Получи документы

Педсовет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»

Татьяна Байгашева
Педсовет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Педагогический совет

на тему:

«Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»

Подготовил и провел

старший воспитатель: Байгашева Т. А.

с. Калтасы

2018г.

Цель педсовета - мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

Задачи:

Публикация «Педсовет „Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества“» размещена в разделах

• обосновывать роль технологии сотрудничества в условиях внедрения ФГОС ДО;

• определить понятия «Социально-коммуникативная деятельность» и «сотрудничество»;

• познакомить с этапами развития сотрудничества у дошкольников и способами организации совместной деятельности;

• познакомить с опытом использования технологии сотрудничества педагогов ДОО;

• стимулировать воспитателей к самоанализу своей деятельности;

• разработать план по внедрению технологии сотрудничества в практику работы педагогического коллектива.

Ход педсовета

Распределение на микрогруппы

Игра «Грибы и лукошко»

Старший воспитатель разрезает открытки с изображением смешариков на 6 частей. Перемешивает их и раскладывает на столе – это «грибы». Педагоги берут «грибы» и объединяются в группы с теми, кто выбрал другие фрагменты данной картинки. Каждая группа складывает «грибы» в «лукошко» так, чтобы получилась целая картинка. В результате педагоги делятся на 3 команды:

1-я команда: корреспонденты телеканала «Карусель» (задающие вопросы);

2-я команда: участники «Клуба любителей смешариков» (реализующие технологию сотрудничества);

3-я команда: «Шарарам» (анализирующие).

Вступительная часть

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, мы знаем, что не все дети комфортно чувствуют себя в детском саду, не всегда в группе благоприятный эмоциональный климат. Воспитанники испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Как вы думаете: что мешает общению детей? (Педагоги предлагают варианты ответов). Сегодня мы постараемся определить, что нужно, чтобы сформировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, научить детей сотрудничать.

Теоретико-практическая часть

(педагоги смотрят мультфильм «Мораль» из цикла «Смешарики: Азбука доброжелательности» (реж. – А. Аверьянова, 2009).)

Старший воспитатель: В мультфильме о смешариках отражены проблемы, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Мультипликационный герой говорит: «Любую совместную работу нужно правильно организовать. Хорошая совместная работа поважнее любой сказки будет. Сообща – значит лучше».

Что же такое сотружничество? Как правильно его организовать? Как формировать социально-коммуникативную компетентность дошкольников? Какие технологии использовать?

1. Социально-коммуникативная компетентность

Старший воспитатель: Умение выстраивать отношения со сверстниками развивается в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом дальнейшего развития личности ребенка. Давайте подумаем: что является положительным показателем во взаимодействии ребенка с окружающими?

Вопросы для педагогов:

Как ребенок должен относиться к себе? ( Ответ: позитивно; ребенок должен иметь положительное представление о собственном «я» : кто я? какой я)

Что должен испытывать ребенок, когда решает разнообразные задачи? ( Ответ: быть уверенным в себе, верить в свои силы, чувствовать поддержку.)

Какую позицию должен занимать ребенок в системе взаимодействия с другими детьми? ( Ответ: ребенок должен побывать в разных позициях: руководитель, подчиненный, равноправный партнер).

Каким должно быть отношение ребенка к партнеру по совместной деятельности? ( Ответ: дружелюбным, добрым, открытым.)

Как ребенок должен реагировать на действия других детей, в том числе недружелюбные? ( Ответ: не бояться, реагировать спокойно.)

Что лежит в основе взаимодейсвтия ребенка с другими детьми и взрослыми? ( Ответ: уважение.)

Какие умения нужно сформировать у ребенка, чтобы он мог сотрудничать? ( ответ: умения уважительно относиться к окружающим; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; понимать их эмоциональное состояние.)

Старший воспитатель: отвечая на вопросы, вы перечислили основные составляющие социально-коммуникативной компетентности, которая формируется, в частности, в рамках социально-коммуникативного развития ребенка.

(Старший воспитатель напоминает педагогам, что предполагает социально-коммуникативное развитие детей согласно ФГОС ДО. Выступление сопровождается презентацией.)

2. Определение понятия «Сотрудничество»

Игра «Волшебная палочка»

Старший воспитатель достает волшебную палочку и вручает ее членам одной из микрогрупп. Посовещавшись, педагоги называют слово, которое ассоциируется с понятием «сотрудничество». Затем передают «волшебную палочку» членам другой микрогруппы, которые называют свое слово, и т. д. Участники не могут повторять уже названные слова.

Старший воспитатель: Вы подобрали слова, наиболее близкие к понятию «сотрудничество». Существует много определений данному понятию. Например, сотрудничество – один из типов взаимодействия индивидов, возникающий в совместной деятельности, при котором участники:

осознают общую цель;

планируют процесс ее достижения;

распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера;

осуществляют взаимоконтроль;

несут коллективную ответственность за полученный результат.

Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности.

(Педагоги анализируют определение понятия «сотрудничество»)

3. Самодиагностика

Старший воспитатель: предлагаю провести самодиагностику и определить, с чего нужно начинать работу по формированию социально-коммуникативной компетентности у детей.

Вопросы для педагогов:

взаимодействие и сотрудничество – это одно и то же?

С какого возраста можно целенаправленно обучать детей сотрудничеству?

В каких видах деятельности можно организовать взаимодействие детей с целью развития у них социально-коммуникативных навыков?

Какова должна быть степень овладения детьми материалом в период обучения сотрудничеству : хорошо знакомый материал, новый материал?

Какова должна быть численность детских микрогрупп?

Какую форму взаимодействия нельзя назвать сотрудничеством?

(Старший воспитатель обобщает ответы педагогов.)

Задание

Определите типичные ошибки педагогов при организации взаимодействия детей.

При организации совместной детской деятельности по конструированию воспитатель обратилась к воспитательнице: «Маша будет строить, а ты, Алены, помогай Маше».

Ребенок не справляется с изготовлением поделки. Заметов это, воспитатель просит другого воспитанника помочь ему.

При подведении итогов совместной деятельности педагог обратила внимание детей на то, что все работали дружно.

В процессе совместной деятельности у детей возникли трудности. Воспитатель сразу вмешалась, помогла и предотвратила конфликтную ситуацию.

3. Метод «Шесть шляп»

Старший воспитатель: Теперь я предлагаю проанализировать современные подходы к формированию социально-коммуникативной компетентности у детей. В этом нам поможет метод «Шесть шляп». Перед вами шляпы. Цвет каждой соответствует стилю мышления и поведения мультипликационных героев – смешариков.

Красная шляпа выражает чувства и интуицию. Так, например, Бараш, - чувствительный герой, поэт. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Бараш в красной шляпе.) Надев красную шляпу, вы можете высказать чувства, которые испытываете, когда решаете проблему формирования у детей дружеских чувств.

(Воспитатели по очереди надевают красную шляпу и рассказывают о своих переживаниях.)

Старший воспитатель: Белая шляпа – информационная. Карыч – самый опытный смешарик. Он знает теорию и практику, и не только игры на фортепиано. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Карыч в белой шляпе.) Обратимся к теории. Специалист по дошкольному образованию Лариса Сергеевна Римашевская представила технологию сотрудничества как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей:

Первый этап – «Развиваем эмоции и речь»;

Второй этап – «Осваиваем модели сотрудничества» (состоит из 3 ступеней, на каждой из которых дети усваивают определенную модель сотрудничества);

Третий этап – «Используем самостоятельно способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности» (педагог включает задания для совместного выполнения во все виды образовательной деятельности).

Задание 1

Назовите игры на развитие понимания ребенком эмоционального состояния другого человека.

Задание 2

Предложите коллегам игры на развитие у дошкольников навыков сотрудничества.

Старший воспитатель: Прежде чем требовать от детей согласованности, доброжелательности друг к другу, использования умения договариваться, мы должны знать возможные варианты распределения действий. Вариантами совместного решения задачи могут выступать способы организации сотрудничества : совместно-индивидуальный, совместно-последовательный, совместно-взаимодействующий.

Задание 1

Рассмотрите схемы, на которых наглядно представлены способы организации сотрудничества (автор – Л. С. Римашевская, и выявите различия в организации детской деятельности (работа в группах).

Задание 2

Приведите пример соответствующей деятельности детей к каждому способу организации сотрудничества (работа в группах).

Старший воспитатель: Желтая шляпа – логический позитив. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Крош в желтой шляпе.) Крош – неисправимый оптимист. Сформулируйте преимущества использования технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОО и в работе по формированию социально-коммуникативной компетентности у детей.

(Педагоги высказываются.)

Старший воспитатель: Подведем итог и обозначим, как влияет сотрудничество на самих детей и на образовательную деятельность:

возрастает объем усваиваемого детьми материала и глубина его понимания;

повышается их познавательная активность и творческая самостоятельность;

снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами мотивации;

меняется характер взаимоотношений между детьми;

дети приобретают важные социальные навыки : умение слушать, строить свое поведение с учетом интересов другого, помогать;

педагог получает возможность индивидуализировать образовательную деятельность, учитывать склонности детей, их уровень подготовки, темп работы при делении на группы.

(Старший воспитатель демонстрирует слайд презентации – смешарик Копатыч в черной шляпе.)

Старший воспитатель: Черная шляпа – критика. Копатыч – практик, труженик, относится с подозрением к неизвестным растениям. Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив черную шляпу, поговорим о факторах, которые негативно влияют на формирование навыка сотрудничества у детей.

Игра «Микрофон»

Педагоги выбирают любой предмет (ручку, карандаш, линейку) и используют его в качестве микрофона. В произвольном порядке они передают «микрофон» друг другу и рассказывают о проблемах, с которыми они сталкиваются, используя технологию сотрудничества.

Вариант: педагоги могут договориться об условии смотреть друг другу в глаза при передаче микрофона – передающий взглядом как бы ждет. А отвечающий успокаивает.

Старший воспитатель: Итак, проблемы, которые возникают при организации образовательной деятельности на основе технологии сотрудничества, связаны со следующими причинами.

задания, которые педагоги дают детям на занятиях, фактически не предусматривают возможности для их совместного выполнения;

преобладают фронтальные формы организации дошкольников; совместная деятельность строится по принципу: воспитатель показывает образцы взаимодействия, дети повторяют, не осознавая смысл сотрудничества;

педагоги не уделяют должного внимания формированию групп для совместной деятельности, что вызывает эмоциональные переживания у детей;

исполнительская модель, отсутствие взаимосвязи между формами организации воспитанников на занятии препятствует формированию опыта детского сотрудсничества.

Аналитическая часть

Старший воспитатель: Зеленая шляпа – креативность. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Пин в зеленой шляпе.) Как можно использовать технологию сотрудничества в режиме дня? Покажем на примере опыта работы.

(старший воспитатель проводит анализ открытых просмотров НОД «Организация сотрудничества детей дошкольного возраста на занятиях» и опыт работы педагогов по использованию технологии сотрудничества в режиме дня.)

Старший воспитатель: Синяя шляпа – управление процессом. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Лосяш в синей шляпе.) Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса.

Задание

Наденьте синие шляпы. Корреспонденты телеканала «Карусель» задают вопросы членам «Клуба любителей смешариков» об особенностях реализации технологии сотрудничества. Члены аналитической группы «Шарарам» перечисляют приемы, направленные на развитие сотрудничества и работу в группах, которые они увидели в ходе проведения мероприятия. Затем озвучивают рейтинг активных воспитателей педагогического совета, анализируют работу в группах. Заполните листы самооценки работы в группе.

1) Бланк оценки работы в группе заполнить

2) Лист самооценки работы в группе

Старший воспитатель: Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. (Демонстрируется слайд презентации – смешарик Ежик – миролюбец.) Технология сотрудничества поможет сформировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, развить у детей умение играть и действовать сообща. Выношу проект решения заседания педагогического совета на голосование.

Решение педсовета

• Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми. Срок: постоянно.

• Сместить акценты с фронтальных форм организации детей на подгрупповые в ходе образовательной деятельности. Срок: постоянно.

• Создавать банк методических разработок педагогов, которые эффективно используют технологию сотрудничества в работе с детьми. Ответственные: старший воспитатель, педагоги. Срок: до.

• Одобрить опыт педагогов по использованию технологии сотрудничества в режиме дня.

(Проект решения утверждается единогласно всеми участниками педагогического совета.)

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению Вашему вниманию предлагаю доклад моей работы на тему: «Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой.

Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности Презентация 1 слайд: Тема: «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности». 2слайд: Актуальность: Игра дает.

Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи:.

«Развитие социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством знакомства с пуговицей». Проект Проект по социально- коммуникативному развитию «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего возраста посредством знакомства.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Технологии развития зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями "Современные технологии в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями".

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 10:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД