Ознакомление младших дошкольников с величиной предметов

Елена Цыганок
Ознакомление младших дошкольников с величиной предметов

Дети четвертого года жизни учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. В этом возрасте дети способны отличать большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать размерные отношения словами и различать сравнительно близкие величины. Поэтому в игровой форме детей знакомят с тем, как можно сравнивать два предмета (две ленты, полоски бумаги, два брусочка и др., резко отличающиеся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Их учат понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький.

Именно в этой группе дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения (длиннее – короче, равные по длине).

Детям младшего дошкольного возраста трудно разграничивать разные параметры величины предметов, т. е. отличать длину от высоты, ширину от толщины и т. д., а тем более обозначать эти параметры словом. Занятия с малышами нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание, были значимы для детей. Усваивать эти знания ребенок должен в процессе деятельности, действий с различными предметами, ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Следовательно, надо создавать такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов (длина, ширина, высота) приобретают особую значимость. Например, выбор самого длинного или самого широкого предмета является необходимым условием для какой-либо интересной деятельности (игровой или практической) ребенка.

Приведем пример игровой ситуации. Задача воспитателя – познакомить с длиной предметов, показать важность учета длины в различных ситуациях. Перед ребенком должна быть поставлена интересная для него игровая задача. Дети располагаются полукругом. Перед ними на полу (или на столе) – изображение реки, вырезанное из бумаги или картона. Воспитатель ставит неподалеку машину, рассказывая историю о том, куда и зачем она едет. Но вот машина подъехала к реке: ей надо переехать на другую сторону, а моста нет. Что делать? Дети предлагают свои варианты. Очевидно, что среди них будет предложение построить мост. После непродолжительных поисков воспитатель приносит мост, но он оказывается короче, чем надо, и не достает до противоположного берега. «Так машина упадет в воду», - говорят дети. Значит, нужен другой мост, подлиннее. Воспитатель приносит второй мост, который явно длиннее первого. Выкладывает оба моста перед детьми и предлагает выбрать подходящий. При такой ситуации дети, конечно, обратят внимание на длину мостов и выберут тот, что длиннее, чтобы машина смогла переехать на другой берег. Закончив игру и похвалив детей за то, что они помогали шоферу переехать через реку, воспитатель подводит итог занятия. Вот здесь можно взять оба моста, расположить их рядом, выровняв концы с одной стороны (обратить внимание детей на это, и еще раз подытожить: один мост короче, другой длиннее. Говоря это, воспитатель проводит указкой по длине мостов, помогает увидеть их протяженность.

Для сравнения сначала используют предметы, контрастные по размеру. На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравнивают однородные предметы: большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный – маленький.

Сначала для сравнения даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины: это могут быть две ленты одного цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного и того же материала, но разные по длине; при этом одна лента должна быть намного длиннее (короче) другой – это поможет ребенку выяснить признак длины.

Упражняя детей в сравнении предметов по величине, необходимо жестом показывать им, что является длиной, шириной, высотой того или иного предмета. Например, сравнивая длину двух лент, воспитатель проводит рукой вдоль каждой из них (слева направо) и поясняет: «Эта лента длинная, а эта короткая». Затем он предлагает ребенку провести пальцем (ладошкой) вдоль всей ленты (от одного ее края до другого). При сравнении предметов по высоте воспитатель проводит рукой по предмету снизу вверх – от основания до верхнего края; при сравнении по величине в целом он круговым движением руки обводит сначала один, затем другой предмет.

После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов контрастных по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они начинают сравнивать предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используются приемы наложения или приложения. Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используются предметы разного цвета. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами: сравнивая длину предметов путем приложения, следует класть их рядом так, чтобы их края с одной стороны совпадали. Пользуясь приемом наложения, нужно совмещать все края предметов, кроме одного. Воспитатель объясняет: эта лента длинная, так как один ее конец выступает. Он учит детей обозначать выделенный признак словом, называть оба сравниваемых предмета. (Эта лента длинная, а эта – короткая). Воспитатель создает игровые ситуации, чтобы вызвать интерес к данным упражнениям. Например, мишкам завязывают шарфы, куклам – банты. Один шарф (бант) завязался, а другой – нет. Почему? Приложив один шарф (бант) к другому, воспитатель показывает, что один из них короче другого. В другой игровой ситуации требуется выяснить, по какому мосту паровоз проехал (по широкому, а по какому не проехал (по узкому); в какие ворота машина въехала, а в какие не смогла въехать и почему. Можно также предлагать детям игровые задания типа «Чей домик высокий (низкий?», «Чей шарфик (пояс) широкий (узкий?» и т. д.

Когда дети познакомятся со способами сравнения предметов разных размеров и научатся выделять соответствующие признаки, проводится дидактическая игра «Поручение». Детей рассаживают полукругом. Поручения дает воспитатель (например, от лица куклы, а малыши показывают или приносят предмет, который он назовет, например, длинный карандаш, высокую елочку, широкую ленту (выбор из двух предметов).

Во второй младшей группе проводится значительно больше дидактических игр и упражнений, основанных на самостоятельных действиях детей с предметами разных размеров: «Спрячем шарики в ладошках», «Соберем из колец большие и маленькие башенки», «Вылепим столбики», «Попробуем собрать матрешку», «Найдем большой и маленький», «Магазин игрушек» и др. В таких играх и упражнениях зрительно-тактильное восприятие закрепляется словами, обозначающими величину предметов: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий.

Научив детей сравнивать предметы контрастных размеров, воспитатель, используя способ приложения, знакомит их с равенством по длине (ширине, высоте) и учит пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, одинаковые (равные) по ширине, одинаковые (равные) по высоте. С этой целью можно использовать парные игры и упражнения, например «Найди ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)» и т. д.

Публикации по теме:

Многофункциональные диски Многофункциональные диски. Цель: Ознакомление с окружающим миром. Закрепление обобщающих понятий, классификация предметов. Развитие мышления,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Ознакомление младших дошкольников с величиной предметов
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 14:51
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Мастер-класс от детей средней группы «Петя, Петя, Петушок»
Здравствуйте мои дорогие, сердцу милые и такие родные! Рада всех гостей встречать, значит буду Вас всех привечать. Представлю Вам сегодня мастер-класс,...