Папки-передвижки

Педагогический совет «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»

Щучкина Наталья Владимировна
Педагогический совет «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 222"

Педагогический совет на тему : «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ»

Работа подготовлена

Воспитателем школы №222

Старшей группы №7

Щучкиной

Г. Москва

2016 г.

Цель педагогического совета :

Публикация «Педагогический совет „Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах

1. Совершить аналитический разбор педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути улучшения работы в данном направлении.

План:

1. Перед началом педагогического совета разделить участников на три команды

2. Поприветствовать участников педагогического совета

3. Рассказать об актуальности педагогического совета (воспитатель старшей группы Шичкина Н. В.)

4. Провести упражнение на активизацию внимания «Карлики и великаны» (воспитатель старшей группы Щучкина Н. В.)

5. Провести игру в ассоциации (воспитатель старшей группы Щучкина Н. В.)

6. Объяснение причины выбора темы педагогического совета (воспитатель старшей группы Щучкина Н. В.)

7. Провести игру «Продолжи фразу» (воспитатель старшей группы Щучкина Н. В.)

8. Справка по тематической проверке «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ» (воспитатель старшей группы Щучкина Н. В.)

9. Решение педагогического совета

Приветствие участников педагогического совета

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

(В. Даль)

Уважаемые коллеги, данный тематический педсовет «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» призван помочь разобраться со всеми нюансами очень важной темы. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ необходима для создания общественной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и развитие физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен осуществляться непрерывно; главными критериями при этом являются творчество, мастерство и фантазия педагогов.

Исходя из новых государственных требований, мы обязаны сделать процесс обучения более свободным, гибким, дифференцированным и интересным, усовершенствовать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, благодаря которым у участников образовательной деятельности возникнет личная готовность открыть самого себя в ней. Я уверена, что сегодняшняя тема педсовета своевременна и не оставит никого равнодушными и безучастными. Предлагаю вам ознакомиться с повесткой дня.

Актуальность педагогического совета.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию: помогает и поддерживает при вхождении воспитанников в мир социализации. Не будь педагогов, человечество в культурном плане регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось бы вовсе. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в приемных, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению личности каждого ребёнка, закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально – сферы потребностей. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения отдельного ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – главные задачи работников ДОУ.

Упражнение на активизацию внимания «Карлики и великаны»

Перед вами, уважаемые участник педсовета, список слов. Правила игры следующие: если слово, названное мной, означает что-то большое, вы становитесь на носочки, в обратном случае – садитесь на корточки.

Игра в ассоциации

Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы педагогического совета их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование. Принципы.).

Объяснение причины выбора темы педагогического совета

Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Важно подчеркнуть необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.

При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ безусловно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т. д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, совместного обучения детей. Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть– насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Игра «Продолжи фразу»

Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно заполнить пропуски. Речь пойдёт об особенностях предметно – пространственной развивающей среды.

1 команда.

1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …

2. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

3. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда.

1. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

2. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом

возможностей для детей, ,

3. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда.

1. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности.

2. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Справка по тематической проверке «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ»

20 марта был проведен тематический контроль по теме: «Организация предметно-развивающей среды» с целью проверки создания комфортных, безопасных и благоприятных условий для развития детей в соответствии с требованиямиФГОС.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДОУ.

Цель контроля:

1. Создание предметно-развивающего пространства, как необходимое условие полноценного развития детей в ДОУ.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее.

Технически оборудованы все помещения ДОУ. Во всех группах есть магнитофоны, телевизоры…

В группах созданы условия для эстетического развития детей.

Во всех групповых помещения четко выделены учебные зоны.

Планирование групп располагает как для групповой работы, так и для занятий с подгруппами и индивидуальной работы.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Воспитатели соблюдают требования - освобождая центральную часть группы, предоставляют условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Более подробно с предметно-развивающей средой нас познакомят воспитатели.

Решение педагогического совета

Подводя итоги педагогического совета, хочется поблагодарить всех за активное участие в совете. Просмотрев слайдовые презентации коллег, надеемся, каждый узнал что-то новое и интересное.

1. Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среды в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов);

2. Предусмотреть организацию отдельных компонентов инновационной индивидуализированной предметно-пространственной среды.

3. Продолжить инновационную деятельность по теме.

Публикации по теме:

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Методические подходы к использованию предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП в группах дошкольного возраста Методические подходы к использованию предметно – пространственной развивающей среды по ФЭМП В группах дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУ Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Отчет по созданию предметно-развивающей среды в подготовительной группеОтчет по созданию предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Наш весёлый огород» Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой и яркостью красок. Наблюдая за природой, ребёнок обогащает.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Презентация «Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ» презентация на тему: "Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ" При организации предметно-пространственной среды в детском.

Современные подходы в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Презентация «Современные подходы в организации предметно – развивающей среды в ДОУ» Предметно – развивающая среда является важным аспектом.

Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 21:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД