Получи документы

Педагогический проект «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»

Татьяна Алексеева
Педагогический проект «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»

Актуальность:

Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность».

Публикация «Педагогический проект „Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ“» размещена в разделах

Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания».

К великому сожалению, наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому формирование у дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким сверстникам является одной из главных задач воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности.

Таким образом, формирование терпимого отношения у дошкольников к ровесникам с ОВЗ затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей.

Объект:

Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для формирования толерантного отношения у дошкольников к детям с ОВЗ.

Предмет:

Координация деятельности специалистов и педагогов ДОУ, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами работы по формированию толерантности у дошкольников. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками, с самим собой.

Цель проекта :

Разработка системы формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, направленной на обеспечение условий для социализации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.

Задачи:

Во-первых, необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Во-вторых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

В-третьих, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.

В-четвертых, ребенок должен научиться выдержке и терпению.

В-пятых, большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия.

В-шестых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

В-седьмых, необходимо повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.

Ожидаемые результаты:

формирования у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба.

Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники.

Планируемая работа во многом опирается на сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планируется предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1. Подготовительный этап:

- Мониторинг.

- Разработка плана работы по формированию у дошкольников толерантного поведения к сверстникам с ОВЗ.

- Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.

- Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам инклюзивного образования.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

2. Основной: деятельностный.

Что же должен делать педагог, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ?

- должен вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

- организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя дошкольников для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

- повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников с ОВЗ, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

- использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

Все сказанное ранее дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования у дошкольников проявлений терпимости к сверстникам с ОВЗ. Основной акцент нужно сделать на проведение непосредственно организованной деятельности с детьми. Но при этом имеются в виду как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная деятельность дошкольников.

Задачи проекта обусловили выбор тематики непосредственно образовательной деятельности дошкольников и разработку технологии проведения.

Выделены следующие циклы непосредственно организованной деятельности (НОД) :

- «Я и окружающие меня люди»

- «Руководство-подчинение-равенство»

- «Дружелюбие-враждебность»

- «Выдержка-невыдержанность»

- «Терпение-нетерпение»

- «Симпатия-антипатия»

- «Содействие-сорадость» (отношение к животным)

- «Содействие-сорадость» (отношение к природе)

- «Содействие-сорадость» (отношение к людям)

- «Принятие-непринятие»

По каждой теме предусматривается по 3-4 НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание НОД направлено на формирование у дошкольников представлений о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений; на развитие выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека, т. е. тех личностных качеств, которые составляют основу терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, и создают условия для развития гуманной личности ребёнка.

Цикл «Я и окружающие меня люди» формирует у ребёнка представление о ценности каждого человека.

Цикл «Руководство-подчинение-равенство» формирует у дошкольника представление о позиционности взаимодействия.

Циклы «Выдержка-невыдержанность», «Терпение-нетерпение» развивают основы психологической толерантности во взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.

Цикл «Симпатия-антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.

Центральный цикл НОД «Содействие–сорадость» посвящен собственно эмпатии, которая выступает в трёх формах : сопереживание, сочувствие, содействие. Важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному «действию-содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».

Последний цикл «Принятие-непринятие» является самым сложным для усвоения дошкольниками. Он учит детей тому, что даже в отрицательных героях присутствуют положительные черты, что нельзя судить о человеке только по внешним данным, ведь даже болотная лягушка может оказаться прекрасной царевной, ломает стереотипы в восприятии других людей.

Каждый цикл включает в себя три блока:

I. Формирование представлений о том или ином личностном качестве с использованием сказок, рассказов, картинок, масок, стихотворений, схематических поз, опыта детей.

II. Закрепление таких представлений с помощью ассоциаций, т. е. актуализация ощущений того, что в принципе ощутить нельзя (Какого цвета терпение? Как оно звучит? Как пахнет? Какое на ощупь)

выражение в творчестве – в рисовании, лепке, аппликации или другой абстрактной форме.

III. Эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении через моделирование ситуаций. В ряде случаев особое внимание уделяется умению выходить из конфликтных ситуаций, взаимодействовать на равных, оказывать действенную помощь ровесникам

При проведении НОД следует придерживаться следующих принципов:

1. Принцип контраста (разные позиции взаимодействия, но в выгодном свете представить позитивные позиции);

2. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности (опора на личный опыт, на сенсорном уровне, на эмоциональном, на поведенческом);

3. Принцип опосредования (прежде чем перейти к реальным переживаниям, ребенок сначала переживает через анализ сказок, рассказов, стихотворений, картинок, символов);

4. Принцип моделирования жизненных ситуаций (разыгрывание ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием, но в случае агрессивного исхода детям предлагается поступить иначе).

3. Заключительный: аналитический

• Эффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде, социуме.

• Анализ эффективности системы формирования толерантного поведения дошкольников к детям с ОВЗ

• Оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

• Оценка степени социализации детей в обществе.

• Изменение отношения социума к «особенным» детям.

Формирование у детей дошкольного возраста терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ будет в том случае успешным, если педагог обладает этим качеством. В противном случае он может проводить с детьми специальные занятия по развитию терпимости, но эффективность его деятельности будет ниже, чем у педагога, который сам способен демонстрировать образцы терпимости и гибкости поведения.

Публикации по теме:

Развитие толерантности дошкольников в процессе ознакомления с правами человека Одной из главных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные.

16 ноября — День толерантности16 ноября — День толерантности Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность Основой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 14:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД