МААМ-картинки

Педагогический проект «Мы — единый народ!»

Татьяна Башлаева
Педагогический проект «Мы — единый народ!»

«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»

К. Д. Ушинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Публикация «Педагогический проект „Мы — единый народ!“» размещена в разделах

В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей Российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.

Эта задача широко раскрывается в “Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года”, где одним из главных приоритетов считается “формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России”. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без развития у подрастающего поколения национального самосознания, нравственно – патриотических чувств.

Одним из направлений нравственно – патриотического воспитания является приобщение детей к культуре и традициям родного края. Поэтому для нас, педагогов, актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур и традиций, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников.

Педагогический проект «Мы – единый народ!» направлен на развитие нравственно – патриотических чувств дошкольников, посредством приобщения их к традициям и культуре родного края.

Тип проекта:

По количеству участников: фронтальный;

По содержанию: интегрированный;

По продолжительности: средней продолжительности;

По характеру содержания: познавательно – творческий, социальный;

Участники проекта: воспитанники подготовительной и старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель;

Проблема: Недостаточные знания детей о культуре и традициях своего народа.

Актуальность:

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка, начало, порождающее личность, формирование патриотических чувств и развития духовности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием родного города, республики.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка в целом.

Цель:

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к своей национальной культуре и к культуре других народов.

Задачи:

Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)

Развивать интерес к национальной культуре, традициям и промыслам.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагоги-воспитанники-семья.

Новизна опыта:

Формирование национального самосознания, самоидентичности;

Развитие музыкальных и творческих способностей;

Формирование у детей представлений о многообразии национальностей и народных культур, проживающих в нашей республике;

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа;

Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

Ведущая идея:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам музыкальной, танцевальной, декоративно – прикладной, творческой, изобразительной, театрализованной, художествено – речевой деятельности.

Адресная направленность:

Опыт адресуется творческим педагогам, доспитанникам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Предполагаемые результаты:

Ребенок имеет:

любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

представление о России как о многонациональной стране;

развитый интерес к национальной культуре, традициям и промыслам;

элементарные знания о правах человека;

представления о городах России;

чувства ответственности и гордости за достижения страны;

толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

знаком с символами государства (герб, флаг, гимн).

Ребенок умеет творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

Ребенок владеет исследовательскими умениями;

Может наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Этапы деятельности:

1. Подготовительный этап (Разработка проекта)

Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями.(Сентябрь) Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Разработка календарно – тематического планирования (Сентябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели

Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта, организация РППС. (Сентябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Подбор музыкального, танцевального, игрового, художественного материала по теме проекта (Сентябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Методические разработки занятий и мероприятий по теме проекта (Сентябрь) Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

2. Исследовательский этап (выполнение проекта)

Разучивание Кабардинского танца «Кафа»

Разучивание русского народного танца «Балалайка» (Сентябрь - октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель

Музыкальная НОД «Мой край – Кабардино – Балкария» (Октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

НОД «Путешествие в страну Толерантности» (Сентябрь)

Ответственные: Воспитатели.

Рассматривание альбома «Национальные костюмы» (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: Воспитатели.

Разучивание песенного материала:

«Мой край Кабардино – Балкария» Султан Ураган;

«Березовый край» Е. Минина;

«Матушка Русь» Т. Бокач;

«Балалайка» З. Роот;

«Навеки с Россией» З. Тутов.

(Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

Разучивание национальных игр:

«Кто сильнее?» к. н. и;

«Папаха» к. н. и;

«Селезень» р. н. и

«Костер» к. н. и.

(Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Консультация для родителей. «Знакомим детей с родным краем» (Октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Рассматривание альбома «Орнаменты народов Кавказа» (Сентябрь)

Ответственные: воспитатели.

Беседа «Культура народов Кавказа» (Октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

Тематическая НОД «День Государственности Кабардино – Балкарской республики» (Сентябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Подбор литературы на тему «Сказки народов Мира», чтение народных сказок (Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Приготовление национальных блюд (блины, лакумы, хычины и др.) (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: Родители

Рассматривание альбома «Природа и достопримечательности Кабардино-Балкарской Республики» (Октябрь)

Ответственные: воспитатели.

Тематическая НОД «В гостях у народных инструментов» (Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

НОД «Русская матрёшка» Октябрь Воспитатели

Рассматривание альбома «Животный мир Кабардино-Балкарской Республики» (Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Беседа «Дидактическая игра «Укрась народный костюм» (ковролинография) (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Музыкальные игры разных народов (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Раскраски народных костюмов (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Ознакомление с методическим пособием. Лэпбук «Моя малая родина» (Октябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Ознакомление с методическим пособием. Лэпбук «Народный быт» (Сентябрь)

Ответственные: воспитатели.

Рассматривание объемной панорамы-макета «Народы России» (Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Просмотр видеопрезентаций «Россия многоликая» (Сентябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

Ознакомление с методическим пособием. «Моя родина Россия» (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Ознакомление с методическим пособием. «С чего начинается родина» (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Тематическая НОД «В гостях у самовара» (Октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Ознакомление с методическим пособием. «Картотека русских народных игр-забав» (Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Тематическая НОД «Быт Адыгов» (Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Анкета для родителей «Знаешь ли ты свой край?» (Октябрь)

Ответственные: воспитатели.

Создание музея национальной культуры «Мой край» в группах (Сентябрь - Ноябрь)

Ответственные: воспитатели.

Музыкальная НОД «Знакомство с национальными музыкальными инструментами Кабардино - Балкарии» (Октябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель.

Подготовка национальных костюмов к фестивалю (Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников (Сентябрь)

Ответственные: воспитатели, родители.

Разучивание художественно – речевого материала к фестивалю (Октябрь - Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Фестиваль Национальных Культур (Итог проекта) (Ноябрь)

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

3. Заключительный этап (Презентация проекта)

Проведение итогового мероприятия:

Фестиваль Национальных культур «Мы – единый народ!»

17.11.2023 г

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Выступление с обобщенным опытом по проекту «Мы – единый народ» на Городском Методическом Объединении

12.10.2023 г

Ответственные: Музыкальный руководитель, воспитатели.

Работа с родителями. Музей «Мой край» (Ноябрь)

Ответственные: воспитатели, родители.

Результат проекта:

У детей сформированы начальные представления о культуре разных народов, живущих в России;

Дошкольники с удовольствием приобщаются к истокам различных культур через их традиции, обычаи, фольклор, подвижные игры;

Дети проявляют чувства толерантности, уважения культуры и традиций своего и других народов;

Дошкольники с удовольствием отражают полученные знания в музыкальной и художественно-творческой деятельности;

Родители и дети уважительно относятся к представителям других национальностей;

Родители активно участвуют в проектной деятельности.

Продукт проекта:

Музей национальной культуры Кабардино – Балкарии «Мой край»;

Фестиваль национальных культур «Мы – единый народ!»;

Представление опыта работы по проекту: «Мы – единый народ!» на Городском Методическом Объединении воспитателей.

Вывод:

Национальная культура, как память выделяет каждый народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Важно помнить, что за каждым ребенком стоит уклад и традиции семьи, за каждой семьей - культура целого народа.

Нравственно - патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Чтобы человек действительно чтил память предков, знал свою культуру и традиции, уважал Отечество, - его надо таким воспитать. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Источники:

1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

2. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.);

3. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с. ;

4. Киласьева, Е. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е. А. Киласьева // Ребенок всовременном мире: Материалы III Международной конференции (29мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., проф. И. А. Рудакова. – М. : Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164;

5. Нравствено-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с. ;

6. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С. 87;

7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004;

8. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013;

9. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010;

10. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп.

Прикреплённые файлы:

my-edinyi-narod_6jmki.pptx | 23115,91 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Акция «Велик народ, когда народ единый!»Фотоотчет «Акция «Велик народ, когда народ единый!» Праздник День народного единства наполнен особым смыслом. Он являет собой символ единения народа, стремление людей к миру и взаимопониманию.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Мой веселый звонкий мяч»Педагогический проект «Мой веселый звонкий мяч» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Тема проекта: «Мой веселый.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Мы — единый народ!»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 13:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД