Лучший педагог года

Педагогический проект «Математика — это интересно» (7 фото)

Галина Орлова
Педагогический проект «Математика — это интересно»

Автор проекта: Орлова Галина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары Чувашской Республики.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная его общего психологического развития, подготовки к школе и новой будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. ”Ядром” умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Публикация «Педагогический проект „Математика — это интересно“» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков конструкций.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов для развития умственных способностей. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительных умений, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки детского мышления к усвоению математики.

Использование логических блоков и карточек, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина, позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции ''не'', ''и'', ''или''. Более того используя блоки, можно закладывать в сознании малышей - начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Итак, такие виды символической деятельности, как замещение, кодирование, схематизация, моделирование, освоенные сегодня, помогают завтра бесстрашно ''окунуться'' в сложный математический язык.

Я работаю по проблеме ”Формирование умственных способностей с использованием дидактических игр” В своей работе решила использовать более современные, универсальные и уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, логические геометрические фигуры, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, помогая развивать у них логико-математические представления и умения.

Для работы по данной проблеме в нашем детском саду имеются необходимые условия. В методическом кабинете имеется методическая литература по формированию умственных способностей, иллюстрационный материал для работы по проблеме.

Опрос родителей показал их заинтересованность в развитии умственных способностей детей.

Педагогический проект «Математика — это интересно»
Фото «Математика — это интересно»
Педагогический проект - фото

ПРОБЛЕМА

Формирование умственных способностей с использованием дидактических игр.

Цель проекта

Развитие у дошкольников логико-математических представлений и умений посредством дидактических игр.

Задачи проекта

1. Формирование умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать группу предметов, кодировать и декодировать информацию о признаках предметов.

2. Развитие умений решать простые логические задачи.

3. Воспитание у детей культуры мышления.

4. Повысить интерес родителей к проблеме умственного развития детей.

5. Обогатить предметно-развивающую среду.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Совершенствование у детей умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, кодировать и декодировать информацию об их свойствах.

2. Развитие у детей умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по двум, трем свойствам, решать простые логические задачи.

3. Обогащение развивающей среды, оформление уголка “Юный математик”.

4. Повышение интереса родителей к умственному развитию детей.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта

Долгосрочный

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Программно-методическое обеспечение

“Программа воспитания ребенка-дошкольника “ под руководством О. В. Драгуновой, Чебоксары, Чув. книж. издательство,1995г.

Методическая литература:

- М. Фидлер ”Математика уже в детском саду ” .М. ” Просвещение”,1981г.

- “Логика и математика для дошкольников”, Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы “Детство”) Санкт-Петербург. ”Акцидент” 2000г.

- “Математика - это интересно” З. А. Михайлова, И Н. Чеплашкина, Санкт-Петербург, ”Детство-Пресс”,2006г.

Методические пособия:

- “Давайте поиграем” Математические игры для детей 5-6лет, (Под ред. А. А. Столяра, М. “Просвещение”,1991г.).

- “Логика. Математика. Конструирование и ИЗО”: Сборник практических материалов для ДОУ к программе “Развитие”.

Материальное обеспечение

Дидактические материалы:

- “абстрактный”: блоки Дьенеша, кодовые знаки, логические фигуры, материал для фланелеграфа: логические геометрические фигуры, кодовые знаки;

- “жизненный”: наборы изображений насекомых (бабочек, жуков, листьев деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов, фигурки животных, муляжи овощей, фруктов, грибов, всевозможные мелкие предметы, обручи, кольца, машины, мячи, кукла, посуда;

- схемы, таблицы;

- игрушки-персонажи;

- картинки с изображением предметов по темам: “Посуда”, ”Машины”, ”Овощи”, ”Фрукты”, ”Грибы”.

РЕАЛИЗИЦИЯ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный

Задачи

- Определение уровня развития детей.

- Выявление условий реализации проекта.

- Разработка плана по реализации проекта.

Пути реализации:

1. Диагностирование освоенности умений абстрагировать в предметах свойства, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по двум, трем свойствам.

2. Обогащение предметно-развивающей среды.

3. Подбор и изучение необходимой педагогической литературы по теме проекта.

4. Создание соответствующих наглядных пособий (схем, таблиц).

5. Составление перспективного плана работы по проекту.

II ЭТАП

I часть

Работа с детьми

Задачи

-Закрепить умение обозначать свойства предметов с помощью знаков-символов (кодировать, определять предмет по закодированным знакам (декодировать).

-Упражнять в решении простых логических задач с использованием знаков-символов, графических зарисовок.

Дата проведения: сентябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: ”Расскажи о фигуре”, “Опиши блок”, ”Узнай секрет”, ”Найди ошибку”, ”Загадки без слов”.

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры, упражнения: ”Опиши овощ”, ”Опиши фрукт”, “Угадай овощ”, “Угадай фрукт”.

Совместная деятельность: дидактические игры, упражнения: “Обозначь знаком”, “Найди и назови”, ”Загадки без слов”, “Узнай фигуру”, “Открой сундучок”.

Самостоятельная деятельность: игры с блоками Дьенеша, дидактическая игра ”Кто, где живёт?”, сюжетно-ролевая игра: ”Магазин”

Дата проведения: октябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Загадки без слов”, ”Где спрятались друзья?”, ”Какого цвета зонтик у Кати?”

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения: “Домино”, ”Засели дом”, ”Архитекторы”, лог. задание ”Где живёт зайчик?”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “ Помоги фигурам выбраться из леса”, “Гараж”, “Архитекторы”.

Фото №1 Автор проекта Орлова Галина Ивановна воспитатель МБДОУ Детский сад г Фото №2 Чебоксары Чувашской Республики

Работа с родителями

Дата проведения: сентябрь

Консультация на тему: “Использование блоков Дьенеша в работе с детьми”.

Цель: Познакомить родителей с блоками Дьенеша.

Дата проведения: октябрь

Консультация на тему: “Игры и упражнения с блоками Дьенеша”.

Цель: Обогащать родительский опыт интеллектуальными играми.

II часть

Работа с детьми

Задачи

- Закрепить умение сравнивать, классифицировать, обобщать по двум свойствам одновременно с образованием пересекающихся множеств.

- Упражнять в решении простых логических задач.

Дата проведения: ноябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Раздели фигуры ”, ”Кто быстрее спрячет”, ”Заполни аквариум”, “Найди ошибку”

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры и упражнения: “Поможем белочкам разделить грибы”, ”Разложи листья”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Гараж”, ”На свою веточку”, ”Поможем белочке разложить орехи”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Найди выход”, ”Гараж”, ”Кто, где живёт”.

Дата проведения: декабрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Кто хозяин?”, ”Сортируем яблоки”, “Что лишнее”, ”Поможем Незнайке”.

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры “Сортируем ёлочные игрушки”, “Украшаем ёлочку бусами”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Аквариум”, ”Поможем ежам разделить грибы”, ”Засели домики”, ”Чудесный мешочек”, лог. задание “Какие овощи и фрукты ела ворона”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Заполни аквариум”, ”Кто в домике живёт”, Украсим ёлку бусами”.

Дата проведения: январь

НОД (ФЭМП): лог. задание: “Какую машину Дима подарил другу?”, дидактическая игра ”Помоги Вини-Пуху и Пятачку”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Обитатели водоёма”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Найди домики фигуре”, “Чудесный мешочек”, лог. задание “Какие шарики подарили девочкам?”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Кто в домике живёт?”, ”Подарим куклам игрушки”.

Работа с родителями

Дата проведения: ноябрь

Консультация: “В какие логические игры можно играть с детьми дома”.

Цель: Выработать у каждого родителя умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления.

Дата проведения: декабрь

Консультация: “Учим детей решать простые логические задачи”.

Цель: Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов для решения логических задач.

Дата проведения: январь

Обмен опытом: “Интеллектуальные игры в жизни моего ребенка”.

Цель: Выявить информацию у родителей по использованию интеллектуальных игр в работе со своими детьми.

III часть

Работа с детьми

Задачи

- Закрепить умение выявлять в объектах одновременно три свойства и абстрагировать их с учётом наличия-отсутствия каждого.

- Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать одновременно по трём свойствам.

-Упражнять в решении простых логических задач с использованием предметно-схематических моделей и знаков-символов.

- Овладение умением графического моделирования и классификационных способностей.

Дата проведения: февраль

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Кто хозяин квартиры?”, ”Помоги фигурам найти дорогу”, “Найди домики фигуре”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Лесные звери”.

Совместная деятельность: дидактические игры, упражнения: “Гараж”, ”Сортируем яблоки (грибы)”, лог. задания: ”Какую пуговицу потерял Рассеянный”, ”Куда пошёл Дима?”

Самостоятельная деятельность: дидактическая игра “Кладоискатели”, “Архитекторы”, игры с блоками Дьенеша.

Дата проведения: март

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Сортируем яблоки”, ”Аквариум”, ”Найди ошибку”, ”Садовники”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Какие бывают птицы?”.

Совместная деятельность: лог. задания: “Какого котёнка подарили Кате?”, ”Какую ошибку сделала девочка?”, “Как добраться к ушастику?”

Самостоятельная деятельность: дидактические игры “Сортировочная машина”,

“Кладоискатели”.

Дата проведения: апрель

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Поможем Незнайке”, ”Обозначь знаками”, “Найди ошибку”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Расставим комнатные растения”.

Совместная деятельность: дидактическая игра “Сортируй фигуры”, дидактические упражнения “Найди ошибку”, ”Обозначь знаками”, логическое задание “На каком этаже живёт крокодил Гена?”

Самостоятельная деятельность: дидактические игры “Сортировочная машина”,

“Кладоискатели”, ”Мозаика цифр”.

Фото №3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность Умственное развитие дошкольника важнейшая составная его общего психологического развития подготовки к школе и новой будущей жизни Фото №4 Но и само умственное развитие сложный процесс это формирование познавательных интересов накопление разнообразных знаний и умений овладение речью

Работа с родителями

Дата проведения: февраль

День открытых дверей: Открытое занятие по ФЭМП.

Цель: Показать родителям достижения детей в области математики.

Дата проведения: март

Консультация: “Словесные логические игры”.

Цель: Познакомить родителей со словесными играми, позволяющими развивать у детей умение рассуждать логически.

Дата проведения: апрель

Вечер развлечения: КВН “В мире логики” (дети и родители).

Цель: Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

III этап –заключительный

Задача

Оценка эффективности реализации проекта.

Дата проведения: май

- Презентация проекта – Комплексное занятие “Гуси-лебеди. ”

- Повторная диагностика детей.

- Опрос родителей.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

Показатель диагностики детей

Начало года (сентябрь)

Абстрагирование: высокий – 5 (25%, средний – 10 (50%, низкий – 5 (25%).

Кодирование, декодирование: высокий – 6 (30%, средний – 9 (45%, низкий – 5 (25%).

Классификация по двум свойствам: высокий – 6 (30%, средний – 9 (45%, низкий – 5 (25%).

Классификация по трём свойствам: высокий – 5 (25%, средний – 11 (55%, низкий – 4 (20%).

Решение простых логических задач: высокий – 3 (15%, средний – 9 (45%, низкий – 8 (40%).

Конец года (май)

Абстрагирование: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Кодирование, декодирование: высокий – 9 (45%, средний – 10 (50%, низкий – 1 (5%).

Классификация по двум свойствам: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Классификация по трём свойствам: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Решение простых логических задач: высокий – 6 (30%, средний – 12 (60%, низкий – 2 (10%).

Показатели в %

Начало года

Уровни развития: высокий – 25%, Средний – 48%, низкий – 27%.

Конец года

Уровни развития: высокий – 39%, Средний – 55%, низкий – 6%.

Таким образом, в ходе реализации проекта:

- улучшились знания детей по кодированию, декодированию, абстрагированию, классификации;

- повысился интерес родителей к проблеме умственного развития детей:

- чаще стали делиться опытом, задавать вопросы по умственному воспитанию детей;

- домашнюю библиотеку пополнили литературой и материалом по развитию умственных способностей детей;

- в книжных магазинах родители стали чаще обращать внимание на литературу и материал по развитию умственных способностей детей;

- родители записали своих детей в кружок “Умники и умницы”;

- так же обогатилась предметно-развивающая среда (дидактические игры, разнообразный игровой материал для занятий, иллюстративный материал, что позволило оформить уголок “Юный математик”.

ЛИТЕРАТУРА

1. “Программа воспитания ребёнка-дошкольника” под руководительством О. В. Драгуновой – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995г.

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. Москва, “Просвещение”, 1981г.

3. “Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет”, (Под редакцией А. А. Столяра, Москва, “Просвещение”, 1991г.).

4. “Математика – это интересно”, З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, издательство “Детство – пресс”, Санкт-Петербург, 2006г.

5. “Логика и математика для дошкольников”, Методическое пособие Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы “Детство”) “Санкт–Петербург”. “Акцидент”, 1997г.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под редакцией А. А. Столяра. М., “Просвещение”,1988г., гл. 3.17).

7. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. “Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”,Л. ,1990г.).

8. Касабуигсий Н. И. и др. Математика “О”. Минск, 1983г.

9. Столяр А. А. Методические указания к учебному пособию Математика “О”.Минск. Народная асвета,1983г.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Математика — это интересно» Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Математика-это.

Педагогический проект «Страна занимательная Математика» Пояснительная записка: Актуальность проекта Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали.

Проект ученика 4 класса «Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Удивительный мир кристаллов» Здравствуйте! Представляю Вашему вниманию презентацию "Ужасно интересно всё то, что не известно! " по изучению мира кристаллов. Презентация.

Проект «Детский туризм — это интересно!» Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Цели проекта для детей:.

Проект «Весёлая математика» для старших дошкольников Информационная карта проекта. 1. Полное название проекта: «Весёлая математика». 2. Автор проекта: Гадаева А. С. 3. Руководитель проекта:.

Проект по ФЭМП «Живая математика» Обоснование проекта «Музыка есть таинственная арифметика души; Она вычисляет, сама того не подозревая» Г. Лейбниц. Музыкальное и математическое.

Проект по математике «Математика с Лего» Актуальность проблемы. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем.

Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!» Тема проекта: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!» театрализованная деятельность в младшей группе. март, 2016 г Авторы проекта:.

Проект «Занимательная математика» Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Актуальность.

Проект «Занимательная математика» Название проекта: «Занимательная математика» Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный (3 месяца) Участники: дети средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Математика — это интересно»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 11:07
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 145.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД