Получи документы

Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников

Елена Николаенко
Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Публикация «Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах

Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др., система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.

В то же время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что образовательный процесс должен происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми; должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; должен предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и др.

Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

1. Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;

2. Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели;

3. Учить устанавливать временные отношения, порядковому и количественному счёту, определять пространственное расположение предметов;

4. Воспитывать у детей любознательность, инициативность.

Обнаруженное противоречие явилось фактором разработки структуры познавательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников посредством использования в непосредственно образовательной деятельности художественной литературы.

Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап - диагностирование детей.

2 этап - разработка и внедрение технологии.

3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.

Система работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы предполагает 2 направления:

1. работа с детьми;

2. работа с родителями.

Работа с детьми.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Работа в создании предметно- развивающей среды была начата с организации центра занимательной математики. Этот центр пополнился материалами отражающими интеграцию с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• математические праздники и досуги.

Основной формой работы с детьми является тематическая непосредственно образовательная деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.

В системе работы используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

Для достижения ожидаемого результата придерживались определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

- Логическая разминка

- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала

- Физминутка, пальчиковая гимнастика

- Закрепление нового материала

- Развивающая игра, рисование, шнуровка

В работе подбирались такие приемы, которые стимулируют интерес к математике:

1. Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей илисказочным сюжетом в начале деятельности.

3. Физкультминутки, которые подходили под тематику. Если деятельностьбыла подвижной, то физкультминутку не проводили или же подбиралиболее спокойные задания, например гимнастику для глаз, артикуляционногоаппарата и др.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Традиционные:

• дидактические игры,

• логические игры,

• решение математических задач

Инновационные:

• моделирование,

• математические сказки.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их прирешении различных жизненных проблем, своим конкретным содержаниемспособствуют формированию более глубоких и ясных представлений очислах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

Сказка проникает и в другие виды математической деятельности детей. Например, используется и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов, К В Н. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей.

Не меньшую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы,загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.

Использование сказочных сюжетов на занятиях, в досугах и играх по формированию математических представлений в условиях педагогического исследования способствовало повышению настроения детей, эмоционального ритма, поисковой деятельности.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, были поставлены цели –

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для реализации целей использовались активные методы и формы работы:

-родительские собрания;

- индивидуальные и общие консультации;

- беседы с детьми и родителями;

-занятия с участием родителей;

-семинары- практикумы;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-организация совместных праздников и досугов;

-оформление фото- монтажей;

-совместное создание предметно – развивающей среды.

Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме. Начинаются собрания с приветствия благодарности за детей, которых доверили воспитывать. Используются психологические игры, например, «будем дружить», которые объединяют всех взрослых. Такие игры снимают психологическое напряжение и помогают родителям совместно обсуждать ситуацию или какой – либо вопрос в течении собрания. К собранию готовится выставка детских работ или фото- стенд, где используются фотографии семейных альбомов, жизни группы.

Таким образом, исследование показало, что математический материал на основе сказочных сюжетов, включенный в содержание плана работы в рамках целостного, систематического процесса, является эффективным средством математического развития детей дошкольного возраста

Библиографический список

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С. 76-81

2. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1.

3. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду. - М. : Академ А, 1997.

4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В. В. Данилова. - М. : Педагогика, 1987.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987.

6. Формирование элементарных математических представлений удошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988.

7. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детейдошкольного возраста посредством использования малых фольклорныхжанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17.

8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М. : Издательский центр Академия, 2004.

Публикации по теме:

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 11:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД