МААМ-картинки

Пальчиковая гимнастика с элементами других технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (с нарушением интеллекта)

Татьяна Березина
Пальчиковая гимнастика с элементами других технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (с нарушением интеллекта)

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДО. Деятельность нашего ДОУ имеет свою специфику. Весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, от этого зависит выбор и эффективное использование соответствующих педагогических технологий. Самыми действенными в работе данного контингента детей являются здоровьесберегающие технологии, а в частности применение пальчиковой гимнастики с элементами других инновационных технологий. Пальчиковая гимнастика - это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста, дающая положительную динамику в работе с детьми с ОВЗ нарушением интеллекта).

Публикация «Пальчиковая гимнастика с элементами других технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (с нарушением интеллекта)» размещена в разделах

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. В 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Он высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек. Многие из этих игр не устарели и естественно воспринимаются детьми, в особенности детьми с ОВЗ. Игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает чувство самообладания.

Пальчиковая гимнастика представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Задача педагога посредством пальчиковой гимнастики сбалансировать все процессы, происходящие в коре головного мозга, в самом мозгу и в целом организме. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии дошкольника с ОВЗ :

- способствует обучению детей эмоционально-тактильным, невербальным и вербальным способам взаимодействия со взрослым и сверстником;

- развивает подражание движениям и действиям взрослого, интерес к совместной деятельности с педагогом;

- развивает координацию движений пальцев и рук, осязательные ощущения;

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение;

- способствует развитию пространственного мышления;

- снимает тревожность.

Пальчиковые гимнастики реализуются через все образовательные области. Их можно проводить в подгруппах и коллективно, постепенно расширяя способы позитивного взаимодействия со сверстниками и индивидуально с каждым ребенком. Хороводные игры с использованием пальчиковой гимнастики развивают эмоциональную отзывчивость, сопереживание через постановку игровой задачи (ситуации, обеспечивая социально-коммуникативное развитие детей. Пальчиковые гимнастики помогают формировать первичные представления о себе и других людях, о частях своего тела и лица, о предметах быта и др., способствуя познавательному развитию дошкольников. В процессе выполнения ритмичных пальчиковых гимнастик осуществляется речевое развитие ребенка. Дети приобретают опыт в двигательной сфере, решая задачи физического развития, через организацию пальчиковых игр, предусматривающих умение взаимодействовать со сверстником в паре, в кругу, в шеренге. Использование при выполнении пальчиковых игр и гимнастик ярких, красивых, приятных на ощупь игрушек, предметов-тренажеров способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это традиционная форма ее проведения. А новым является проведение пальчиковой гимнастики с использованием элементов других инновационных технологий : массаж или самомассаж рук и пальцев, кинезиологические упражнения, песочная терапия и театр на руке, способствующих развитию детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Для массажа можно использовать разные порой необычные предметы: губка для мытья, травка для декораций, массажные мячики, кольца, шишки и др. Можно прокатывать предмет для массажа между ладошками, катать по каждому пальчику. При самомассаже можно выполнять разные движения: хлопки; сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов; перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш); постукивание кончиками пальцев по столу; перекатывание по поверхности стола мелких предметов двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, бусинку, зернышко). Совместное выполнение: самомассаж и пальчиковая гимнастика – получается веселая и полезная игра для ладошек и для пальчиков! Применение самодельных пособий из материалов разной фактуры, таких как «Дорожка», «Пианино», способствует развитию тактильного восприятия. Так в игре «Дорожка» дети одновременно действуют («шагают») указательным и средним пальцами (затем средним и безымянным, произносят слова: «Я веселый человечек, я шагаю и пою» и получают разные тактильные ощущения. Можно предложить «погулять» пальчиками по «полянке», используя травку для декора сопровождая движения со словами: «- На полянке целый день скакали зайки (передвигают кончиками пальцев). Долго зайчики скакали (круговые движения пальцами). Напрыгались. Устали (ладошки проводят по «травке»)».

Выполнение пальчиковой гимнастики требует от детей четкого выполнения движений, а в сочетании гимнастики с кинезиологическим упражнением развиваются навыки самоконтроля. Дошкольники с ОВЗ испытывают затруднения в смене позиций кистей рук. Поддержанию интереса и внимания способствует игровая ситуация и ритмичный веселый текст гимнастики. Например, игра «Зимняя прогулка» в которой меняются позиции ладоней «Лыжи, санки и коньки мчатся на перегонки» («Санки» - обе ладони положить на стол вплотную друг к другу, совершать синхронные движения вперед – назад; «Лыжи» - обе ладони скользят вперед – назад по столу в противофазе; «Коньки» - скользить ребрами ладоней вперед – назад по столу в противофазе., становится для ребят увлекательной. С удовольствием дети и посоревнуются друг с другом в игре «Три богатыря» (Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10.)

Не все дети с нарушением в развитии охотно будут выполнять пальчиковую игру. Как правило, им необходимо стимулирование, мотивирование к действию. Это может быть игрушка, которой ребенок захочет показать гимнастику или же игра с каким-то необычным для ребенка материалом. Например, с песком. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом, поэтому ребенок может заниматься с ним дольше всех других занятий. Это и отличная обучающая среда и поле для взаимодействия. Осуществляя познавательно-речевое развитие, педагог смело может включать в песочную терапию пальчиковую гимнастику. Это поможет снять напряжение с рук, сделает пальчики более активными, будет способствовать пробуждению речевой активности. Например, игра «Куколка» :

Наша куколка гуляла (по песку «шагают» средний и указательный пальцы)

И играла и плясала. («шагают» безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала! («шагают» мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (рука прячется в песок).

В следующий раз место песка можно взять какую-нибудь крупу: манную, гречневую, пшено и др. Это позволит детям почувствовать разный материал и лучше запомнить слова стихотворного текста.

Из опыта работы с дошкольниками с ОВЗ нарушением интеллекта) было замечено, что дети охотнее обучаются при создании игровой ситуации, в условиях театрализованной деятельности. Они любят общаться с персонажами героями сказок, что способствует развитию диалогической речи. Хорошо сочетать пальчиковую гимнастику с элементами сказкотерапии. Этому будет способствовать использование при выполнении пальчиковой гимнастики перчаток, пальчиковых шапочек-масок, колечек, резинок и, конечно пальчикового театра. Нарядите пальчики в шапочки или перчатки с изображением персонажей пальчиковой гимнастики («Семья», «Сидит белка на тележке» и др.) и вы увидите, как повысится у детей интерес и желание взаимодействовать! При складывании пальцев рук определенным образом можно получить изображения разных животных – зайчика, гуся, собачки и др. Если показывать эти изображения на стене, получится не менее увлекательный теневой театр.

Применяя в работе пальчиковые гимнастики, необходимо помнить о правилах их выполнения:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. (Создание игровой ситуации)

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

11. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

13. Пальчиковая гимнастика должна использоваться во всех видах образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с ребенком.

Публикации по теме:

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Презентация «Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» 2 слайд В наше время гимнастика пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное.

Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ» В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста» Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель: Попова Н. О. МАДОУ «Детский сад Колобок».

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой,.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ Дети, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальная недостаточность,.

Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика с элементами других технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (с нарушением интеллекта)
Опубликовано: 21 июля 2018 в 10:22
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД