МААМ-картинки

Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии» (5 фото)

Лилия Сергеевна Бариева
Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии»

Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии».

Аннотация проекта. Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии» реализован на занятиях с детьми 6-7 лет в изостудии «Цветик-Семицветик» ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» г. Йошкар-Ола. Автор проекта представляет опыт оригинальной техники создания с детьми фантастических пейзажей путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина средствами приемов фантазирования.

Публикация «Педагогический проект „Пейзажи И, И, Шишкина — от реальности к фантазии“» размещена в разделах

Автор: Бариева Лилия Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Место работы автора: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола.

Место реализации проекта: изостудия «Цветик-Семицветик» для детей 5-8 лет.

Направление проекта: предметное.

Актуальность проекта.

На занятиях в изостудии «Цветик-Семицветик» обучающиеся 6-7 лет знакомятся с понятием пейзаж, с видами пейзажа. Узнают о трех планах пейзажа, учатся передавать элементарные правила перспективы в рисунках. В своей работе мы столкнулись с проблемой: дети не могут по воображению нарисовать фантастический пейзаж.

Причины видятся в следующем:

- нет у детей опыта восприятия фантастических пейзажей;

- не знают дети, что можно нарисовать;

- не знают дети, как можно нарисовать фантастический пейзаж.

Таким образом, необходимость разработки педагогического проекта вызвана противоречием между необходимостью создания детьми фантастических пейзажей, когда на занятиях в изостудии идет речь о полетах в космос, о других планетах, и отсутствием у детей знаний, умений в изображении фантастических картин.

Все вышеперечисленное вызвало необходимость в разработке комплекса взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы занятий в изостудии в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и к конечному продукту.

Цель проекта: развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством обучения применению в рисовании приемов фантазирования на материале пейзажей И. И. Шишкина

Задачи.

Образовательные:

- расширять кругозор детей путем знакомства с картинами И. И. Шишкина;

- закреплять знания детей о пейзаже, как изображении природы;

- формировать у детей представления о фантастическом пейзаже;

- учить детей использовать в рисовании приемы фантазирования.

Развивающие:

- развивать творческое воображение детей;

- развивать умение подчинять воображение стоящей перед ребенком задаче;

- развивать оригинальность изобразительных замыслов детей;

- развивать у детей способность к использованию цвета с целью передачи оттенков и художественной выразительности изображения;

- развивать у детей способность к соблюдению пропорций с учетом масштаба при использовании некоторых приемов изображения перспективы;

- развивать у детей способность к разработанности идеи в создании художественного образа;

Воспитательные:

- формировать у детей интерес к творческой деятельности;

- развивать у детей стремление добиваться положительных результатов в рисовании.

Основное содержание проекта.

Тип: смешанный (практико-ориентированный, творческий); долгосрочный; предметный (изобразительное искусство); групповой.

Ресурсы:

временные — пять лет, с 2018-2019 учебного года по май 2023 года, режим занятий в изостудии;

информационные — ресурсы сети интернет в домашних условиях 960 рублей в месяц;

кадровые – педагог дополнительного образования изостудии «Цветик-Семицветик», методист.

материально-технические — программное обеспечение Microsoft Power Point 2010. Специально оборудованный для занятий рисованием дошкольниками кабинет (столы-мольберты, стулья, доска). Проектор, ноутбук, экран. Гуашь 12 цветов, акварель 18 цветов, карандаши простые, бумага для акварели формат А3, стиральные резинки, палитры, стеки, ёмкости для воды, салфетки (по количеству детей в каждой группе).

Финансирование проекта осуществляется из бюджета образовательного учреждения.

Консультант: Роман Стефанович Флоре ску - искусствовед. Член Союза Художников Республики Молдова с 2005 года. Директор общеобразовательной средней школы № 2 (ныне - гимназии № 2) г. Бельцы с1995 г. Художник- педагог высшей дидактической категории, экспериментатор и исследователь технологии изобретения искусства с позиций ТРИЗ.

Целевая аудитория: обучающие изостудии дети 6-7 лет первого года обучения.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

Обучающиеся будут знать:

название и назначение приемов фантазирования.

Обучающиеся актуализируют умения и способности:

1. умение отстаивать и выражать свою художественную идею;

2. умение управлять своей фантазией в изобразительном искусстве и в повседневной жизни;

3. умение использовать знания о сочетании цветов в рисунке;

4. способность работать планомерно, контролируя свою деятельность;

5. способность к воспроизведению и синтезированию нового художественного образа.

Обучающиеся приобретут:

1. опыт сотворчества;

2. опыт самостоятельной творческой деятельности по созданию нового оригинального художественного произведения;

3. стремление к новому, неизвестному в изобразительном искусстве.

Для педагога.

1. Создана база образцов с изображением фантастических пейзажей.

2. Отработана технология создания с детьми 6-7 лет фантастических пейзажей с применением приемов фантазирования путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.

Критерии оценки проекта.

1) Представление творческих работ обучающихся по теме «Фантастический пейзаж» на ежегодных итоговых выставках.

2) Заинтересованность детей процессом и результатом создания фантастических пейзажей путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.

Процесс реализации проекта.

Сроки реализации проекта. Ноябрь 2018 г. – май 2023 г.

Этап 1 – Подготовительный.

Срок исполнения: ноябрь 2018 г. – май 2019г.

Проектные мероприятия: определение противоречий, проблем, требующих разрешения. Выдвижение идей. Определение общего замысла проекта, цели его реализации. Определение задач, существующих и необходимых ресурсов, условий реализации проекта.

Разработка критериев отбора картин И. И. Шишкина для творческого преобразования.

Разработка системы знаково-символических средств для обозначения приемов фантазирования.

Апрель 2019г. Апробация техники создания с детьми 6-7 лет фантастического пейзажа путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.

Промежуточный результат: сформулированы цель, задачи, проблемы, решаемые в ходе реализации проекта. Подобраны пейзажи И. И. Шишкина для творческого преобразования «Ручей в лесу», «На севере диком…», «Рожь», «Мельница в поле», «Песчаный берег», «Лесное озеро» (выражена плановость картины; наличие одиночных объектов на картине, наличие объекта с линейной перспективой). Разработаны и апробированы знаково-символические средства, обозначающие приемы фантазирования. Успешно проведена первая серия занятий с детьми.

2 этап – Основной.

Срок исполнения: сентябрь 2019 г. – май 2022 г.

Создание фантастических пейзажей путем преобразования картин

И. И. Шишкина посредством приемов фантазирования.

Проектные мероприятия: приобретение у Р. С. Флореску методической литературы. Анализ полученной методической информации.

Отработка технологии создания фантастического пейзажа с детьми путем творческого преобразования пейзажей И. И. Шишкина посредством применения приемов фантазирования.

Последовательность анализа объектов, составляющих пейзаж

И. И. Шишкина и применяемые к ним приемы фантазирования.

Эскиз.

1. Линия горизонта – увеличение-уменьшение (поднять или сделать ниже, вынесение (жесткое, мягкое или комбинированное).

2. Земля - увеличение-уменьшение (поднять или сделать ниже, переместить с лева направо и наоборот, вынесение (жесткое, мягкое или комбинированное).

3. Объекты на небе – изменить форму, размер, внесение-вынесение.

4. Объекты дальнего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение.

5. Объекты среднего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение.

6. Объекты переднего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение, сделать наоборот.

Работа в цвете.

1. Закрашивание - изменить цвет.

2. Добавит какой-либо объект, при необходимости!

3. Сделать наоборот – перевернуть картину. Посмотреть, может быть, так лучше!

4. Оживление – нарисовать подобие глаз, ртов.

Тематика занятий с детьми по созданию фантастических пейзажей.

(Ежегодно - март-апрель).

Март-апрель 2020г. Ознакомление детей и родителей с фантастическим пейзажем в дистанционном формате.

Март-апрель 2021г.

1. Ознакомление детей с приемами фантазирования. Обозначение приемов фантазирования знаково-символическими средствами. Нахождение приемов фантазирования в сказках, игрушках, в опыте детей.

2. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Рожь».

Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии»

3. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «Мельница в поле».

Март-апрель 2022г.

1. Ознакомление детей с приемами фантазирования. Обозначение приемов фантазирования знаково-символическими средствами. Нахождение приемов фантазирования в сказках, игрушках, в опыте детей.

2. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Песчаный берег».

Фото «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии»

3. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Лесное озеро».

Педагогический проект - фото

4. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «На севере диком…».

Фото №1 Педагогический проект Пейзажи И

Рисунок Софьи З.

5. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «Ручей в лесу».

Фото №2 Шишкина от реальности к фантазии

Промежуточный результат:

- наблюдается большая заинтересованность детей процессом сотворчества с педагогом, когда педагог идет за предложениями, творческими находками воспитанников;

- дети успешно подбирают близкие цвета в изображении фона;

- с помощью цветового круга, подбирают противоположные цвета;

- педагогом отработана технология создания с детьми фантастического пейзажа путем творческого преобразования картин И. Шишкина.

Участие в творческих конкурсах.

3 этап – Заключительный.

Срок исполнения: сентябрь 2022г – май 2023г.

Подведение итогов проекта.

1. Качественные изменения в работе педагога?

2. Реализация цели проекта?

3. Обобщение, распространение опыта работы педагога.

Результаты педагогического проекта.

Ежегодно в проекте принимали участие четыре группы детей 6-7 лет по 10-12 человек в каждой.

Цель проекта достигнута. Обучающиеся изостудии дети 6-7 лет первого года обучения приобретают опыт сотворчества, опыт самостоятельной творческой деятельности. Дети испытывают массу положительных эмоций от процесса создания и результата рисования фантастического пейзажа.

Создан банк образцов с изображением фантастических пейзажей.

Перспектива деятельности по проекту «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии».

Разработанные, в ходе реализации проекта, учебно-методические материалы

используются на занятиях в изостудии. В учебном плане дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» двенадцать часов отводится на рисование по воображению «Фантастический пейзаж».

Использование приемов фантазирования применяется в работе с детьми второго года обучения при создании фантастических картин на материале творчества И. Левитана, К. Петрова-Водкина и др. художников.

Распространение информации о проекте и о его результатах.

- Ноябрь 2022 г. Публикация паспорта проекта в личном блоге педагога на образовательном портале maam.ru.

- Декабрь 2022 г. Выступление педагога на тему «Использование приемов фантазирования для развития творческого воображения детей 6-7 лет на материале пейзажной живописи И. И. Шишкина» в рамках работы секции «Новые подходы к развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» на Всероссийской Конференции по дополнительному образованию «Стратегические приоритеты и инновационные механизмы современного дополнительного образования» 9 декабря 2022 года.

- Апрель 2023 г. Проведение мастер-класса для заинтересованных педагогов и родителей.

Список литературы

1. Флореску Р. С. Программа действий по реализации творческих способностей детей 3-7 лет на основе элементов ТРИЗ + ИЗО, 1998, 2005.

2. Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам? Методический справочник: Часть первая. 3-е изд. – Бэлць: Издательство OOO “PRIMEX com”, 2005. – 100 c

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Хоровод дружбы» Педагогический проект «Хоровод дружбы». «Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир».Концептуальные.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «Русская матрёшка».Педагогический проект «Русская матрёшка». Педагогический проект «Русская матрёшка». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 17:35
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД