Лучший педагог года

Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада

Кристина Юзчишина
Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Публикация «Парциальная программа С, Н, Николаева „Юный эколог“, Система работы в старшей группе детского сада» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, бережно обращаться с вещами.

Формы и методы работы с детьми 5-6 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети 5-6 лет уже имеют элементарные сведения о природе, владеют первоначальными навыками ухода за живыми существами. На данном этапе воспитатель начинает формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.

В старшей группе на протяжении всего учебного года в ходе работы с дошкольниками систематически используются произведения В. Бьянки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относится ко всему живому.

Значительное место в методике работы с дошкольниками отведено творческой деятельности: рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бьянки, изготовление самодельных книг, организации выстовок. Наглядная продукция создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих - это предметные результаты их личностного роста. И важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности детей, а также их общего интеллектуального развития.

Работа по данной методике требует от воспитателя вдумчивости и творческого отношения к предлагаемому материалу. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного «передвинуть» его во времени, то есть приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и индивидуальным особенностям развития детей.

Комплексно-тематическое планирование

Период Тема Цель

СЕНТЯБРЬ

Первая неделя Комплектование группы, диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей

Вторая неделя Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки

Третья неделя Наблюдение за цветущими травянистыми растениями на участке детского сада Определение уровня экологической воспитанности детей.

Расширение представлений о цветущих растениях, их строении и особенностях жизни в осенний период.

Четвертая неделя Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.

ОКТЯБРЬ

Первая неделя Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе» Расширение и уточнение представлений об овощах и фруктах.

Вторая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре, развитие наблюдательности.

Третья неделя Занятие «Для чего животным хвосты?» Развитие понимания функций частей тела животных, их приспособительное значение

Четвертая неделя Занятие «Корова и коза – домашние животные» Формирование обобщенных представлений о домашних животных.

НОЯБРЬ

Первая неделя Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушки. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.

Вторая неделя Занятие «Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме» Расширение представлений о жизни лесных животных, их приспособленности к условиям зимы

Третья неделя Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…». Уточнение и расширение представлений о зимних явлениях природы. Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.

Четвертая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в ноябре, развитие наблюдательности.

ДЕКАБРЬ

Первая неделя Чтение сказки С. Михалкова «Елочка». Развитие эмоционального отклика и бережного отношения к елке.

Вторая неделя Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился». Расширение представления о поведении медведя.

Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в декабре, развитие наблюдательности.

Четвертая неделя Занятие «Как лесные звери – белка, медведь, лиса – проводят зиму в лесу». Формирование представлений о приспособленности лесных зверей к жизни в зимнее время.

ЯНВАРЬ

Первая неделя Наблюдение за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояний.

Вторая неделя Продолжение наблюдений за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояний.

Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в январе, развитие наблюдательности.

Четвертая неделя Занятие «Что за зверь» Развитие воображения и умения слушать чтение познавательного материала.

ФЕВРАЛЬ

Первая неделя «Огород» на окне, цикл наблюдений за прорастающим луком Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.

Вторая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в феврале, развитие наблюдательности.

Третья неделя Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» Уточнение представлений о зимних явлениях природы.

Четвертая неделя Комплексное занятие «Прошла зима холодная» Уточнение представлений о зиме

МАРТ

Первая неделя Занятие «Наши четвероногие друзья» Формирование представлений о собаках, как домашних животных и умных помощниках человека.

Вторая неделя Последнее наблюдение за луком и его зарисовка Рассматривание и обсуждение календаря, осмысливание процесса роста лука.

Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в марте, развитие наблюдательности.

Четвертая неделя Занятие «Сравним кошку с собакой» Уточнение представлений о кошке как домашнем животным.

АПРЕЛЬ

Первая неделя Занятие «Весна в жизни лесных животных» Уточнение и расширение представлений о жизни лесных животных.

Вторая неделя Занятие «Люблю березу русскую» Развитие эмоционального восприятия красоты весенней природы.

Третья неделя Комплексное занятие «Береги деревянные предметы» Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева и бережном обращении с ними.

Четвертая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в апреле, развитие наблюдательности.

МАЙ

Первая неделя Цикл наблюдений за одуванчиками Расширение представлений о весенних первоцветах.

Вторая неделя Продолжение наблюдения за одуванчиками. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.

Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в мае, развитие наблюдательности.

Четвертая неделя Диагностика Определение уровня экологической воспитанности в конце года.

Публикации по теме:

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе Перспективный план кружка «Юный эколог» на 2015-2016 гг. (старшая группа).

Доклад «Опыт работы по реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Взаимодействие.

Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе «Юный эколог спешит на помощь» Тема: «Юный эколог спешит на помощь». Цель: показать знания детей о природе, умение применять знания на практике, в проблемной ситуации.

Опыт работы по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» Глебова Яна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,.

Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог»Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» в старшей группе по теме.

«Юный эколог». План кружковой работы Актуальность: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог» .

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумомСистема работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом. Подготовила.

Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада (педагогический опыт) В этой статье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 21:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД