Получи документы

Деловая игра «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

адина жабоева
Деловая игра «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Педсовет - деловая игра

«Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Подготовила воспитатель 1 категории: Жабоева А. А.

На прошлых педсоветах мы познакомились со многими приемами и технологиями речевого развития. Такие как мнемотехника, синквейн, логоритмика, аквагимнастика.

Публикация «Деловая игра „Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Но есть очень важный момент, для того, чтобы внедрять какие-либо речевые технологии, нужно самим очень хорошо владеть словом.

Вот на этом педсовете, который будет в форме «Деловой игры», мы с вами постараемся вспомнить многое из Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и активизировать свои приемы, методы и как бы использовав на себе.

Упражнение «Игра-приветствие»

Ход: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия :

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Вы знаете что разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями.

ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Игры с карточками

Давайте вспомним какими методами и приемами развития связной речи мы с вами пользуемся на своих занятиях с детьми.

Приемы:

Наглядные: (набл. в природе; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов; игрушки; показ действий в игре драматизации; обучение артикуляционной гимнастике)

Словесные: (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений; разговор, беседа; пересказ; объяснение; вопрос).

Игровые: (театрализованные инсценировки; подвижные игры с готовыми текстами; дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие; загадки; сюжетно-ролевые игры)

Косвенные: (напоминание; совет; исправление; замечание; реплика; подсказ)

Вывод:

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Возрастные особенности детей

Что включает в себя речевое развитие детей в разном возрасте

Конкурс капитанов

«Говорим голосами, а беседуем телом»

(Философ Публиций)

Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху.

А представьте себя на месте людей не владеющих вербальными средствами общения.

Задание для капитанов команд:

Передать мимикой, интонацией и жестами такую фразу:

1. «Завтра занятий не будет»

2. «Сегодня дискотека до 23.00»

Задание для обеих команд

Не называя слов из названия картины, описать ее так, чтобы команда отгадала название картины.

Каждый капитан объясняет своей команде.

«Аленушка» В. Васнецов

«Опять двойка» Ф. Решетников

Объяснить пословицу своими словами, так же не называя слов из пословицы

«Утро вечера мудренее»

«Дорога ложка к обеду»

И еще одно задание :

Назовите факторы, ускоряющие и тормозящие развитие речи детей

1. Медленное, четкое произношение взрослыми простых слов.

2. Сюсюкание с ребенком.

3. Занятие ритмикой и пением, музыкой.

4. Приучение ребенка смотреть в лицо собеседника. (для правильной артикуляции)

5. Наличие речевых нарушений у родственников.

6. Гендерное различие. (у девочек обнаруживают раннее речевое развитие)

7. вербальный интеллект матери.

8. Создание речевой среды.

9. Чтение художественной литературы.

10. Некомпетентность педагогов.

Хочу предложить вашему вниманию еще пару методов нетрадиционного обучения речевой активности дошкольников.

Коллекционирование

А что такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего-либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение определенных интересов.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но призывающих к размышлению.

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Цель: развитие речевой активности детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно :

• I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).

• II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;

• - собирается материал для коллекции;

• - принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;

• - предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

• III этап – организуются выставки, музеи, презентации, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?

Для детей :

• формирование коммуникативных навыков;

• приобретение опыта публичных выступлений;

• формирование ответственности;

развитие инициативности;

• возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

• овладение новыми способами действий;

• приобретение опыта коллективной деятельности;

развитие вопросительности;

• стимул самостоятельного поиска нового.

Для педагога:

• способ поддержки детских инициатив;

• создание в окружении ребенка культурной речевой среды;

• способствование активизации детской речи;

• способ сплочения группы;

• возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;

• возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

• возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

• возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;

• увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

• способ участия в реализации образовательной программы.

Технология : «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». По словам автора, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

«Лента времени» - это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность» - «старина» - «наше время», которые педагог заранее наклеивает на панно.

Форма работы «Лента времени» может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени. Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших исследований.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работа с дошкольниками решает следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников : умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», может найти большой отклик у мальчишек. Главной задача этого панно – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Большой интерес может вызвать создание «Ленты времени» по теме «Мой родной город» так как будет способствовать патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

Опыт работы показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Работа с «Рекой-лентой времени» охватывает все направления развития детей дошкольного возраста.

Художественно- эстетическое развитие.

Изготовление «ленты» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают,наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции.

На занятиях с «лентой» часто используется музыка: ритуальные танцы древних людей, хороводы старины, пение песен при лучине и т. д.

Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие. В дальнейшем дети используют увиденное в свободном рисовании, лепке и другом творчестве.

Социально-коммуникативное развитие.

Процесс работы с «рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты. Рассматривая на «ленте» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей стране, ее культуре, истории.

Познавательное развитие.

Работа с «рекой времени» способствует развитию у детей любознательности и познавательных интересов. Именно «лента» помогает детям понять ретроспективу окружающего мира. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее». Формирование представлений о времени вызывают особые трудности у дошкольников. Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «ленты-реки времени».Именно «лента» помогает дошкольнику понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными. Благодаря «реке» дети представляют наглядно, что цивилизация продвигается вперед благодаря человеку, который создает и совершенствует рукотворный мир.

У детей формируются простейшие связи, на пример, дети могут рассуждать так : «Ружей не было в древности, так как тогда еще не придумали металл, порох», «Люди писали на скалах, потому что тогда не придумали еще бумагу», «Пушкин писал пером, потому что не было еще ручек» и т. д.

Речевое развитие.

Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнают много новых слов, у них расширяется словарный запас.

Изучая освещение дети узнали слова - лучина, светец, керосинка;

при изучении жилища- пещера, иглу, изба; одежды- лапти, кушак, армяк, капор и т. д. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.

Физическое развитие.

Все занятия с «рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют задания, делают опыты. При этом сохраняется принцип выбора. Дети выбирают, чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки проходят в виде танцев, хороводов, логоритмики, пантомимы.

Отражается на «ленте» и история спорта, возникновение Олимпиады, различных видов спорта.

Интеграция образовательных областей при работе с «Лентой времени» хорошо вписывается в проектный метод, который по ФГОС ДО является ведущим методом в работе с детьми.

Уважаемые педагоги, это немногие методики, которые мы с вами можем использовать в работе с детьми не только по развитию речи, но и в других образовательных областях. Надеюсь, материал был вам полезен.

Спасибо за внимание и активность!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 15 июня 2023 в 22:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД