группы можно разделить нашу природу? (Природа бывает живая и неживая)

Давайте с вами вспомним, что относится к живой природе. Слайд 1

(Люди, животные, растения, деревья, грибы, насекомые, рыбы. К живой природе относится все, что рождается, дышит, питается, растет, размножается и умирает).

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на месте, но они тоже живые. Они рождаются от маленького семечка, растут, питаются, пьют и вырастают очень высокими, и приносят нам огромную пользу. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно – это деревья.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд 2

Ребята, почему в загадке лес называют домом? Кто живет в лесу? А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я сейчас буду загадывать загадки о тех, для кого лес является домом. Если вы отгадаете правильно, то на экране вы увидите отгадку. Согласны?

Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок

(Дуб) Слайд 3

У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке

Ветви только на макушке

(Сосна) Слайд 4

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой, стоит над горой

(Береза) Слайд 5

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

(Медведь) Слайд 6

Рыжая плутовка спряталась под елкой

Зайца ждет хитрюга та

Как зовут ее….(Лиса) Слайд 7

У косого нет берлоги, не нужна ему нора

От врагов спасают ноги, а от голода – кора

(Заяц) Слайд 8

Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют

По деревьям быстро скачет, был он там, теперь уж тут

Быстрый он как стрелочка

Так ведь это…. (белочка) Слайд 9

Вот какой большой дом у нас получился, всем в нем места хватит. А еще живут в этом доме такие жители, которых мы можем и не увидеть. Они прячутся под пеньками, корягами, сухими листьями. Хотите узнать, кто они?

Тогда отгадайте еще загадки.

С ветки на тропинку прыгает пружинка – зеленая спинка,

По травам и былинкам – перепрыгнет и тропинку

(Кузнечик) Слайд 10

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет

(Бабочка) Слайд 11

Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.

(Пчела) Слайд 12

Любит мух и комаров, да имеет громкий зов,

Вся зеленная скажу, дом на речке и в пруду.

(Лягушка) Слайд 13

Ребята, а отгадки, которые мы отгадали, относятся к какой природе? (Живой)

Правильно. А что будет с деревом, цветком, бабочкой, паучком, птицей, если мы их разделим на части? (Они погибнут) Так какой мы можем сделать вывод: все, что относится к живой природе, сначала рождается, растет и в конечном итоге умирает.

О живой природе мы поговорили. А кто знает, что можно отнести к неживой природе? Это – солнце, звезды, воздух, вода, камни, земля.

Посмотрите, что у меня на столе: кусок мела и два стакана, один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разделите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали поменьше. А теперь возьмите стакан с водой и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой или нет? Нет, просто ее стало меньше в стакане. Так какой мы делаем вывод: все, что относится к неживой природе, погибнуть не может, объекты неживой природы уменьшаются или увеличиваются.

Физкультурная пауза: Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле (руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (тянемся)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут - же ветки (руки вверху, наклоны)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (Наклоны вперед)

Вправо – влево, взад – вперед

Так деревья ветер гнет

Он их вертит, он их крутит (повороты)

Да когда – же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна (руки опуст., голову подн)

Наступила тишина (голову опустили, сели)

Ребята, скажите, деревья относятся к живой или неживой природе и почему? (Дерево – это живая природа, потому что оно растет, дышит, питается, размножается).

А ветер, к какой природе относится? (Ветер – это неживая природа, потому что он не растет, не питается, не размножается).

Скажите, как связаны между собой деревья и ветер? (Ветер дует, и поэтому деревья наклоняются в разные стороны)

Работа по картинкам

1. Что делает девочка? (поливает цветок) К какой природе относится девочка и цветок (к живой, а к какой вода, которой поливают цветок неживой)

Какая связь между цветком и водой? (цветок не может жить без воды. Слайд 14

2. Что делает медведь? (пьет воду). К какой природе относится медведь, а к какой вода?

Какая существует связь между медведем и водой? (животные не могут жить без воды) Слайд 15

3. Мы видим крота, показывающегося из под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля? Какая связь между ними? (крот живет под землей). Слайд 16

Как вы думаете, живая и неживая пари рода связаны между собой?

Делаем вывод: в природе все связано друг с другом.

Приведите свои примеры связей живой и неживой природы. (растения не могут жить без солнца, птицы не могут жить без воздуха, рыбы не могут жить без воды).

Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам.

1. Белочка сидит на дереве и грызет орех. К какай природе относятся белочка, дерево и орех? живой). Какая связь между белочкой и растениями? (белочка живет в дупле и питается растительной пищей). Слайд 17

2. Корова ест траву. К какой природе относится корова и трава? И какая между ними связь? (корова питается растительной пищей). Слайд 18

3. Дятел сидит на дереве и клюет личинки. К какой природе относится дятел и личинки? Какая связь существует между дятлом и личинкой? (дятел питается личинками, а значит животной пищей). Слайд 19

Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существует связь? (да, можем).

Попробуйте привести свой примеры связей внутри живой природы. (червячок ест яблоко, куры клюют зерно, лягушки ловят комаров, мошек, цапли едят лягушек).

Молодцы! Так о какой природе мы сегодня говорили и какие же связи мы с вами сегодня узнали? (о живой и неживой природе, связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы).

Ребята, после всего, что мы сегодня узнали на занятии, можем ли мы утверждать, что все в природе взаимосвязано? (да, можем).

А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнилось наше занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Методическая разработка: «Схема календарного плана на неделю в средней группе» Я уже много лет работаю воспитателем и на собственном опыте знаю, как трудно охватить все планируя свою работу, чтобы ничего не упустить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Растения
Автор публикации:
Открытое занятие с использованием ИКТ в старшей группе по знакомству с живой и неживой природой и связями в живой природе
Опубликовано: 14 сентября 2013 в 00:20
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...