МААМ-картинки

Перспективные планы руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие (9 фото)

Постнова Наталия Викторовна
Перспективные планы руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА….

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ. «Магазин»…. …

«Семья»…. ….

«Парикмахерская»…. ….

«Водитель»…. ….

«Доктор»…. ….

«Повар»…

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ….

ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРО ПРОФЕССИИ.

ЛИТЕРАТУРА….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Перспективные планы руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие» размещена в разделах

Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания. Игра предоставляет большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша. В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является сюжетно-отобразительная деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Поэтому очень важно на данном этапе осуществлять правильное педагогическое руководство игрой. Для этого очень важно знать условия организации и развития сюжетно-отобразительной игры.

В настоящее время игра используется воспитателями в основном для развития интеллектуальных способностей, а не для развития игры как деятельности. Играть с детьми некогда, минуты в распорядке дня забираются другими видами деятельности. Педагоги зачастую не хотят или не умеют играть, а если и умеют, то не всегда владеют приёмами обогащения игрового опыта, способами планирования.

С. Л. Новосёлова утверждает, что «правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры, окажет воспитателю неоценимую помощь в работе» [1, с. 231].

Для того, чтобы процесс планирования руководства сюжетно-отобразительной игрой был более рационален и эффективен, было создано данное пособие.

Цель создания методического пособия:

внедрение комплексного метода руководства сюжетно-отобразительными играми в педагогическую практику дошкольного образования.

Задачи методического пособия:

-актуализировать вопрос сюжетно-отобразительной игры детей третьего года жизни в педагогической общественности;

-предоставить примерные варианты перспективного планирования руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе;

-предложить разные способы стимулирования сюжетно-отобразительной игры детей;

-дать перечень литературы, которую можно прочитать с детьми третьего года жизни для обогащения содержания сюжетно-отобразительной игры.

Материалы пособия могут корректироваться (последовательность сюжетов, игровой материал, изменение и добавление сюжетов).

Методическое пособие адресовано воспитателям детских садов для детей третьего года жизни.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ

Сюжет «Магазин»

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обучающие

игры Создание, изменение и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель:

Ознакомление детей с профессиональной одеждой, содержанием и орудиями труда продавца.

Способы:

Встреча с мамой-продавцом

Рассматривание средств труда продавца

Рассматривание иллюстраций о труде продавца

Рассматривание картинок со средствами труда продавца

Чтение художественной литературы В. Усик «Продавец книг», «Продавец», Н. Кнушевицкая «Продавец», Ч. Янчарский «В магазине игрушек».

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Дидактическая игра «Кто что делает?»

.

Дидактическая игра «Какие продукты продают в магазине?».

Работа с родителями: попросить родителей организовать с детьми экскурсию в магазин

Цель:

Формирование

игровых действий с предметами-заместителями, воображаемыми предметами; умений самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать способы их решения.

Способы:

Игровая ситуация: «Покупка подарка», «Научим зайку ходить в магазин», «Открылся овощной магазин»

Совместная игра с воспитателем (воспитатель – покупатель, ребенок – продавец)

Дидактическая игра с куклой «Кукла пошла за покупками»

Цель:

создание условий для развития игровых умений детей.

Способы:

Создание игровой обстановки? стеллаж магазина «Овощи -фрукты», «Продукты».

Пошив фартуков и шапочек для продавца

Внесение в игру сумочек, кошельков

Внесение предметов-заместителей: (печенье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, яблоки – шарики, деньги – разноцветная бумага) Цель:

обогащение игровых действий.

Способы:

Проблемная ситуация: «Дома закончились продукты»

Участие в игре детей в роли покупателя

Перспективные планы руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие

Сюжет «Семья»

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обучающие

игры Создание, изменение и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель:

Формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитание желания заботиться о близких.

Способы:

Рассматривание бытовых предметов

Рассматривание иллюстраций о семье

Чтение художественной литературы С. Капутикян «Маша обедает», А. Барто «Машенька», Е. Благинина «Вот какая мама», З. Александрова «Купание».

Беседы на тему «Моя мама», «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий и картин с изображением семьи

Фотоальбомы семей

Цель:

Формирование умений решать игровые задачи, используя игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Способы:

Дидактические игры

«Оденем кукол на прогулку» «Купание куклы»

«Напоим куклу чаем»

«Поможем куклам стол накрыть»

«Скажите ласково о своих родных»

Совместная игра с воспитателем (воспитатель – мама, ребенок – ребёнок; воспитатель – ребенок, ребенок – мама.)

Демонстрация игровых действий

Игровые поручения: покорми куклу,

уложи куклу, погуляй с куклой

Цель:

создание условий для развития игровых умений детей, привлечение детей к изготовлению атрибутов.

Способы:

Внесение посуды, утюга, ванночки, колясок, новой кроватки с постельными принадлежностями.

Внесение в игру предметов-заместителей

Изготовление вместе с детьми блинов из бумаги Цель:

Обогащение игровых действий детей.

Способы:

Участие в игре в роли дочки

Вопросы: «Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдёте с ней гулять?», «Что случилось, почему дочка плачет?»

Игровая ситуация «К нам пришли гости»

Фото №1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Фото №2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО ОТОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ

Сюжет «Парикмахерская»

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обучающие

игры Создание, изменение и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель:

ознакомление с содержанием деятельности парикмахера, средствами труда, профессиональной одеждой

Способы:

Встреча с мамой-парикмахером

Рассматривание средств труда парикмахера

Рассматривание: сюжетных картинок «В парикмахерской» из серии «Кем быть»

Беседа на тему «Мы ходили в парикмахерскую»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «В парикмахерской»

Чтение потешки «Расти коса до пояса».

Рассказ воспитателя: «Как я ходила в парикмахерскую»

Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Беседа на тему «Любимые прически мальчиков и девочек»

Дидактические игры «Что нужно парикмахеру», «Кому что нужно?»;

«Кому нужна расческа»,

«Что лишнее?».

Работа с родителями: попросить родителей организовать экскурсию в парикмахерскую Цель:

формирование умений выполнять игровые действия с игрушками, предметами-заместителями.

Способы:

Дидактическая игра «Кукла в парикмахерской»

Совместная игра с воспитателем (воспитатель - парикмахер, ребенок – клиент; воспитатель – клиент, ребенок – парикмахер)

Игровая ситуация «Покажи кукле, как работает парикмахер»

Игровая ситуация «звонок по телефону» (с использованием предмета-заместителя, воображаемого телефона).

Цель:

создание условий для развития игровых умений детей, привлечение детей к изготовлению атрибутов.

Способы:

Продуктивная деятельность «Расческа для мишутки»

Внесение атрибутов для игры:

1. Накидка для клиента.

2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры

3. Разные виды расчесок.

4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.

5. Бигуди на один оборот пряди.

6. Пластмассовые ножницы

7. Игрушечный фен.

8. Зеркало.

9. Фартук-накидка для парикмахера.

10. Полотенце.

11. Заколки, резиночки, бантики 12. Стульчик.

Внесение предметов - заместителей: кирпичик – расческа, катушка из под ниток – бигуди, фен – коробочка из под сока.

Внесение деталей костюма (красивый фартук).

Создание предметной игровой ситуации «Парикмахерская»

Цель:

побуждение детей переносить в самостоятельную игру полученные знания и умения в обучающих играх.

Способы:

Проблемная ситуация «Хотелось бы сделать прическу»

Проблемная ситуация «Ножницы сломались»

Проблемная ситуация: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

Вопросы:

- Может твоя дочка хочет сходить в гости?

- Кому ты хочешь позвонить?

Фото №3 Парикмахерская Фото №4 Повар ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ

Сюжет «Водитель»

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обучающие

игры Создание, изменение и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель:

ознакомление с содержанием деятельности водителя, средствами труда

Способы:

Рассматривание

грузовой машины

Встреча с водителем, который привозит продукты в детский сад

Наблюдение за тем, как водитель ухаживает за машиной (моет её, меняет детали, смазывает их маслом)

Наблюдение за общением повара и водителя

Рассматривание иллюстраций о машинах

Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Рассказывание сказки-быль о том, как повар без помощи шофёра не мог угостить детей вкусными ватрушками

Работа с родителями:

Попросить родителей проехать с детьми на автобусе, во время поездки в автобусе обратить внимание детей на работу водителя

Цель:

формирование игровых действий с предметами-заместителями, воображаемыми предметами; самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать способы их решения; развитие ролевых диалогов.

Способы:

Совместная игра с воспитателем (воспитатель – водитель, ребенок – пассажир; воспитатель – пассажир, ребенок – водитель)

Игровая ситуация: нужно перевезти большой чемодан и укрепить его верёвкой, чтоб он не упал

Игровая ситуация: сломалась машина, нужен домкрат Цель:

создание условий для развития сюжетно-отобразительной игры детей, привлечение детей к изготовлению атрибутов

Способы:

Внесение макета машины, рулей, предметов одежды для выполнения роли шофёра: фуражка, куртка, игрушечных инструментов: гаечный ключ, молоток, отвёртка. Цель:

обогащение содержания игры

Способы:

Участие в игре детей в роли пассажира

Диалог с водителем: где мы проезжаем? Что это за дом стоит у дороги?

Вопросы: «Что за груз ты везешь?» «Куда?» «Откуда?»

Просьбы: «Ты шофёр? Я очень опаздываю. Ты меня не подвезешь?»; «Шофёр, пожалуйста, отвезите меня с ребятами на дачу»

Предположение: «Машина не так шумит, может бензин кончается или что сломалось»

Вопрос: Что случилось с машиной, почему так сильно гудит мотор?

Указание: Так много ездил, машина испачкалась

Совет: Спроси, может нужные инструменты есть у другого шофёра?

Реплика: Как много людей стоит на остановке. Где же шофёр автобуса?

Фото №5 ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРО ПРОФЕССИИ

Сюжет «Доктор»

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обучающие

игры Создание, изменение и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель:

ознакомление с содержанием деятельности врача

Способы:

Экскурсия в медицинский кабинет

Встреча с мамой (папой)-врачом

Чтение стихотворения А. Барто «Зайка»

Рассматривание иллюстраций по теме «Доктор»

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Цель:

формирование игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами; самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать способы их решения; развитие ролевых диалогов.

Способы:

Дидактическая игра «Кукла заболела»

Дидактическая игра «Зайчик промок под дождем» (по мотиву стихотворения А. Барто «Зайка»)

Совместная игра с воспитателем (воспитатель – врач, ребенок – пациент; воспитатель – пациент, ребенок – врач) Цель:

создание условий для

развития сюжетно-отобразительной игры, привлечение детей к изготовлению атрибутов.

Способы:

Внесение атрибутов:

коробочки для хранения игрового оборудования;

одежды (халат, колпак);

копий мед. инструментов;

предметы-заместители (строительный материал, тряпочки) Цель:

обогащение содержания игры

Способы:

Участие в роли пациента

Проблемная ситуация:

Кукла грустная сидит

Фото №6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда когда он живет в мире игры сказки музыки фантазии творчества Фото №7 Без этого он засушенный цветок

Сюжет «Повар»

Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности Обогащение игрового опыта Изменение предметно - игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми

Цель: Ознакомление детей с профессией – повар, его обязанностями на работе.

Задачи: познакомить с профессией повара, его трудовыми процессами, с предметами –помощниками; закреплять знания о столовой посуде; развивать память, наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, Цель: развитие и поддерживание интереса к игре, способствование развитию игровой деятельности.

Задачи: формировать способы решения игровых задач (игровые действия с игрушками, предметами-заместителями); обогащать игровой опыт детей; своевременно формировать игровые действия с предметами-заместителями; побуждать самостоятельно, ставить игровые задачи и выбирать способы их решения. Цель: создание условий для развития игровых умений детей.

Задачи: познакомить детей с атрибутами игры, активизировать словарь детей; обогащать развернутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием Цель: способствование развитию навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Задачи: побуждать переносить в самостоятельную игру полученные знания и умения в обучающих играх, сформировать положительные взаимоотношения между детьми.

1. Экскурсия на кухню детского сада, знакомство с поваром Людмилой Анатольевной.

2. Беседа о поваре.

3. Рассматривание картин, иллюстраций.

4. Чтение художественной литературы Б. Заходер «Все работы хороши», В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе», загадки.

5. Рассказ воспитателя «Как готовит моя бабушка»

6. Рассказы детей «Мама на кухне повар» Дидактические игры: «Кому что нужно?»- учить соотносить орудия труда с профессией, примерять на себя роль представителей разных профессий, «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Собери картинку», «Найди предметы для повара». Рассматривание картин по теме: «Овощи фрукты», «Посуда», «Повар».

Позвонить, по телефону пригласить гостей на обед.

Внести атрибуты фартуки, посуду, овощи, фрукты, предметы-заместители. Совместная игра детей с воспитателем: «Узнай на вкус», «Готовим борщ», «Приглашаем гостей на обед», «Готовим компот для куклы Кати»

Вопросы: «Что будем варить?», «Ты мне будешь помогать?», «А что для супа нужно?», «Сколько будет вариться?», «А для чая какую посуду поставишь?».

Игровая ситуация «К нам пришли гости»: задачи научить детей распределять роли, выбирать нужные атрибуты и правильно их использовать.

Просьба, предположения: «Положи вафли, сахар», «Я принесу суп», «Осторожно он горячий», «Принеси, пожалуйста, посуду из шкафа», «Приятного аппетита», «Потом будем пить компот из ягод», «Спасибо».

Работа с родителями: Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-отобразительной игре «Повар», сшить поварские колпаки. Вместе с детьми сварить компот из ягод и фруктов.

Фото №8 Сухомлинский Публикация Перспективные планы руководства сюжетно отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие размещена в разделах Дидактические игры Планирование

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ

С. Чертков «Детям о профессиях»

Сказки и загадки о профессиях

Р. Скарри «Город добрых дел»

И. Карпова «Пекарь»

Твоя первая энциклопедия издательство «Махаон» «Кем быть»

И. Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии»

В. Усик «Продавец»

Б. Заходер «Веселые стихи о профессиях»

К. Чуковский «Айболит»

С. Михалков «Стихи»

Е. Благинина «Стихи»

А. Барто «Стихи для детей»

В. Маяковский «Кем быть?»

Р. Кошурникова «Космонавтом быть хочу»

Г. Лукомский, Ю. Березов «Хочу быть хирургом»

Л. Токмаков «Мишин самоцвет»

В. Гальченко «Приключение пожарного»

Ф. Лукичева «Мишкин электровоз»

О. Слезкина «Галин чайник»

Б. Ряховский «Золотая полоса»

Е. Жуковская «Ситцевая улица»

С. Гарин «Про смелых людей и железную гору»

ЛИТЕРАТУРА

1. Игра дошкольника [Текст]/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др. ; под ред. С. Л. Новосёловой. – Москва: Просвещение, 2001.-286 с.

2. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа / Н. Ф. Губанова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.

3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина. – Москва: Просвещение, 2000.- 96 с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 7-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007.- 416 с.

5. Лещинская-Гурова, О. В. На пороге дошкольного детства: у истоков игры / О. В. Лещинская-Гурова. Компьютерная вёрстка и дизайн А. П. Гуров (Antoshk@). – Нижний Новгород, 2004.- 127 с.

6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая; под ред. Т. А. Марковой. – Москва: Просвещение, 1999.

7. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва: Линко-Пресс, 2009.- 96 с.

8. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. – Москва: Просвещение, 1999. - 96 с.

9. http://vmeste.opredelim.com/docs/55900/index-14411.html

Публикации по теме:

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Конспект организации и руководства дидактической игрой с детьми средней группы Дидактическая игра (настольно- печатная) «Корзиночки с овощами и фруктами» Дидактическая задача: - формировать умение различать овощи,.

Конспект руководства подвижной игрой «Ловля бабочек» Выполнила Михеева Татьяна Константиновна Воспитатель ДОУ №20 «Пятачок», пгт Новосемейкино, Красноярского района Самарской области Конспект.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Почта» в старшей группе детского сада Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Почта» в старшей группе детского сада 1. Задачи: - Познакомить воспитанников с организацией «Почта»,.

Перспективные планы работы Перспективный план работы месячник безопасности в подготовительной логопедической группе №11 «Енотики» сентябрь 2015 года 4сентября Чтение.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Водители и пешеходы» Конспект-руководство сюжетно - ролевой игрой по ПДД для детей среднего возраста на тему: «Водители и пешеходы» Выполнила: воспитатель МДОУ.

Перспективный план развития руководства игрой-драматизацией по сказке «Колобок» Перспективный план развития руководства игрой – драматизацией По сказке «Колобок» Задачи развития и воспитания : - развитие умений театрально.

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой по сказке «Колобок» Перспективный план развития руководства игрой – драматизацией По сказке «Колобок» Задачи развития и воспитания : - развитие умений театрально.

Подробный комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Зоопарк» в старшей группе ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ Экскурсия детей с родителями в зоопарк и дельфинарий Музыкальное слушание: "Журавли " муз. А. Лившица, сл.

Проект организации сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Космическое путешествие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №96 второй категории" Проект организации сюжетно- ролевой игрой В подготовительной группе «Космическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективные планы руководства сюжетно-отобразительной игрой в первой младшей группе Методическое пособие
Опубликовано: 24 октября 2016 в 14:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД