МААМ-картинки

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Светлана Большакова
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то народную куколку с ребятами сделаем, то в народные игры играем. Мне давно хотелось поделиться с вами перспективным планом по этому проекту, даже некоторым друзьям я его высылала по электронной почте. Но план был в таблице. Как-то я пыталась его выложить в пост, но оказалось, что количество знаков превышает указанный лимит. Вот наконец, я его переработала и готова поделиться, вдруг кому-нибудь пригодится.

Публикация «Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Я очень благодарна Наталье Поповой за помощь в подборе подвижных народных игр. Благодарю и всех маамовцев, чьи презентации я использовала в занятиях.

Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Цель: Сформировать у детей интерес к познанию истории и культуры русского народа.

Задачи:

-Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.

-Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, народной музыкой, искусством.

-Учить слышать и понимать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством;

-Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине.

-Объединять усилия детского сада и семьи.

Ожидаемый результат:

Дети с удовольствием слушают и поют русские народные песни, знают названия народных музыкальных инструментов и на слух различают их звучание в аудиозаписи (гармонь, балалайка, гусли, трещётки, ложки и т. д., знают и используют в повседневной речи пословицы и поговорки, загадки, потешки. Дети знают русские народные сказки, рассказывают и инсценируют их. С интересом слушают авторские сказки о народных куколках, ремеслах, праздниках. Играют в подвижные, хороводные и словесно-развивающие игры. Различают и называют гжель, дымковскую, филимоновскую, хохломскую, жостовскую и др. росписи. Делают поделки из глины и расписывают их. С удовольствием делают народных кукол из ткани и природных материалов и обыгрывают их в сюжетно-ролевых играх. Родители активно откликаются на помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, выставок и т. д.

Месяц Сентябрь.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

-НОД «Как люди раньше жили на Руси», презентация «Приобщение детей к истокам русской культуры»;

-НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей, презентация «Ой, рябина кудрявая…».

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

-Знакомство с песенками-потешками, народными считалками;

-Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная»;

-Чтение сказки «Рябинка», Т. Кирюшатова;

Декоративно-прикладное творчество

-Рисование «Роспись русской печки»;

-Ручной труд «Куколка-кувадка», куколка Рябинка;

Народная музыка

-Слушание «Калинка»;

-Пение «Пойду ль, да выйду ль я»;

-«Танец с колосьями» муз. И. Дунаевского из к/ф «Кубанские казаки»;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

-П/и «Краски», «Золотые ворота»;

-Д/и-лото «Наши любимые сказки»;

-С/р «Дочки-матери», используя игровые народные тряпичные куклы и игровые предметы русского быта;

Формы взаимодействия с родителями

-Консультация «О приобщении детей к русской народной культуре»;

-Осенний праздник в народных традициях «Капустница»;

Месяц Октябрь

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

-НОД «Богатыри земли Русской», презентация;

-Беседа «Куклы на Руси», презентация «Народная кукла-оберег»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

-Чтение русских народных былин;

-Осенние загадки;

-Русская народная сказка «Гуси-лебеди»;

-Сказка «Крупеничка», Т. Кирюшатова;

Декоративно-прикладное творчество

-«Куколка-утешница» - совместная деятельность;

-Рисование «Отпечаток листьями»;

Народная музыка

-Пение «А я по лугу»;

-Слушание «Ой, рябина кудрявая»; «Эх, ухнем»;

-Пляска «Сударушка»

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

-Хор/игра «На горе-то калина»;

-П/и «Гуси-лебеди»

-Д/и «Загадки-отгадки»; «Узнай дерево»;

Формы взаимодействия с родителями

-Консультация «Читайте детям сказки»;

Месяц Ноябрь

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

-НОД «История русского костюма» с презентацией;

-Беседа «Какую обувь носили на Руси», презентация «История валенок»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

-Русские народные пословицы и поговорки с использованием мнемотаблиц;

-Загадки о погоде и природе;

-Сказка «Десятиручка», Т. Кирюшатова

Декоративно-прикладное творчество

-Рисование «Ай да сарафан»;

-Рисование «Расписные валенки»;

Народная музыка-Пение «Лиса по лесу ходила»;

-Муз. -ритмические движения под р. н. музыку «Ах, улица, улица широкая»

-Слушание «Красный сарафан»;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

-Хор/и «Как на тоненький ледок»;

-П/и «Дятел»;

-Д/и «Что было раньше, что - сейчас»;

Формы взаимодействия с родителями

-Экскурсия в Пушкинский историко-литературный музей, интерактивное занятие по ознакомлению с бытом русского народа;

-Развлечение ко дню матери «При мамочке тепло»;

Месяц Декабрь

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

-НОД «Скоро, скоро к нам придет долгожданный Новый год», презентация «Новый год»;

-Беседа о процессе прядения и ткачества. Презентация «Рукоделие на Руси»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

-Чтение р. н. сказки «Царевна-лягушка»;

-Зимние загадки;

-Сказка «Кукла-мамушка»; «Золотое бёрдышко», Т. Кирюшатова;

Декоративно-прикладное творчество

-Народная кукла-санница;

-Рисование «Расписные саночки»;

-Аппликация «Разноцветная варежка для деда Мороза»

Народная музыка

-Пение «Скок-скок, поскок»;

-Пляска «Прялица»;

-Слушание «В лунном сиянии», Г. Свиридов «Зима пришла», «Тройка»;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

-Хор/игра «Ходит Ваня»;

-П/и «Два мороза»;

-Р/и «Назови старинные музыкальные инструменты»;

-С-р/и из серии «Дочки-матери» - «Катание на санках»;

Формы взаимодействия с родителями

Помощь родителей в создании мини-музея «Русская изба»;

Рекомендации родителям: посетить с детьми «Музей Этнографии России, Инженерный пер., 4

Месяц Январь

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

Беседа «Народные промыслы: дымковская, хохломская, городецкая, гжель, деревянные и берестяные изделия и т. д.»

НОД «Из истории ложки» с презентацией «Русские народные промыслы»;

Устное народное творчество и литературные сказки

Рассказывание русской народной сказки «Садко»

Сказка «Параскева-пятница». Т. Кирюшатова.

Сказка «Ложкарь Прошка и козья ножка». Т. Кирюшатова

Декоративно-прикладное творчество

Лепка дымковской игрушки из глины с последующей ее росписью

Граттаж «Хохломская ложка»

Народная музыка

Слушание «Ой, мороз, мороз», «А я чайничала, самоварничала»;

Пение «Спите, куклы»; р. н. м.

Русская пляска с ложками;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

Хор. игры «Ветер», «Звонарь»;

П/и «Пятнашки»;

Д/и-лото о русских ремеслах «Дело мастера боится»;

Игры со снегом на прогулке, строительство снежного городка

Формы взаимодействия с родителями

Консультация для родителей «Русские промыслы»;

Конкурс домашней совместной поделки «Золотая старина», на темы различной народной росписи.

Рекомендации родителям посетить с детьми Музей Варежки, наб. Мойки, 87

Месяц Февраль

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

Беседа «Жостовский букет»;

Беседа «Ай да, каша – пища наша», с презентацией;

Устное народное творчество и литературные сказки

Русская народная сказка «Семь Симеонов»;

Сказка «Убоженька». Т. Кирюшатова;

Декоративно-прикладное творчество

Рисование «Жостовский поднос»;

Ручной труд Кукла Убоженька;

Народная музыка

Пение «Колыбельная», р. н. м. ;

Слушание «Я на горку шла»; «Ой, да не вечер»

Пляска «Пошла млада» р. н. м.

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

П/и «Цепи кованные»;

Игра малой подвижности «Ехал грека»;

Д/и «Страна мастеров» (кубики);

Формы взаимодействия с родителями

Консультация «Народные праздники на Руси»;

Мастер-класс для родителей с детьми «Птица счастья» из ткани

Месяц Март

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

Беседа о празднике Масленица с рассматриванием картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», Б. Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица. Гармонист»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

Русская нар. Сказка «Не плюй в колодец, пригодится воды напится»;

Сказка «Мартинички». Т. Кирюшатовой;

Сказки «Маслёна», «Весняночка», Н. Майданик;

Декоративно-прикладное творчество

Кукла Масленица, ручной труд

Куклы Мартинички, ручной труд

Народная музыка

Пение «Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари», «Ой блины, блины, блины»

Слушание А. Гречанинов «На гармонике»

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

П/и «Дрёма»;

Словесные игры «Молчанка», «Голосянка»;

Д/и «Сложи картинку»;

Формы взаимодействия с родителями

Выставка маминых и бабушкиных рукоделий «Делаем сами своими руками»

Месяц Апрель

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

НОД с интеграцией «Ай, да березка»;

НОД «Хлеб всему голова» с презентацией «Хлеб – наше богатство»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

Русская народная сказка «Сынко-Филипко»;

Сказки «Куколка Берестушка», «Лоскутное одеяло» Т, Кирюшатова;

Сказка «Поленушка» Н. Медяник;

Декоративно-прикладное творчество

Рисование «Березовая роща»;

Ручной труд «Зайчик-на-пальчик» - народная кукла к празднику Пасхи;

Народная музыка

Танцевальный этюд под р. н. м. «Ах ты, береза»;

Слушание «Летел голубь», «Во поле береза стояла»;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

Х/и «Во поле береза стояла», «Заря-Заряница»;

П/и «Змейка», «Пятнашки»;

Д/и «Делу – время, а потехе - час»;

Формы взаимодействия с родителями

Конкурс совместной детско-родительской работы «Русская березонька»;

Рекомендации родителям посетить с детьми Музей Хлеба на Лиговском пр., 73

Месяц Май

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

НОД «Кукуруза – королева полей» с презентацией;

Беседа о кружевницах с презентацией «Русское кружево»;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

Авторские кукурузные сказки из книги «Путешествие в страну Кукурузия»;

Сказка «Сажение по бели» Т. Кирюшатова;

Декоративно-прикладное творчество

Рисование и лепка на тему «Кукурузная планета»;

Ручной труд Куколка Коза из талаша (кукурузных листьев);

Рисование кружев белилами по цветному фону;

Народная музыка

Пение «Как пошли наши подружки»;

Слушание «Ты воспой в саду, соловейка»;

Пляска «Посеяли девки лен»

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

Хор/и «Земелюшка-чернозем»;

П/и «Коршун и цыплята», «Кукуруза»;

Д/и «Злаки»;

Формы взаимодействия с родителями

Консультация «Мудрость предков»

Месяц Июнь

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

НОД «Россия – родина моя» с презентацией ко дню России;

Устное народное творчество и литературные сказки о куклах-оберегах

Русская народная сказка «Белая уточка»;

Загадки о лете;

Сказка «Куколка Покосница», Т. Кирюшатова;

«Кружевные сказки», Е. Тринова

Декоративно-прикладное творчество

Рисование «Флаг России»;

Ручной труд – куклы из сена;

Народная музыка

Пение «Котя-коток», р. н. м. ;

Слушание «Солдатушки, бравы ребятушки»;

Слушание музыки из сборника Ю. Чичкова «Ромашковая Русь»: «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша хохлома»;

Игры (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые)

Хор/и «Пузырь», «Веночек», «Золотые ворота»;

П/и «Салки-пересекалки»;

Д/и «Узнай сказку по картинке-подсказке»

Формы взаимодействия с родителями

Праздник «Русской березки».

Используемая литература:

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб, «Детство-пресс», 1998;

• В. Н. Косарева «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2014;

• И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб, «Детство-пресс», 2013

• И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Народный календарь», ООО ИД «Цветной мир» 2013

• Г. М. Науменко «Весна-красна, ты на чем пришла?» - энциклопедия детского фольклора, «Белый город» 2012

• Под ред. Е. И. Якубовской «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников», - СПб. : 2015

• Под ред. Е. И. Якубовской «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях», - СПб. : 2015

• Н. С. Майданик «А может быть это?. (Загадки для детей). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009

• Н. С. Майданик «Первое слово дороже второго!» -Детский фольклор в авторской обработке - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010

• М. Морева «Старославянские куклы-обереги», М. : «Контэнт», 2015

• Ю. О. Моргуновская «Славянские обережные куклы», М. : «Эксмо», 2015

Авторский музыкальный репертуар к проекту:

Ю. Чичков «Ромашковая Русь;

А. Гречанинов «На гармонике» из альбома «Бусинки»;

Г. Свиридов «Зима пришла», «Тройка»;

И. Дунаевский «Пляска с колосьями» из к/ф «Кубанские казаки».

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна Возрастная группа.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Посиделки у бабы Дуни» Программное содержание Формировать представление о различных аспектах жизни на Руси. Закрепить в речи название предметов мебели и кухонной.

Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки,.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе СЕНТЯБРЬ Занятие №1 Тема: «Колыбельные песенки мамы» Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

«Жаворонки». Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры Обряд: «Закликание жаворонков» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: -Продолжать приобщать детей к культурным наследиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 00:27
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД