МААМ-картинки

Педагогический проект «Воспитание экологической культуры детей посредством русской народной сказки на экологический лад»

багмет файруза ахнафовна
Педагогический проект «Воспитание экологической культуры детей посредством русской народной сказки на экологический лад»

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

• Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

Публикация «Педагогический проект „Воспитание экологической культуры детей посредством русской народной сказки на экологический лад“» размещена в разделах

• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развивающие:

• Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

• Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.

Воспитательные :

Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

• Осознание себя как части природы.

Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.

Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.

А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, он не только познает, но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок. Герои сказок открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.

Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, волшебные превращения, познает все секреты растительного и животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года.

Детская сказка о Колобке или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.

У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Дети, живущие в городе, наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

Чему же учат экологические сказки?

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.

В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.

С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок : волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.

В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.

Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

В нашей экологической радуге из лэпбуков детям сначала знакомства предлагается выполнять различные задания по известным им сказкам, затем задания уже по новым, экологическим сказкам. Обыграть новый сюжет на мини фланелеграфе и даже придумать новый ход сказки. Рассматривая красочные иллюстрации, картинки, книжки-малышки, выполняя игровые задания, ребята вспоминают русские народные сказки, сказочных героев.

Варианты заданий для детей : «Узнай сказку по иллюстрациям», «Узнай сказку по её началу» (читает воспитатель, «Угадай героя сказки» (по картинке, по отрывку из сказки, «Отгадай загадку»сказке, о сказочном герое, «Узнай сказку и назови автора», «Найди пару» (картинки из одной сказки, ответь на вопросы по сказкам и заполни кроссворд» и др.

Лэпбук – это только отправная точка – начало новой экологической сказки, которая обязательно будет иметь свое продолжение. На основании одного лэпбука педагогами развивается целый проект по формированию устойчивого экологического развития ребенка. Постепенно сказка будет расти и развиваться, у каждого лэпбука появиться большое приложение в виде папки с заданиями, направленными на устойчивое развитие ребенка. Наш лэпбук, ровно как и сказка, представленная в нем, будет взрослеть и расти вместе с детьми.

Примерная последовательность подачи экологических знаний :

1неделя – Берегите воду! Вода – это наше богатство! Воду надо беречь! Многие люди и предприятия не соблюдают эти простые правила и загрязняют природу, в частности воду.

Несколько правил для сохранения водного богатства:

• на заводах, на сточных трубах можно устанавливать специальные фильтры для очистки воды;

• устраивать субботники в прибрежной зоне и собирать мусор;

• устраивать рекламные акции «бережем чистую воду»; на местах отдыха устанавливать экологические знаки

Вода - это озера, реки, океаны. Вода нужна всем: людям, животным, растениям. Без воды все погибнет. На берегах Братского водохранилища расположены сёла и деревни. В нем водятся разные видов рыбы, а также водятся лягушки. Но вода в водохранилище не совсем чистая, вокруг его предприятия, всем нужна вода, но их сточные воды плохо очищаются и загрязняют наше водохранилище.

Мы проверяли с детьми, как расходуется вода, нет ли утечки воды во всех помещениях ДОУ. результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации. проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды. беседовали с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».

Занятия с экспериментами.

а) Проводят занятия с экспериментами:

«Когда льется вода, когда капает»; «В какую бутылку быстрее нальется вода» «Волшебная вода» «Послушная водичка» б) Знакомство детей с водой и ее свойствами. в) Наблюдения: за состоянием воды: «Путешествие капельки»;

Опыты: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей, «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода», художественная деятельность: «Это волшебная вода» (портрет воды, «Что нам вода» (профессии, «Где живет вода» (плакаты в защиту рек и воды).

И родители тоже были приобщены к теме. Мы предложили нарисовать плакаты «Берегите воду!»

Чтение детям сказок, рассказов о воде : Н. А. Рыжова «Жила-была речка», сказки Тарасенко Л. «Путешествие капельки», сказки Прокофьевой «Сказка про серую тучку». Таким образом, из одной сказки – может вырасти целый сериал. Постепенно в сказку добавляем ситуации, которые необходимо донести до детей.

В беседе о воде, учим лису воду беречь, чтобы от жажды не погибнуть в лесу.

2неделя: Сортируем мусор!

Внедрение экологической сказки в жизнь дошкольника – это целый проект, позволяющий прочно закрепить знания детей о том или ином материале.

Так, прочитав сказку «Колобок» на новый экологический лад, мы сначала знакомим детей с информацией о том, что мусор губителен для леса и животных. И что просто сложить его в контейнеры – это не значит избавиться от него, ведь его увезут на свалку и там снова выбросят и уже другое место будет захламлено. Мусор надо выкидывать правильно.

Первый этап: сортировка мусора. Она проигрывается до тех пор, пока дети не усвоят, как именно нужно сортировать мусор.

Затем мы делаем новое открытие для детей. Добавляем в сказку героя либо приписываем уже известным героям новое действие, в котором у него появляется вещь, выполненная не из привычных детям материалов.

Вот вам новая загадка для ребенка! Что же это?

Оказывается большинство мусора можно использовать для переработки. Так мы впервые знакомим детей с тем, что у старой вещи есть вторая жизнь. Из пластиковых бутылок делают новые пакеты и контейнеры, из бумаги и оберток – новые книги, даже из стеклянной бутылки – модную плитку для тротуара. (например сказка «Заюшкина избушка» - выглянула Лиса в окошко, а у Зайца дорожка у дома изумрудами переливается, сумка на плече у Зайца из модной джинсы со стазами, а дома полки литые пластиковые….)

Огромное количество разного мусора стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем продукцию, а упаковки и отходы не задумываясь, выбрасываем. Сегодня проблема утилизации мусора является одной из самых актуальных, потому что без решения этой проблемы наш мир превратится в большую свалку. Бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку нашего города. Чтобы этого избежать необходимо:

Воспитывать культуру поведения у людей. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные контейнеры.

• Поддерживать чистоту территории.

• Строить сортировочные и перерабатывающие заводы.

• Использовать упаковку, которая растворяется в почве.

• Организовать сбор металлолома и макулатуры.

Использовать вторично некоторые предметы.

Бросайте мусор только в контейнеры;

В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку;

Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты;

Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты;

В качестве органических удобрений используйте компост и навоз;

По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках;

Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов.

Только все вместе мы можем избавить мир от мусора!

Мы все живем в удивительном, красивом, самом зеленом городе Братске. Мы в нём родились, растём, учимся, отдыхаем. Здесь строятся новые красивые дома и другие здания. Но часто приходится видеть, как повсюду лежит мусор- это бутылки, бумага, пустая пачка от сигарет и т. д. Тогда, наш город превращается в большое мусорное поле, до которого никому нет дела. Мусор портит эстетический вид. Все люди стараются избавиться от мусора. Одним достаточно выбросить бумажку из кармана, другие, собрав мусор в доме, выбрасывают его на улицу, считая, что там он не будет им мешать.

Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке или озере, поле. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить. Даже в Москве была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом не увенчалась – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Цель:

Сформировать у детей знания о мусоре, о методах его переработки и о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить, в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности

Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке».

«Жалобная книга природы».

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».

Занятие «Путешествие в сказку «Репка»

Экологическая акция «Мой чистый участок»

Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Рассортируем мусор»,

«Как переработать мусор»,

«Изготовление новой бумаги»,

«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»

Конкурс стихов на тему: «Мусору – нет!»

Презентация проекта : Дефиле «Мода из отходов»

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы проводим беседы - «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Цель: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи:

Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

Родители ответили на вопросы анкеты «Как я учу своего ребёнка беречь природу». Данное анкетирование показало, что на экологические вопросы воспитания и отношение детей к бытовым отходам и мусору, родители обращают пристальное внимание, так как эта проблема актуальна во всём мире.

Анкета для родителей.

Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

1. Сортируете ли вы мусор для утилизации?

2. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)

3. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?

4. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?

5. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?

6. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

7. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?

8. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?

9. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?

10. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?

11. Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.

При помощи опытов мы показали детям, как горение свалки, дым заводов, автомобилей и т. д. загрязняет ядовитыми газами воздух нашей планеты. Из-за варварской деятельности человека, из-за загрязнения, в последнее время участились разрушающие ураганы, смерчи и наводнения. Люди стали чаще болеть, т. к. дышат грязным воздухом. И нам хочется, чтобы все задумались о чистоте воздуха на нашей планете и не разжигали бы вредных костров, и когда выросли бы, заботились о чистоте нашей планеты и строили бы настоящие чистые города.

Учили с детьми стихи:

Благодарность Приехала как-то семья на пикник

– В реке поплескаться, пожарить шашлык. Лес встретил их щедро, как добрых друзей: Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки. Остались пакеты, бутылки и банки.

Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко. Ему бы за вредность давать молоко! А. Сметанин

Земля дымила дымом, Земля пыхтела паром,

Земля травилась ядом И взрывами тряслась.

Земля леса рубила, Земля леса сжигала,

Земля леса топила, Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила: - А где же атмосфера?

Мне что-то стало душно, Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду И чистенькую воду!

Нормальную погоду! Но поезд-то ушел.

Р. Алдонина

Не надо мусорить в лесу! Не надо мусорить в лесу, Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен, То отдых в нём вдвойне приятен!

(М. Крюков)

Еще одно важное правило составления экологической сказки – в конце каждого действия дети должны получить вместе со взрослым правило!

Например: Вода нам для жизни важна и загрязнять ее нельзя.

В рамках ШСП мы провели мастер – класс «Экологические сказки в устойчивом развитии у детей», где было показано занятие для детей «Путешествие по сказке «Репка» и показана презентация об устойчивом развитии у детей по экологии. В конце нашего мероприятия педагогам было предложено попробовать создать необходимую ситуацию и представить ее нам. В конвертах вы найдете название русской народной сказки и ситуацию, которую необходимо обыграть для детей младшего возраста с героями этой сказки.

Помните два основных правила создания экологической сказки :

свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться.

по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила;

Не забудьте вывести правило, нарушать которое нельзя.

В конвертах сказки :

1. Маша и медведь

2. Теремок.

Ситуации:

1. Научите своего героя делать экологические покупки

2. Ресурсосбережение (Энергия, вода, тепло)

2 задание: какими заданиями по этой сказке вы бы наполнили свой лэпбук?

Расскажите нам.

3неделя: Волонтёрство.

В нашем саду, мы нацелены на активное внедрение идеи устойчивого развития. Первоначально это были акции и мероприятия для старшего дошкольного возраста. В саду появились экологические отряды, которые были посвящены в волонтеры. Для волонтёров (дети подготовительной группы) разрабатывается новая экологическая радуга лэпбуков, в которую войдут такие акции, как экосумка для козы из русской народной сказки «Волк и семеро козлят», чтобы ходить в магазин.

Батарейка

Расскажем, как страшно лисе было в темноте в Новогоднюю ночь, в доме без чая горячего и ужина, когда у зайца елка огнями светилась и гости танцевали, которые от лисы ушли, так как света у нее не было.

Добрые таблички

Макулатура

В нашем дошкольном учреждении проходит акция по сбору макулатуры. Воспитанники, родители, педагоги принимают активное участие в акции. Такие мероприятия полезны для экологии планеты. Они воспитывают в детях бережное отношение к природе. Вторичная переработка бумаги спасает тысячи гектаров леса. Кроме того, ребята учатся раздельному сбору мусора, что в свою очередь уменьшает количество отходов на свалках и ведет к сокращению площадей мусорных полигонов. Ну, и, конечно же, совместный труд, общая задача сплачивают всех участников акции.

Вторая жизнь вещей

Показать родителям и их детям, что и из мусора получаются прекрасные вещи, если проявить немного творчества и смекалки и которые имеют потрясающий эффект в работе с детьми, создавать, что-то новое и интересное, не выбрасывая, не засоряя природу, уже использованными и ненужными материалами.

Ёлочка из шишек Ёлочка из ватных дисков

Из корзин, дисков, бочек можно сделать цветники на участке детского сада

Так из дисков и пробок можно украсить веранды на участке.

В заключении мы хотели бы сказать.

Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного. Давайте же воспитаем достойное поколение экологически грамотных и воспитанных детей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_j4fe6.pptx | 11680,96 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Продуктивная деятельность посредством русской народной сказки «Репка» (вторая младшая группа)Продуктивная деятельность посредством русской народной сказки «Репка» (вторая младшая группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул Что мне нравится в русских народных сказках,.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Воспитание экологической культуры детей посредством русской народной сказки на экологический лад»
Опубликовано: 23 августа 2023 в 15:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД