Получи документы

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Лариса Дакшева
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Опыт моей работы «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» направлен на формирование у детей чувства патриотизма, любви к малой и большой Родине, любви к своей истории, к русским народным песням и танцам. Это дает возможность полноценного творческого развития ребенка. Обратиться к истокам поможет фольклор : ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Публикация «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проблемы

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного-декоративного искусства.

Основная идея опыта

В наше современное жёсткое время, наполненное разнообразной техникой, занятостью родителей, дети чаще всего предоставлены телевидению, от которого получают большую информацию, и которое наполнено больше зарубежными монстрами, безвкусицей музыкальной информации. Дети очень мало и редко слышат красивые русские напевы, мало видят русские народные сказки, в которых отражена истинная доброта, красота и широта русской души. В основном на телевидении, в прессе преобладают жестокость, насилие, что сильно ранит детские души, травмирует детскую психику и далеко уводит от доброты, красоты русских традиций, нет у наших детей чувства патриотизма за свою страну, Родину.

Технология опыта

Уровень музыкальной культуры нашего общества – проблема острейшая и трудноразрешимая. В музыкальной жизни народной массы, от которой издревле шло создание и бережно от рода к роду передаваемое фольклорное музыкальное искусство, утеряна потребность к его усвоению, особенно в домашней обстановке, в процессе общения с близкими людьми. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Что-то костенеет в восприятии, зрении, слухе.

Я не зря взяла тему «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста». Являясь руководителем вокального кружка «Веселая мелодия», я часто прибегаю к помощи фольклора. В своей работе я использую различные распевки, например: «Коваль, коваль, подкуй чеботок!»,

«Приди, приди, солнышко», «Гуси-гуси, га-га-га», «Андрей-воробей», «Пойду, пойду, да я молоденька», «Ты моя долина, ты моя долинушка», «Чеботуха, Чеботуха – хорошая баба», «Ах ты Совушка-сова, ты большая голова1», «Пошел кот под мосток, поймал рыбку за хвосток» и другие. Распевание проводится в начале занятий

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков : звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

После распевание, происходит непосредственно разучивание русской народной песни. В репертуар детей старшего возраста я беру такие песни как «Во поле береза стояла», «Блины», «А я по лугу гуляла», «Ах, улица, улица широкая», «Во кузнице», «Пойду ль да выйду ль я», «Я на горку шла», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Дуня – тонкопряха» и другие.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога.

Получить чистоту интонации в пении помогают следующие приемы:

- настройка на первом звуке песни;

- пение мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса);

- исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах;

- разучивание мелодии в замедленном темпе, по частям, по фразам;

- разучивание мелодий с простых, запоминающихся фрагментов, с припева;

- пение небольшими группами и соло.

В свою работу я включила и национально-региональный компонент. Так как мы живем в Мордовии, я знакомлю ребят с мордовскими песнями, такими как «Луганяся келунясь», «Акша лов», «Мокшень крайняй», «Кавто цёрат тикше ледить» и другие. Также для общего ознакомления беру в работу и татарские народные песни, например, «Кубэлэк», «Ай, былбылым», «Идель бит ул» и другие.

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Результативность

Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, я добилась следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.

Моя работа приносит положительные результаты. Дети с удовольствием исполняют русские народные песни не только в детском саду, но и дома, радуя своих родителей. Русские народные песни мы включаем в различные мероприятия, проводимые в детском саду: утренники, праздники, развлечения, различные досуги.

Также мною проведены и опубликованы на международном образовательном портале Maam.ru консультации для родителей «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями», «Зачем нужны праздники в детском саду», «Музыкальные игры в семье». На страницах образовательного портала «Продленка» также опубликованы консультации для родителей «Растим патриотов России», «Русское народное творчество в воспитании ваших детей», «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 16:15
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД