Лучший педагог года

Педагогический потенциал произведений Ф. Шопена в эстетическом воспитании молодежи

Карина Горецкая
Педагогический потенциал произведений Ф. Шопена в эстетическом воспитании молодежи

Образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет «Психолого-педагогический»

студентка Горецкая Карина Шевердиевна_

(ФИО)

форма обучения, курс___заочна, 4 курс_

направление___Педагогика Дошкольное образование

направленность__Педагогика

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Педагогика»

___

Публикация «Педагогический потенциал произведений Ф, Шопена в эстетическом воспитании молодежи» размещена в разделах

на тему: «Педагогический потенциал произведений Ф. Шопена в эстетическом воспитании молодежи.

___

Научный руководитель ___

(ФИО преподавателя)

Оценка ___

(заполняется преподавателем)

Москва, 2020 г.

В рамках этой работы выдвинуто предположение о том, что дидактическая ценность творческого наследия Ф. Шопена как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности: становится возможным качественно новый уровень постижения студентами фортепианного стиля Шопена благодаря усвоению специфики творческого мышления музыканта через раскрытие развитых взаимозависимостей между различными сторонами его творчества.

Методы исследования включают в себя: изучение и анализ научных источников по дидактике, педагогической психологии, теории музыки, теории и методики обучения музыкальному исполнительству; обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта.

Произведения Ф. Шопена в педагогическом репертуаре как необходимое условие профессионального обучения игре на фортепиано

Развитие фортепианной педагогики в первой половине XIX века обусловлено расцветом фортепианного исполнительства, особенно появлением в его русле виртуозного направления, отличительными чертами которого стали яркость, блеск, скорость игры. Несомненно, на развитие виртуозного фортепианного стиля исполнения повлияло значительное развитие инструмента: изменения в конструкции, направленные на увеличение силы и громкости звучания, появление педалей. Намерение исполнителей исследовать и выявить всю полноту возможностей нового инструмента закономерно породило явление фортепианной виртуозности.

Другим значимым фактором, повлиявшим на развитие фортепианного исполнительства, явился расцвет оперного жанра в первой половине XIX в. Значительный интерес публики к образцам оперного искусства предопределил развитие таких жанров фортепианной литературы, как различные вариации, транскрипции и парафразы на темы из популярных опер. В рамках данных жанров также происходило освоение скрытых резервов фортепианного исполнительства.

Методические руководства по фортепианной игре, в свою очередь, были направлены на освоение новых исполнительских результатов. Крупнейшими пианистическими школами первой половины XIX века: венской, английской, парижской рассматривались вопросы обучения игре на фортепиано в свете новых целей и задач, появившихся перед исполнителями и педагогами в связи с развитием фортепианного исполнительства. В числе наиболее значимых методических трудов указанного времени можно назвать следующие: «Фортепианная метода для начинающих»

Выдающийся польский композитор, пианист и педагог Ф. Шопен (1810-1849) предложил методику, разительно отличающуюся от современных ему воззрений. Его намерение изложить свои взгляды на обучение игре на фортепиано в виде методического исследования не осуществилось - до наших дней сохранились только наброски шопеновской школы, которую он намеревался написать незадолго до смерти. Однако эти наброски, несмотря на свой разрозненный и фрагментарный характер, вместе с сохранившимися воспоминаниями многочисленных учеников Шопена, а также его современников, дают нам возможность получить представление о методе Шопена и его взглядах на проблему обучения фортепианной игре.

Главное отличие шопеновского метода от современных ему педагогических воззрений состоит в том, что в его системе на первое место поставлена именно идея произведения, его музыкальный образ, исходя, из которого определяется комплекс выразительных средств, необходимых для его реализации. Таким образом, для Шопена музыкальная выразительность не является непознаваемой сущностью; более того, он полагает необходимым в первую очередь сосредоточить внимание именно на художественном образе сочинения с тем, чтобы максимально эффективно реализовать его, опираясь на выразительные средства, которые определяются данным образом.

В педагогике Шопена вопрос о природе музыкальной выразительности разрешается следующим образом: в силу того, что звук, подобно слову, является выражением человеческой мысли, художественный образ возможно постичь, вникнув в замысел, в скрытый смысл произведения, который выявляется через использованные автором средства выразительности, создающие в комплексе его собственный стиль.

В структуре основополагающих принципов шопеновской педагогики можно выделить два уровня: принципы первого порядка - приоритет творческого начала по отношению к технической стороне исполнения, рациональный подход к занятиям, индивидуальный подход к ученику, развитие у него художественного вкуса; и детерминированные ими технологические принципы - естественного положения руки на клавиатуре, подбора естественной аппликатуры, особой технологии звукоизвлечения, педализации, особой ритмической организации исполнения (tempo rubato, а также рекомендации по репертуару.

Определение художественного образа, основной мысли, замысла произведения было первым шагом к освоению сочинения в шопеновской системе. При этом Шопен неизменно апеллировал к воображению самого ученика, стремился поощрять в нем собственную фантазию и инициативу. Основной закон исполнения, по Шопену - «Играйте так, как вы это чувствуете». Предлагаемый Шопеном подход не только являлся значительно более эффективным в плане поиска выразительных средств и их реализации на инструменте, но и ориентировал учащегося на активный самостоятельный поиск художественного образа, что является важнейшей предпосылкой к его дальнейшей творческой деятельности.

В своих методических набросках, а также в занятиях со своими учениками Шопен уделяет внимание различным сторонам исполнительского комплекса. Его заметки содержат те педагогические принципы, которые он неизменно проводил в жизнь при занятиях со своими учениками. Важной особенностью школы Шопена является тот факт, что по существу она явилась первой подлинно фортепианной методикой. Именно фортепианные средства выразительности, учитывающие особенности его конструкции, находят отражение в шопеновской педагогике. В этом также заключается существенное отличие от современных Шопену руководств фортепианной игры, поскольку в них в значительной мере наследовалась традиция клавирного исполнительства, что предопределяло использование в них приемов и средств, менее соответствующих новому инструменту и, следовательно, менее эффективных в новых условиях, нежели шопеновские установки.

Новаторство педагогических идей Шопена проявляется на различных уровнях его системы. Так, например, большое внимание уделяется Шопеном посадке за инструментом и положению руки на клавиатуре. Положение руки на инструменте, по Шопену, исходит из особенностей фортепианной клавиатуры и анатомического строения человеческой руки. В отличие от других педагогических школ, предлагавших определенную постановку руки, методика Шопена предлагает принцип организации руки на клавиатуре с тем, чтобы обеспечить ее максимально рациональное использование. Позиция Шопена, которую он широко использовал в своей педагогической деятельности, основана на естественном положении длинных пальцев руки на черных (более удаленных) клавишах, а коротких пальцев, соответственно, на белых (которые расположены ближе). В своих методических заметках Шопен рационально обосновывает преимущества такой позиции, а также удобство устройства фортепианной клавиатуры.

Из принципа естественного положения руки логически вытекает принцип подбора соответствующей аппликатуры. В дошедших до нас методических набросках Шопена сохранилось его мнение о том, что каждый палец в силу своей природы обладает теми или иными особенностями и необходимо максимально рационально использовать их, вместо того, чтобы пытаться искусственным путем выровнять их звучание, как предлагалось во многих школах того времени. Шопеновские аппликатурные приемы - подкладывание и перекладывание пальцев, скольжение, беззвучная подмена и особенно использование первого и пятого пальцев на черных клавишах - вызывали негативную реакцию его современников, придерживавшихся аппликатурных принципов, сохранившихся от клавирной эпохи. Тем не менее, время подтвердило эффективность шопеновского аппликатурного принципа в фортепианном исполнительстве. Помимо рассмотренных положений шопеновского метода, новаторский характер имел также педальный принцип Шопена, исходивший из особенностей фортепианной конструкции, принцип ритмической свободы при исполнении (tempo rubato, принцип звукоизвлечения, основанный на мелодизации всех пластов фактуры и др.

В силу того, что в шопеновской системе центральным стержнем является художественный образ, определяющий выразительные средства для его воплощения, все элементы шопеновской педагогической системы неразрывно связаны между собой, в отличие от современного Шопену раздельного подхода к их изучению. Шопеновская педагогика представляет собой «образец целостности методической мысли в ее охвате задач и проблем обучения пианиста».

Произведения Шопена отражают положения его педагогического метода и являются незаменимыми в педагогическом репертуаре. В них находит отражение тот специфически шопеновский пианизм как комплекс фортепианных выразительных средств, который является эталонным для романтического пианизма вообще. Таким образом, изучая произведения Шопена, учащийся-пианист получает представление о пианизме романтического направления в целом, на основании которого в дальнейшем возможно изучение произведений других композиторов-романтиков. Кроме того, творчество Шопена-композитора оказало значительное влияние на целый ряд композиторов последующих лет. Так, влияние шопеновского творчества прослеживается в музыке К. Дебюсси, М. Равеля, в фортепианных миниатюрах А. Лядова, ранних сочинениях А. Скрябина и т. д. Знакомство с особенностями фортепианного стиля Шопена дает пианисту возможность изучать произведения перечисленных композиторов, опираясь на понимание традиций романтического пианизма и их влияния на создаваемые композиторами последующих лет фортепианные сочинения.

Произведения Шопена отличает яркость и разнообразие музыкальных образов, которые предполагают эмоциональный отклик исполнителя. Выше уже упоминалось педагогическое кредо Шопена - «Играйте так, как вы это чувствуете». Фортепианный стиль Шопена, в свою очередь, требует эмоциональной гибкости, развитого воображения, творческого мышления от интерпретатора. Однако и материал этих произведений дает богатую почву для творческих поисков. Кроме того, в этих сочинениях реализуются и рассмотренные выше педагогические принципы : организация руки на клавиатуре, аппликатурные приемы и т. д. Таким образом, произведения Шопена создают оптимальную среду для реализации его педагогических установок. Особенно важно то, что изучение сочинений Шопена развивает эмоциональную гибкость исполнителя, что приобретает исключительную ценность в свете того факта, что в современном исполнительском искусстве наблюдается существенное преобладание рационального начала. Многие видные фортепианные исполнители и педагоги отмечают значительное усиление тенденций интеллектуального исполнительства в ущерб эмоциональной стороне исполняемых сочинений. Разностороннее развитие учащегося имеет особое значение в профессиональном обучении музыке; изучение произведений Шопена, таким образом, развивая эмоциональную сферу учащегося, способствует формированию всесторонне развитого музыканта-профессионала.

Использование шопеновских методических установок и включение его произведений в репертуар учащегося позволяет значительно повысить эффективность обучения фортепианной игре. Педагогические принципы Шопена предполагают изучение основных закономерностей музыкального образа, его влияния на музыкальный язык и выразительные средства исполнения. Такой подход позволяет учащемуся переходить от репродуктивной деятельности к самостоятельной, а затем и к творческой, поскольку в процессе его использования формируется базовая модель для работы с любым произведением, работая с которой, учащийся уясняет для себя принципы взаимодействия художественной идеи сочинения и выразительных средств, а также технологии их реализации. Произведения Шопена являются превосходным педагогическим репертуаром, способствуя развитию целого комплекса качеств, необходимых профессиональному музыканту. Осваивая логику внутренних взаимосвязей комплекса выразительных средств, учащийся подводится к пониманию музыкального произведения, что является важнейшей предпосылкой его грамотной интерпретации. Шопеновские педагогические принципы и сочинения Шопена, направляя учащегося по этому пути и охватывая различные стороны исполнительского искусства, сохраняют свое значение и в наши дни. По словам В. А. Николаева, «к шопеновскому методу можно применить определение, относимое к эффективным методам современной педагогики, - это система целенаправленного индивидуального воспитания». Произведения Шопена, в свою очередь, являются необходимым компонентом педагогического репертуара для профессионального обучения пианиста.

Искусство Ф. Шопена является одним из самых ярких в XIX веке. В нем блистательно претворились элементы всех важнейших стилевых направлений, которые присутствовали в первой половине XIX века. Исполнительскому искусству Шопена свойственно то, что являлось основой его композиторского творчества: романтическое отношение к действительности, высокая правда чувств и организованность мышления. Одухотворенность была присуща и всему его облику исполнителя, недаром его называли «поэтом фортепиано». Духовность была основой исполнительского облика Шопена, что признавалось всеми его современниками, но в то же время их удивляла смелая система его технического воплощения музыкальных произведений. Несмотря на то, что в техническом отношении музыка Шопена считалась очень сложной, никто никогда не отрицал в его творчестве вдохновенного лиризма со всей его гаммой чувств: светлой грусти, нежности, утонченности. Недаром Боткин говорил: «Явился Шопен – и несчастное фортепиано, которое под прозаическим влиянием целого ряда искусников чуть не унизилось до степени 79 какой-то музыкальной трещетки, вдруг от прикосновения его необыкновенного художнического таланта одушевилось дыханием поэзии». Раскрытию лирического дарования Шопена помогал его удивительный звук и тонкое применение педали. Однако, в его творчестве проявлялась и целая палитра трагических, драматических и героических образов, ярко воплощенных в его балладах, этюдах, полонезах. Следует отметить, что Шопен обижался, когда его считали «чистым лириком», поэтому переосмысление его творчества в первой половине ХХ века, привнесение в традиции исполнительства Шопена трагедийных и драматических моментов, отвечает внутреннему отношению композитора к своим произведениям. Рассмотрим же педагогический облик Ф. Шопена, его взгляды на воспитание молодых музыкантов. Современники Шопена считали, что он был глубоко мыслящим фортепианным педагогом. Его взгляды отличались от взглядов, которые бытовали в то время в музыкальной педагогике. Он отдавал предпочтение не технической отделке произведения, а вдумчивой работе над звуком, фразировкой, внутренним содержанием музыки. Шопен внес много нового в фортепианную педагогическую мысль. Его деятельность привела к поискам нового в методах преподавания этого инструмента. Только перечисление его учеников показывает значимость его педагогических взглядов (К. Дюбуа, М. Чарторысская, Ж. Матиас, Ф. Штрейер и мн. др.). Воспоминания его учеников и сохранившиеся материалы позволяют представить основные направления его педагогической деятельности. В своей работе с учениками он всегда давал очень точные и конкретные замечания практического характера. При всей поэтичности, интеллектуальному началу в фортепианной игре он придавал большое значение. Его меткие замечания всегда имели отношение к расширению ассоциативного поля учеников, вариантной множественности истолкований музыкального произведения и, отсюда, огромному количеству возможных интерпретаций произведения. Особое отношение было у Шопена к аппликатуре, так, например, он признавал перекрещивание пальцев, что в то время считалось уже недопустимым. Он считал, что 4 и 5 пальцы могут играть на черных клавишах, как и все остальные и предлагал начинать обучение с постановки 1-5 пальцы на белых клавишах, а остальные – на черных, так называемая «формула Шопена». И еще одно важное замечание, Шопен начинал обучение игре на фортепиано со штриха staccato, очень легко, гибким кистевым движением. Он стремился прививать интонационную культур своим ученикам и считал эту задачу приоритетной. 80 Взгляды Шопена резко отличались от общепринятых в то время и по поводу «уравнивания» пальцев, признавая использование рациональной аппликатуры и индивидуализацию каждого пальца в процессе упражнений. Гибкость всех пальцевых и кистевых сочленений он считал самым важным в фортепианной постановке, что приводило к ловкости руки и, соответственно, к качественному исполнению. Шопеновское легато было очень разнообразным. В его авторских ремарках встречаются: legato, росо legato, molto legato, legatissimo. Упражнения, которые он предлагал своим ученикам, развивали в них основы пианистического искусства. На тренировочном материале он добивался от них гибкости рук, четкости туше, певучести звука, применению различных динамических градаций и т. д. Педагогическая система Шопена являлась новаторской для XIX века и отражала позиции композитора, по отношению к музыкальному произведению. Художественная идея превалировала в его творчестве, а техническая сторона выступала всего лишь как средство достижения цели, раскрытия идеи. Шопеновская педагогическая система стала, таким образом, первой подлинно фортепианной методикой, которая была более эффективной по сравнению с существовавшими в то время руководствами по игре на фортепиано. Внимательный взгляд на исполнительскую и педагогическую деятельность Ф. Шопена показывает, что между этими двумя направлениями его творчества существует прямая зависимость. Исполнительская деятельность обусловливает его педагогические взгляды, которые, в свою очередь, опираются на его исполнительство и композиторское творчество. В композиторском творчестве Шопена (принадлежавшем романтической эпохе) ассимилированы музыкальные традиции классики ярко проявляющиеся черты романтического направления в искусстве. Все это сцементировано индивидуальной творческой манерой автора, что оказало значительное влияние как на современников Ф. Шопена, так и на композиторов последующих поколений. Вот уже более 170 лет творчество Шопена служит пианизму, нет ни одного студента-музыканта, который бы не знакомился с эпохой романтизма через музыку Шопена. В процессе интерпретации произведений Ф. Шопена обучающиеся овладевают романтическим стилем исполнения, техникой рубато, качественным звукоизвлечением. Возможность развить такие пианистические навыки, позволяет сделать вывод, что произведения Шопена и их интерпретация могут служить образовательной моделью при изучении романтической эпохи фортепианного исполнительства. Педагогические же взгляды Ф. Шопена во многом опередили свою эпоху, т. к. смогла преодолеть пороки виртуозного стиля исполнения, обеспечить понимание приоритетов 81 художественного образа перед «голой техникой» и предвосхитить развитие фортепианного исполнительства в конце XIX и начале ХХ века. Итак, мы рассмотрели основные черты творчества и исполнительства Ф. Шопена, которые оказали влияние на его педагогические принципы. Анализ взглядов Шопена на обучение игре на фортепиано позволил констатировать, что педагогическая система Шопена во многом опередила свое время и оказала влияние на последующее развитие мирового фортепианного исполнительства.

Для современной ситуации в музыкальной педагогике, в частности, в фортепианной педагогике, педагогические принципы Шопена остаются не менее актуальными, чем в середине XIX в. Наряду с развитием виртуозного мастерства исполнителей и большим вниманием к развитию технического комплекса учащихся наблюдается снижение реализации художественно-образного потенциала исполняемых произведений. Остаются значимыми вопросы развития активности и самостоятельности мышления учащихся, связанных с усилением развивающего эффекта обучения. Г. М. Цыпин, исследуя основные принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике, отметил, что «наиболее перспективным в воспитании творческой инициативы и самостоятельности учащегося является вступление его на путь собственной, не регламентированной извне интерпретации музыки. Тем самым происходит всестороннее, интенсивное упражнение и его способности самостоятельно мыслить, и его умения самостоятельно действовать».

Список литературы

1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства. / А. Д. Алексеев - М. : Музыка, 1988. -415 с.

2. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности. /Л. Л. Бочкарёв - М. : Издательство Института психологии РАН, 1997. -352с.

3. Бэлза, И. Ф. Шопен. /И. Ф. Бэлза - М. : Наука, 1968. -379 с.

4. Гаккель, Л. Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю/Л. Е. Гаккель - Л. : Советский композитор, 1988. -168 с.

5. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением. /Л. С. Гинзбург - М. : Музыка, 1981. -143 с.

6. Гринштейн, С. Н. Очерки по истории фортепианной педагогики. / С. Н. Гринштейн - СПб. : ИЩИ, 1996.- 151 с.

7. Гофман, И. Фортепианная, игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. /И. Гофман - М: Музгиз, 1961. -224 с.

8. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З. И. Калмыкова - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.

9. Мильштейн, Я. Советы Шопена пианистам. / Я. Мильштейн - М. : Музыка, 1967. -289с.

10. Николаев, В. А. Шопен - педагог. /В. А. Николаев - М. : Музыка, 1980. -290с.

11. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано. / Г. М. Цыпин - М. : Просвещение, 1984. -245с.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Сценарий мероприятия «Акция добра «Помоги бездомным животным» во Дворце творчества детей и молодежиСценарий мероприятия «Акция добра «Помоги бездомным животным» во Дворце творчества детей и молодежи Акция "ПОМОГИ БЕЗДОМНЫМ ЖИВОТНЫМ" Цель: Способствовать формированию бережного отношения к домашним животным и развития в детях гуманного.

Фоторепортаж о Дне молодежи в Белгороде. I частьФоторепортаж о Дне молодежи в Белгороде. I часть Да, конечно, дошкольный образовательный портал МААМ - это потенциальная площадка для всевозможных публикаций и материалов в основном по.

Фоторепортаж о Дне Молодежи в Белгороде — IV частьФоторепортаж о Дне Молодежи в Белгороде — IV часть Веселая и зажигательная концертная программа во знаменовании Дня Молодежи в Белгороде, плавно уже подходила к своему финалу - выступлению.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Сценарий линейки для дошкольников «День знаний» в Дворце творчества детей и молодежиСценарий линейки для дошкольников «День знаний» в Дворце творчества детей и молодежи Сценарий линейки "День Знаний". Фанфары Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! День необычный.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Формирование негативного отношения подростков и молодежи к наркотикам. Вечер протеста в ДК «Будущее в твоих руках» Вечер-протеста «Будущее в твоих руках» Сценарий тематического вечера-протеста, направленного на формирование негативного отношения молодежи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический потенциал произведений Ф. Шопена в эстетическом воспитании молодежи
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 10:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД