Александра Кузьмина
Педагогический проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Умные игры»
Актуальность проекта :
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Публикация «Педагогический проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста „Умные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Проводя непосредственно - образовательную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, мы заметили, что большинство детей, плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведённый анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остаётся во многом нерешённой и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а особенно детей с ЗПР. С одной стороны недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры, а с другой к поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребёнка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные, развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое.
Всё это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах и т. д.).
- Получение математических знаниях о пропорции, симметрии).
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Формирование конструкторских умений и навыков у детей.
Новизна проекта :
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. Чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволяет формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение интересным, содержательным и ненавязчивым.
Цель проекта :
Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные.
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие.
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю.
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные.
- Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Направление деятельности к реализации проекта.
Требования к методическому обеспечению проекта :
1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
3. Использовать различные виды развивающих игр (настольно – печатные, словесные, с использованием предметов, пособий).
4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, проявлять проявление инициативы.
6. Учёт зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребёнком.
Основные принципы реализации проекта.
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников).
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игр, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку).
- Соревновательность (создаёт у ребёнка или подгруппы стремление выполнять задания быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реального результата с другой).
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, атрибутов, образцов, возможность проявления творчества, изменения правил).
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указания, пояснения, объяснения, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение, похвала).
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.
Практические
Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Заключение.
Проект предлагает систему работы с детьми, педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремлённости.
Перспективное планирование.
Дидактические игры.
Октябрь
«Поиграем - посчитаем» (формировать у детей представление о количестве).
«Подбери по форме» (развитие умения соотносить предметы по форме).
«Какие бывают фигуры?» (закрепление знаний о геометрических фигурах).
«Чудесный мешочек» (закрепление понятий большой - маленький на основе осязательно - двигательного обследования).
Ноябрь
«Один, много, ни одного» (развития умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов).
«Назови геометрических человечков» (развитие внимания, мышления).
«Воздушные шары» (развитие умения группировать предметы по цвету).
«Подбери по форме» (закрепление умения определять форму предметов).
Декабрь
«Подбери чашку к блюдцу» (развитие умения соотносить предметы по цвету и величины).
«Чудесный мешочек» (закрепление умения различать и называть объёмные фигуры на основе осязательного двигательного обследования).
«Сделай, как я» (развитие умения ориентироваться в расположении частей собственного тела").
«Весёлые матрёшки» (развитие умения подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы).
Январь
«Когда это бывает?» (развитие умения различать понятия «утро», «вечер», «день», «ночь»).
«Собери по порядку» (учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру).
«Сложи фигуры» (развитие внимания, мышления).
«Положи куда скажу» (развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе).
Февраль
«Чего больше, чего меньше» (учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну»).
«Что где находится» (закрепить пространственные понятия «на», «над», «под», «около», «в»).
«Дни недели» (закрепление умения называть дни недели).
«Соседи числа» (уточнение знаний о цифрах).
Перспективный план работы с родителями по ФЭМП посредством дидактических игр.
Октябрь
Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Выставка методической литературы.
Ноябрь
Папка - передвижка «Математика для дошкольников».
Декабрь
Памятка «Не отрываясь от дел. Математика - занимательная игра.»
Январь
Памятка «Игры с геометрическими фигурами».
Февраль
Консультация «Развитие интеллектуальных способностей детей, через познавательно - математическую деятельность».
Литература
1. Учимся считать без ошибок». Я. Ф. Чекмарёв.
2. «Дидактические игры в детском саду». А. К. Бондаренко.
3. «Развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Математика для дошкольников». Е. В. Колесникова.
5. «Математика в детском в детском саду». В. П. Новикова.
6. «Развивающие игры. 10 шагов к успеху». В. И. Ковалёв.
7. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием». А. А. Смоленцева.